Interested Article - Арнау, Франк

Франк Арнау ( при рождении нем. Heinrich Karl Schmitt , вариант имени Гарри Чарльз ( Harry Charles ); 9 марта 1894 , Вена — 11 февраля 1976 , Мюнхен ) — немецкий писатель, антифашист . Автор множества детективов; к 1970 году общий тираж его книг достиг 1,4 миллиона проданных экземпляров. Подозревался в сотрудничестве со Штази и был вовлечён в кампанию по дискредитации А. И. Солженицына . Известен также как филателист .

Биография

Ранние годы

Отец Арнау — швейцарец , менеджер и генеральный директор гостиницы. Франк Арнау родился под именем Генрих Шмитт как швейцарский гражданин, в 1920 году получил немецкое гражданство, которого он был снова лишён в 1934 году.

Литературную деятельность он начал в 1912 году как автор полицейской хроники в газете. Позднее он начал освещать и новинки в мире кино и театра, он также работал в качестве бизнес-консультанта. Но впоследствии особую известность Арнау приобрёл именно на поприще детективной литературы. В 1930 году он подал заявление об изменении имени и фамилии после того, как уже 11 его книг были опубликованы под псевдонимом Франк Арнау.

Эмиграция

Изгнание в Европе

С приходом к власти Гитлера Арнау из-за своего неприятия национал-социализма был вынужден эмигрировать. В 1933 году он бежал через границу в Голландию . Он жил в изгнании, в основном, в Испании , где он провёл почти три года, затем последовательно во Франции , в Голландии и в Швейцарии. Шесть лет изгнания в Европе характеризовались борьбой с нацизмом, первый кульминационный момент этой кампании, публикация его романа «Die „braune“ Pest» («Коричневая чума») газете «Volksstimme» («Голос народа») в Саарбрюккене в 1934 году. В том же году он был лишен немецкого гражданства («Эйнштейн-лист»), а его активы конфискованы. За Арнау постоянно шпионили гестаповцы из-за его статей во французской прессе и в немецких эмигрантских газетах о милитаризации Германии и о нацистской пропаганде за рубежом. Ему угрожали похищением и смертью.

Арнау был вовлечен в скандал вокруг немецкоязычной , когда в 1936 году её редакция выступила против издателя В. А. Полякова , публично обвинив его в симпатиях к нацистам. Редакция, в частности, с финансовой помощью Арнау, основала конкурирующую газету «Die Pariser Tageszeitung» («Парижский ежедневник»). Взбунтовавшиеся редакторы и их союзники пользовались среди немецких эмигрантов огромной общественной поддержкой, потому что очень многие легко принимали на веру недоказанные обвинения, выдвинутые против издателя. Это позволило редакторам и их сторонникам совершить ряд незаконных действий. Они ворвались в редакцию «Pariser Tageblatt» и избили её нового редактора так, что он попал в больницу.

Они также выкрали базу данных «Pariser Tageblatt» по клиентам, и тем самым окончательно уничтожили эту газету, так как при отсутствии выручки «Pariser Tageblatt» была вынуждена прекратить своё существование. Некоторое время спустя в кругах немецкой эмиграции по инициативе журнала «Das Neue Tagebuch» («Новый дневник») Леопольда Шварцшильда был создан следственный комитет. Шварцшильд был широко известной в эмиграции личностью, в следственном комитете также участвовали бывший главный редактор «Pariser Tageblatt» и . Чуть позже следственный комитет установил, что утверждения, порочащие Полякова, не имели основания и были выдвинуты необоснованно . Арнау, однако, даже в автобиографии 1972 года всё ещё придерживался версии, согласно которой Поляков «флиртовал» с нацистами. Есть подозрения, что переворот в «Pariser Tageblatt» был профинансирован из Москвы.

Переезд в Бразилию

28 мая 1939 года Арнау выехал, по его собственным словам, по приглашению диктаторского правительства Жетулиу Варгаса в Бразилию . Хотя он был антифашист, он публиковался в проправительственной газеты «Noite» на португальском языке. Мало того, глава прессотдела пропаганды Лоуривал Фонтес ( Lourival Fontes ) предоставил ему статус журналиста, хотя это было незаконно, так как по бразильским законам только граждане страны имели право быть профессиональными журналистами. Арнау, въехавший в Бразилию в качестве гражданина Швейцарии, жил со своей первой женой и дочерью в Рио-де-Жанейро , где он среди прочего работал фрилансером для различных газет, в частности, «Correio da Manhã» . Но его основным источником дохода была работа в качестве консультанта информационного отдела посольства Великобритании, а с 1942 года в том же качестве в посольстве США. Из-за этого его подозревали в шпионаже в пользу Великобритании или Германии или в том, что он двойной агент. Для бразильских газет имели значение составленные им карты театров военных действий и немецкого отступления.

