Влади́мир Ива́нович Марты́нов
(род.
20 февраля
1946
,
Москва
) —
советский
и
российский
композитор
,
музыковед
и
философ
.
Биография
Родился в семье музыковеда Ивана Ивановича Мартынова и преподавательницы музыки, кандидата педагогических наук (1954) Елены Яковлевны Гембицкой (1911—?), хормейстера, автора многочисленных методических и нотных публикаций.
В 1970 году закончил
Московскую консерваторию
(класс композиции
Н. Сидельникова
), в 1973 году начал работать в
Московской экспериментальной студии электронной музыки
. Мартынов увлёкся арт-роком: в 1977 году создал рок-группу
Форпост
.
Увлечение электроникой и рок-музыкой соединилось у Мартынова с углублённым изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока. Он предпринял ряд фольклорных экспедиций в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан. Мартынов изучал музыку и музыкальное теоретизирование европейского Средневековья и Возрождения. В 1975—1976 годах он участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки (
блокфлейта
), исполнявшего европейскую музыку XIII—XIV веков. В 1976—1977 годах Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и
минималистскую музыку
(
Кейдж
,
Штокхаузен
,
Лигети
,
Райли
,
Фельдман
,
Сильвестров
,
Пярт
), а также музыку западноевропейского Средневековья. В 1976—1978 годах в творчестве композитора произошёл перелом, от авангарда он стал двигаться к
новой простоте
.
В 1978 году Мартынов прекратил композиторскую деятельность. В период с 1979 по 1997 год он преподавал в духовной академии
Троице-Сергиевой Лавры
. Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей.
В 1984 году Мартынов вернулся к музыкальному сочинительству, для которого характерна теперь осознанная тяга к канону. Как эстетик и философ, он развивал идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпания эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд». Владимир Мартынов — автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых «
Михайло Ломоносов
», «
Особо опасные…
», «
Холодное лето 53-го
», «
Николай Вавилов
», «Смиренное кладбище», «
Поворот
», «Русский бунт», «
Остров
», и к ряду
мультфильмов
(«
Шкатулка с секретом
», 1976, «Серебряное Копытце» 1977). Музыка Владимира Мартынова также звучит в фильмах «
Лоро
» (2018) и «
Великая красота
» (2013) итальянского режиссёра
Паоло Соррентино
. Владимир Иванович принял участие в записи коллективной пластинки «Метаморфозы» (1980), состоящей из классических и современных произведений в аранжировках для синтезатора «Синти-100».
Мартынов пишет также музыку к театральным постановкам
Ю. Любимова
,
Анатолия Васильева
и др. В 2013 году он выступил одним из соавторов новой музыкальной редакции оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (постановка Ю. Любимова).
В. Мартынов — один из основателей Центра развития и поддержки новой музыки
Devotio Moderna
. Он участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва), Фестивале Триалог (
Таллин
). С 2003 года Мартынов активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями, осуществил ряд проектов с
Д. Приговым
,
Л. Рубинштейном
, а также рок-группой
АукцЫон
,
Л. Фёдоровым
.
С 2005 года В. Мартынов ведёт авторский (факультативный) курс музыкальной антропологии на философском факультете
МГУ
.
Семья
-
Жена — скрипачка
Татьяна Тихоновна Гринденко
.
-
Дед — Яков Самуилович (Семёнович) Гембицкий (1876—?)
, врач, выпускник Императорского Московского университета (1900)
; бабушка — Татьяна Иосифовна Гембицкая (урождённая Волкова, 1880—?).
Исполнители
Произведения Мартынова исполняли
Г. Кремер
,
А. Любимов
,
Т. Гринденко
,
С. Савенко
,
М. Пекарский
,
А. Батагов
,
Ансамбль Дмитрия Покровского
,
Kronos Quartet
,
Роман Мирошниченко
и другие.
