Interested Article - Дежа вю (фильм, 1989)

« Дежа вю » — советско - польский художественный фильм 1989 года режиссёра Юлиуша Махульского . Гангстерская авантюрная комедия - фарс , действие которой происходит в Чикаго и в Одессе .

Сюжет

Март 1925 года . В США сухой закон . Мафия чикагских бутлегеров разыскивает некоего Мика Нича — Микиту Ничипорука ( Владимир Головин ), который оказался стукачом . Выясняется, что он сбежал в советскую Одессу ( Украинская ССР ), где организовал «великий самогонный путь» по доставке самогона по побережью Северного Ледовитого океана из молодого СССР в США (20 000 бутылок, из которых 500 пустых) под прикрытием вывески булочной.

Для ликвидации предателя нанимается самый знаменитый нью-йоркский киллер — американский гангстер польского происхождения Джон Поллак по прозвищу «Профессор» ( Ежи Штур ), под видом энтомолога следующего на Суматру ловить бабочек. Поллак прибывает в Одессу под легендой «навестить могилу отца», чтобы выполнить контракт на ликвидацию предателя.

В поисках своей жертвы Поллак попадает в самые невероятные ситуации, связанные со спецификой жизни советской Одессы в эпоху начала построения социализма и Новой экономической политики . Сначала, поскольку он оказывается первым пассажиром рейса « » Нью-Йорк Марсель Стамбул Одесса (пароход « Феодосия »): ему устраивают шумную и торжественную встречу в порту, навязывают культурную программу пребывания в СССР и приставляют гида — комсомолку Аглаю Глушко ( Галина Петрова ). К тому же его осаждают пионеры и журналисты. Всё это время Джон безуспешно пытается освободиться от совершенно не нужного ему сопровождения.

Далее в гостинице Поллаку вначале повреждают ручку от тележки кофра, которая на самом деле была стволом разобранной и спрятанной в багаже винтовки. Потом его поселяют в номере, который оказывается трёхместным, и Поллак вынужден делить его с харьковским кооператором Петром Мусиевичем Кривонощенко ( Виктор Степанов ), а позже ещё и с кооператорами — евреем Абрамом Семёновичем из Владивостока и узбеком Ахмедом из Ташкента .

Обменивая нелегально доллары в булочной, Джон узнаёт в одном из её работников Микиту Ничипорука и передаёт ему посылку с дохлой рыбой. Ничипорук понимает, что на языке чикагской мафии это означает смертный приговор. Подручный Ничипорука Японец ( Николай Караченцов ), не веря, что в Одессу действительно приехал мафиози, всё-таки советует Миките скрыться в Куяльнике и пытается расправиться с американским киллером.

В попытке оторваться от гида Аглаи и в поисках оружия Поллак натыкается на группу армян, которые принимают его за своего родственника-эмигранта, так как фамилия этой многочисленной армянской семьи — Полакян. Они обещают Джону достать оружие.

Армяне спаивают его и приводят на кладбище, где похоронены члены семьи Полакян, в том числе женщина, чью могилу показывают Поллаку, говоря, что это могила его матери, и могилу недавно убитого мужчины, сообщая, что этот убитый — его брат, за смерть которого он должен отомстить.

Джон просыпается утром в поезде среди всё той же многочисленной армянской семьи. Те сообщают ему, что едут в Ереван ( Армения ), так как там скрывается убийца его «брата». Поллак на ходу прыгает из поезда. Ударившись головой и получив ретроградную амнезию , он забывает о своей первоначальной цели и теперь живёт согласно своей легенде — просто как профессор. Ничипорук, по наводке Японца встретившись с киллером, расстреливает его из « Томпсона », однако убитым оказывается не Поллак, а его «коллега» — русский профессор-энтомолог Бабочкин ( Всеволод Сафонов ). В результате Поллак переживает несколько покушений на себя и цепь потерь и возвращений памяти, периодически испытывая дежавю .

После очередной неудачной попытки убийства «Профессора» Японец встречает Поллака в нелегальном казино, расположенном в подвале той же булочной, связывает его и пытает. Освободившись, Поллак всё-таки выходит на след Ничипорука.