Арнау также в качестве специального корреспондента бразильских газет четыре раза ездил в Германию и без особых усилий поддерживал контакты с пробуждающимся немецким «большим бизнесом», предлагая советы и поддержку с помощью своих связей с бразильскими правительственными кругами и промышленниками в достижении более легкого доступа в Бразилию.

У Арнау были все данные, а именно языковые навыки (французский, испанский, португальский и, наконец, немецкий языки), способность приспособиться к бразильскому менталитету и журналистский опыт для того, чтобы сделать карьеру в Бразилии. Невовлечённость Арнау в судьбу других беженцев отчетливо ясна из его автобиографии, в которой они даже не упомянуты. Один из беженцев, немецкий монах-бенедиктинец еврейского происхождения , сказал об Арнау, что он «был колоритный персонаж, который играл главную роль в своём собственном романе» .

Возвращение в Германию

В 1955 году Арнау, наконец, вернулся в Германию. Он работал редактором в журнале « Stern » , часто писал «едкие» редакционные статьи для мюнхенской « Abendzeitung » , а также являлся внештатным пресс-дилером .

Он продолжил свою карьеру судебного журналиста, постоянно вызывающего противоречия. Среди прочего, он обвинял во лжи федерального президента Генриха Любке . Любке всегда утверждал, что он никогда бы не имел ничего общего с концлагерями.

Арнау также был в течение некоторого времени президентом .

Самым большим успехом Арнау была, вероятно, его книга «Kunst der Fälscher — Fälscher der Kunst» («Искусство фальсификатора — фальсификатор искусства») 1959 года издания, которая привлекла внимание всего мира и была переведена на двенадцать языков. «Глаз закона» (1962 года издания), книга о власти и бессилии уголовного розыска, также получила международное признание.

В книге «Kriminologie an Realfällen der Zeitgeschichte als Altershobby» («„Криминология в реальных случаях современной истории как возрастное хобби “») он рассмотрел один из самых зрелищных процессов послевоенного периода — процесс . В 1967 году он опубликовал историю «Kriminalität von den biblischen Anfängen bis zur Gegenwart» («Преступления с библейских времён до наших дней»).

В 1970 году Арнау переехал в Биссоне в швейцарском кантоне Тичино . В декабре 1975 Арнау тяжело заболел и 11 февраля 1976 года умер в больнице Мюнхена от инсульта в возрасте 81 года.

Кампания против Солженицына

Франку Арнау предназначалась определённая роль в кампании по дискредитации Солженицына, проводимой КГБ после высылки писателя. В плане агентурно-оперативных мероприятий по разработке Солженицына (в терминологии КГБ — «Паука») на 1975 год, ставшему известным благодаря Архиву Митрохина , говорится :

Для дальнейшей компрометации «Паука» перед мировой общественностью через имеющиеся возможности подготовить на основе имеющихся материалов и опубликовать на Западе:

— книги швейцарского писателя «А», западно-германского журналиста «Х» и известного писателя ГДР «Т»; <…>

— <…> продвинуть на запад материалы о «Пауке», раскрывающие факт его сотрудничества с органами государственной безопасности в качестве агента…

через МГБ ГДР установлен контакт со швейцарским писателем Арнау, ему была организована поездка в Москву, там ему даны были материалы КГБ и он стал работать над книгой "Я знаю Ивана Денисовича". В швейцарском журнале "Фемина" № 22 от 30 октября 1974 года Франк Арнау выступил со статьёй против Солженицына, представив его как общеизвестного изобличённого лжеца.

В начале 1976 года КГБ сообщал в ЦК КПСС :

Так, известный швейцарский писатель Ф. Арнау в статье «Солженицын — общеизвестный изобличённый лжец», опубликованной в журнале « » (Швейцария), обвинил Солженицына «в умышленном нагнетании обстановки страха западных читателей перед коммунизмом и получении огромных гонораров за клевету на свою родину».

