Теория основного мифа
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портрет на фоне мифа» — книга Владимира Войновича , выпущенная в 2002 году издательством « Эксмо-пресс » и вызвавшая резонанс в литературном сообществе. Полемическое произведение с элементами мемуаристики посвящено Александру Солженицыну и сложившимся вокруг него мифам.
Книга начинается с воспоминаний о том, как в 1961 году Александр Твардовский знакомил читающую Москву с произведением « Щ-854 » («Один день Ивана Денисовича»). Его автор, имевший псевдоним А. Рязанский, был неизвестен, но многим сразу стало понятно, что в литературу пришёл крупный писатель.
Слава Солженицына росла, и в начале семидесятых годов XX века его портреты можно было увидеть во многих московских квартирах. « Архипелаг ГУЛАГ » по силе воздействия на умы встал в один ряд с речью Хрущёва на XX съезде . Однако сознание Войновича, по его признанию, «осталось не перевёрнутым». Более того — его мнение о Солженицыне ухудшилось. В упрёк автору «Архипелага» Войнович поставил антисемитизм и то, что он, защищая русских, «постоянно оскорбляет всех остальных и сам этого не сознаёт».
После « Августа Четырнадцатого » Солженицын начал писать неинтересно, и чтение «Красного колеса» — это «работа только для очень трудолюбивых», отметил далее Войнович.
Часть книги посвящена переписке Войновича с литературоведом Еленой Чуковской , которая была раздосадована тем, что персонаж антиутопии « Москва 2042 » Сим Симыч Карнавалов похож на Солженицына. Елена Цезаревна напомнила, как люди, рискуя жизнью, хранили «Архипелаг ГУЛАГ»; Войнович в ответ сообщил, что «описывал типичного русского идола».
Начало 1990-х Войнович обозначил как время ожидания Солженицына. Второе пришествие писателя было тщательно подготовлено им самим; упреждающим условием стало издание книг массовым тиражом, и публике Солженицын явился «с заранее приготовленным выражением лица».
Мнения критиков и литературоведов, прочитавших «Портрет на фоне мифа», разделились. Так, филолог Александр Кобринский (« Дружба народов ») заметил, что книга Войновича посвящена борьбе со «всеобъемлющим и ничего, кроме себя, не слышащим пафосом». Правда, уточняет Кобринский, пытаясь использовать оружие своего оппонента, Войнович тут же начинает проигрывать .
Профессор МГУ Юрий Семёнов (« Скепсис ») поддержал Войновича, выступившего против обоготворения Солженицына (который после «Одного дня Ивана Денисовича» «непрерывно деградировал»), но при этом упрекнул автора «Портрета…» в стремлении превознести себя и собственные произведения .
Писатель Геннадий Красухин (« Вопросы литературы ») увидел правоту Войновича в том, что уже в ранней публицистической книге Солженицына « Бодался телёнок с дубом » ощущается «превосходство одного над всеми». Герой этого произведения, по утверждению Красухина, изображает себя человеком, который никогда и нигде не ошибался .
Павел Басинский (« Литературная газета ») признался, что чувства, которые возникли после прочтения «Портрета…», можно назвать смесью злости, недоумения и жалости. По мнению журналиста, эмоций у Войновича больше, чем фактов, а доминирующим началом является обида. В рецензии, озаглавленной «Жалобная книга», Басинский процитировал поэта Дмитрия Пригова , который как-то сказал, что «Солженицын не просил любить его в молодости и ненавидеть в старости» .
Литературный критик Андрей Немзер , обнаружив в книге черты того Солженицына, которого Войнович «придумал из головы», констатировал, что автор действительно смешного романа о Чонкине не равен создателю «Портрета…» и не тем войдёт в историю . В этом же ключе высказался белорусский политолог еврейского происхождения Вольф Рубинчик, упрекнувший В. Войновича в искажении позиции оппонента .
Заместитель главного редактора журнала « Знамя » Наталья Иванова , посвятившая книге «Портрет на фоне мифа» большую статью, подчеркнула, что прекрасно знающий законы драматургии Войнович сначала выстроил декорации и создал контекст , а затем устроил суд — «быстрый, чуть ли не мгновенный» .
Лизе Новиковой (« Коммерсантъ ») произведение Войновича напомнило «художественный перформанс », в ходе которого автор «Портрета…» не только помогает созданию нового мифа о Солженицыне, но и просит коллегу «потесниться» .
Войнович В. . — М. : Эксмо-пресс, 2002. — 192 с. — ISBN 5-04-010253-4 .