Однако, выследив свою жертву, Джон невольно помогает сотрудникам милиции, которые ведут активную борьбу с самогоноварением, арестовать самогонщика. В отделении Поллак узнаёт, что все, кто постоянно попадались ему на глаза, — кооператор Кривонощенко, работник кладбища, влюблённая пара Жорж ( Олег Шкловский ) и Дита ( Лиза Махульская ) — работники милиции, которые следили за ним по «ложному обвинению». Однако Джон заявляет, что обвинение — не ложное, и требует посадить его в одну тюрьму с Ничипоруком, так как в Америке его ждёт смертный приговор за невыполнение оплаченного контракта на убийство. В милиции ему не верят и насильно сажают на пароход, следующий до Суматры. Поллак после нескольких неудачных попыток сбежать с судна всё-таки остаётся в Одессе, но попадает в психиатрическую лечебницу с диагнозом паранойя .

Фильм заканчивается эмиграцией из Одессы в Нью-Йорк ( 1927 год ) бывшего подручного Ничипорука Японца и прибытием в Одессу другого киллера ( Войцех Высоцкий ), который должен расправиться с самим Поллаком за невыполнение контракта. Однако новый убийца тоже оказался юбилейным — тысячным — пассажиром рейса «Русфлота» Нью-Йорк — Марсель — Стамбул — Одесса (пароход « Абхазия »). Его также встречает Глушко из «Русфлота» с группой (в составе её группы присутствует пионер-активист и портье Костя ( Василий Мищенко ) из гостиницы и сержант Васин ( Виктор Павловский ), игравший кладбищенского сторожа) и лейтенант Афродита Переплётчикова в образе цыганки. Удивлённого посланника мафии задаривают, подхватывают на руки и вместе с багажом запихивают в автомобиль. Становится ясно, что до Джона Поллака он не доберётся.

Съёмочная группа

В ролях

Композитор и звуковая дорожка

Основная музыкальная тема кинофильма — песенка «Deja vu» (стилизованная под американскую музыку 1920-х годов , женский вокал ), написана композитором фильма ( польск. ) на слова ( польск. ). Исполняет ( польск. ) .

Съёмки

  • В «Дежа вю» Поллак невольно участвует в съёмке фильма « Броненосец „Потёмкин“ »: в одной из сцен он гонится за Ничипоруком по Одессе, и они попадают на Потёмкинскую лестницу , где именно в этот момент режиссёр Сергей Эйзенштейн снимает знаменитую сцену расстрела демонстрации.
  • Мафиози, появляющиеся в сценах в Чикаго , носят фамилии видных деятелей Голливуда итальянского происхождения — де Ниро , Чимино , Скорсезе , Пачино , Коппола , де Пальма , Сталлоне и т. д.
  • Согласно сюжету фильма, киллер из США, посланный убить Поллака, прибывает в Одессу на теплоходе «Феодосия» (на одном из кадров виден трап корабля с таким названием). Действие эпизода происходит через 18 месяцев после основного сюжета. Таким образом, киллер оказался не только тысячным пассажиром маршрута, но и одним из первых пассажиров «Феодосии» (его изображает корабль «Абхазия», который был спущен на воду 29 ноября 1927 года) .
  • В фильме использован фрагмент оперы Джакомо Пуччини « То́ска ». В финальной сцене оперы персонаж Каварадосси ожидает, что казнь будет ложной и готовится притвориться убитым, но заряды оказываются настоящими. В фильме киллер стреляет в оперного актёра одновременно с солдатами, и тот, ко всеобщему неведенью, падает убитым по-настоящему.
  • Здание, где гонят самогон, в реальности — библиотека в Книжном переулке в Одессе, который также был использован для съёмки уличных сцен.
  • Гостиница где снимали кино: Бристоль (гостиница, Одесса) .
  • Кладбище, которое посещают три раза: Второе Христианское кладбище Одессы .

Примечания

  1. Это следует из даты съёмок фильма « Броненосец „Потёмкин“ », а также того, что Джон Поллак едет из США на пароходе «Феодосия» вместе с Владимиром Маяковским , американская поездка которого состоялась именно в этом году. Вместе с тем Владимир Маяковский никак не может читать при выходе из таможни свои «Стихи о советском паспорте», так как это стихотворение было написано только в 1929 году.
  2. . Дата обращения: 11 июля 2018. 12 июля 2018 года.
  3. от 28 марта 2007 на Wayback Machine на сайте filmpolski.pl
  4. . Военно-морской флот России XX века (15 марта 2007). Дата обращения: 7 апреля 2011. 20 мая 2013 года.
  5. . Корабельный портал (16 октября 2008). Дата обращения: 7 апреля 2011. 20 мая 2013 года.

Ссылки

Источник —

Same as Дежа вю (фильм, 1989)