Но Арнау в тот момент был уже смертельно болен. И хотя широко распространено мнение, что незадолго перед смертью Арнау работал над книгой под названием «Без бороды. Разоблачение Александра Солженицына», призванной доказать, что Солженицын в ГУЛАГе и после него сотрудничал с советскими спецслужбами , эта книга так и не была опубликована. Дальнейшее участие уже не самого Арнау, а его имени отражает план оперативных мероприятий, датируемый началом 1978 года :

Представители КГБ СССР и МГБ ГДР (старший офицер связи Представительства КГБ в ГДР Бызов Л., от 5 Управления КГБ СССР Широнин В. С., заместитель начальника Главного управления А МГБ ГДР Кнауст Ханс) согласовали совместный план проведения активного мероприятия против Солженицына (оперативная кличка «Паук»). Акция «Вампир-1» — публикация основных документов не только компрометирует «Паука» как личность, но и закладывает основу для дальнейших действий по локализации враждебной деятельности «Паука» и Русского социального фонда и Всероссийской мемуарной библиотеки . Развитие акции рассчитано на поэтапный период продолжительностью до двух лет по следующей схеме.

В западногерманском журнале «Нойе политик» № 2 за 1978 год (издатель Вольф Шепке?) публикуется статья под названием «Донесение агента Ветрова», то есть Александра Солженицына, и сопроводительная к ней в виде «личных записей Шерифа».

Активное мероприятие осуществлено при помощи нелегала МГБ ГДР «Корфа» через его доверительную связь «Альберс». Личные записи «Шерифа» легендируют появление агентурного донесения «Ветрова». Сведения в статье представлены как часть посмертного архива «Шерифа». <Далее следует перечисление, куда месяц за месяцем должен быть послан журнал «Нойе политик»>.

Точка зрения, что статья, приписываемая Арнау, была написана не им, высказывалась и ранее на основе неожиданно глубоких для немецкого писателя познаний автора в сленге заключённых Особлагов 1950-х годов .

Вклад в филателию

Арнау был также филателистом и несколько раз заново начинал коллекционирование марок . Написанная им «Энциклопедия филателии », первое издание которой вышло в 1957 году, была переиздана в 1967 году в расширенном виде под названием «Справочник филателии» и считается одним из его выдающихся вкладов в немецкую филателию. писал о нём, что «как до, так и после него никто больше никогда не достигал такой популяризации <филателии> в качестве хобби среди широких кругов населения» .

Кроме того, после войны Арнау основал в Бразилии компанию роскошных канцелярских принадлежностей, Artes Gráficas Arnau , которая, помимо прочего, печатала марки бразильской почты . Среди изданных фирмой Арнау знаков почтовый оплаты можно выделить, например, почтовый блок «400-летний юбилей Баии », который был удостоен звания лучшей и самой красивой почтовой марки года .

Почётные звания и награды

Франком Арнау были получены следующие звания и награды:

Произведения

Детективы

  • 1929 — Der geschlossene Ring
  • 1933 — Männer der Tat
  • 1944 — Die Maske mit dem Silberstreifen
  • 1953 — Auch sie kannten Felix Umballer
  • 1956 — Pekari Nr 7
  • 1957 — Tanger nach Mitternacht
  • 1957 — Verwandlung nach Mitternacht
  • 1957 — Mordkommission Hollywood
  • 1957 — Der geschlossene Ring
  • 1958 — Nur tote Zeugen schweigen
  • 1958 — Jenseits aller Schranken
  • 1958 — Heisses Pflaster Rio
  • 1958 — Heißes Pflaster Rio
  • 1959 — Nur tote Zeugen schweigen
  • 1959 —
  • 1960 —
  • 1960 — Der letzte Besucher
  • 1960 — Das andere Gesicht
  • 1961 —
  • 1961 — Der letzte Besucher
  • 1962 — Heroin AG
  • 1962 — Im Schatten der Sphinx
  • 1963 — Der Mord war ein Regiefehler
  • 1963 — Schuss ohne Echo
  • 1963 — Verwandlung nach Mitternacht
  • 1964 — Der Mord war ein Regiefehler
  • 1965 — Mit heulenden Sirenen
  • 1968 — Das verbrannte Gesicht
  • 1984 — Das verschlossene Zimmer (посмертно)

Иные

  • 1934 — Die braune Pest
  • 1959 — Kunst der Fälscher — Fälscher der Kunst. 3000 Jahre Betrug mit Antiquitäten .
  • 1960 — Brasilia. Phantasie und Wirklichkeit . Prestel-Verlag, München.
  • 1962 — Im Schatten der Sphinx
  • 1964 — Warum Menschen töten
  • 1966 — Jenseits der Gesetze
  • 1967 — Die Straf-Unrechtspflege in der Bundesrepublik
  • 1971 — Tatmotiv Leidenschaft
  • 1972 — Lexikon der Philatelie
  • 1972 — Gelebt, geliebt, gehasst (Автобиография)
  • 1974 — Watergate — Der Sumpf

Киносценарии

  • 1931 — Kampf
  • 1932 — Täter gesucht (по роману «Der geschlossene Ring»)

Примечания

  1. Frank Arnau // (нидерл.)
  2. Frank Arnau // — 2005.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118504061 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Maas L. Kurfürstendamm auf den Champs-Elysées? Der Verlust von Realität und Moral beim Versuch einer Tageszeitung im Exil // Exilforschung — Ein Internationales Jahrbuch. Bd. 3: Gedanken an Deutschland im Exil und andere Themen. — München: Hrsg. Gesellschaft für Exilforschung, 1985. — S. 112ff. — ISBN 3-88377-205-4 . (нем.)
  5. от 6 марта 2014 на Wayback Machine . Casa Stefan Zweig, Petrópolis (RJ), Brasilien. (Per 12. Juni 2013) (порт.)
  6. Der Spiegel. 50/1956. (нем.)
  7. Irrte hier die Justiz?: Vera Brühne und immer noch kein Ende // Die Zeit . — 1966. — 18. November. (нем.)
  8. от 7 марта 2014 на Wayback Machine (англ.)
  9. Дата обращения: 5 августа 2018. 5 августа 2018 года.
  10. . Дата обращения: 7 марта 2014. 23 сентября 2015 года.
  11. В доступной копии документа не читается, уточнено по: Сараскина, Л. И. Солженицын и медиа. — М. : Прогресс-Традиция, 2014. — С. 291.
  12. от 6 марта 2014 на Wayback Machine . In: Die Weltwoche. Zürich, Schweiz. 32/2008 (per 12. Juni 2013). (нем.)
  13. от 7 марта 2014 на Wayback Machine (англ.)
  14. «Да откуда сытому немцу в ФРГ знать, на каком сленге изъясняются русские зеки в Казахстане, в Особой зоне? Он что, так подробно знаком с зеками и их речью? Этот пассаж заставляет категорически утверждать, что данный „анализ“ на самом деле писался не немцем». Цит. по: Лемыш, А. от 8 июля 2014 на Wayback Machine .
  15. . (нем.) . Archive: Wer ist wer in der Philatelie? . Bonn, Germany: e. V. Дата обращения: 8 мая 2016. 8 мая 2016 года.
  16. . Дата обращения: 6 июня 2023. 16 января 2023 года.

Литература

  • . «Die ´braune Pest´ kommt…». Aspekte der Verfolgung Frank Arnaus im Exil // Exilforschung. Internationales Jahrbuch. 1985. — 3. Jg. — S. 158—172. — ISSN 0175-3347. (нем.)
  • Eckl M. Gefangen in der eurozentrischen Sicht — Frank Arnaus Auseinandersetzung mit der Frage der «Rassendemokratie» und dem afrikanischen Erbe in Brasilien // «Das Paradies ist überall verloren»: Das Brasilienbild von Flüchtlingen des Nationalsozialismus / M. Eckl. — Frankfurt am Main: Vervuert Verlag, 2010. — S. 392—394. — ISBN 978-3-86527-579-0 . (нем.)
  • Maaßen W. Wer ist wer in der Philatelie. Bd. 1: A—D. — 3. Auflage. — Schwalmtal, Germany: Phil*Creativ-Verlag GmbH, 2011. — S. 46 f. — ISBN 978-3-932198-92-2 . (нем.)

Ссылки

  • (нем.)
  • (нем.)
  • (нем.)
Источник —

Same as Арнау, Франк