Признание
Избранные музыкальные сочинения
-
Четыре стихотворения
В. Хлебникова
, кантата (
1964
)
-
Струнный квартет (
1966
)
-
Концерт для гобоя и флейты (
1968
)
-
Любовные послания
для 9 инструментов (
1970
)
-
Соната для двух скрипок (
1970
)
-
Гексаграмма
для фортепиано (
1971
)
-
Асана
для контрабаса соло (
1972
)
-
Соната для скрипки (
1973
)
-
Комде и Медан
, балет (
1974
)
-
Листок из альбома
для камерного ансамбля (
1976
)
-
Страстные песни
для сопрано и камерного оркестра (
1977
)
-
Гимны
для солиста и рок-группы (
1978
)
-
Серафические видения Франциска Ассизского
, рок-опера (
1978
)
-
Come in! (Войдите!)
(
1985
)
-
Двенадцать побед короля Артура
для семи фортепиано (
1990
)
-
Апокалипсис
(
1991
)
-
Плач пророка Иеремии
(
1992
)
-
Magnificat
(
1993
)
-
Opus Posthumum
(
1993
)
-
Stabat Mater
(
1994
)
-
Танцы Кали-Юги эзотерические
для инструментального ансамбля (
1995
)
-
Ночь в Галиции
, на стихи Хлебникова (
1996
)
-
Народный танец
для фортепиано (
1997
)
-
Упражнения и танцы Гвидо
(
1997
, о
Гвидо д'Ареццо
)
-
Requiem
(
1998
)
-
The Beatitudes (Блаженства)
(
1998
)
-
Илиада
на тексты поэмы
Гомера
для смешанного хора a capella (
1998
)
-
Литания Девы Марии
для трёх голосов и струнного ансамбля (
1999
)
-
Монофония
для сопрано, фортепиано и колокольчиков на текст из «Улисса» Джеймса
Джойса
(
2000
)
-
Игра человеков и ангелов
. Мистерия (
2000
)
-
Послеполуденный отдых Баха
. (
2000
)
-
Песнь песней
для 3 хоров a cappella (
2001
)
-
Новая жизнь
, опера (
2003
, по
Данте
)
-
Танцы на берегу
для фортепиано и видео. Перформанс (
2004
)
-
Интерьер после оргии
для фортепиано (
2005
)
-
Смерть дикого воина
для струнного секстета и фортепиано на текст
Д. Хармса
(
2005
)
-
Сингапур. О чужих краях и людях. Геополитическая утопия
, симфония для оркестра и смешанного хора (
2005
)
-
Regio Opus posth
для фортепиано (Владимир Мартынов) и ансамбля (ансамбль OPUS POSTH)
2005
)
-
58-я книга
для фортепиано и ударных на слова
А. И. Введенского
«Последний разговор» (
2005
)
-
Стена-сообщение
для фортепьяно (
2007
)
-
Дети Выдры
на
сверхповести
Велимира Хлебникова
(
2009
)
-
Opus Prenatum
(
2014
)
Музыка к мультфильмам
Музыка к фильмам
-
«
Трын-трава
» (
1976
), режиссёр
Сергей Никоненко
-
«
Слово для защиты
» (
1976
), режиссёр
Вадим Абдрашитов
-
«
Целуются зори
» (
1978
), режиссёр
Сергей Никоненко
-
«
» (
1978
), режиссёр
Фёдор Филиппов
-
«
Поворот
» (1978), режиссёр
Вадим Абдрашитов
-
«
» (
1979
), режиссёр
Суламбек Мамилов
-
«
Юность Петра
» (
1980
), режиссёр
Сергей Герасимов
-
«
В начале славных дел
» (
1980
), режиссёр
Сергей Герасимов
-
«
Цыганское счастье
» (
1981
), режиссёр
Сергей Никоненко
-
«
Михайло Ломоносов
» (
1986
), режиссёр
Александр Прошкин
-
«
Холодное лето пятьдесят третьего…
» (
1987
), режиссёр
Александр Прошкин
-
«
» (
1988
), режиссёр
Инесса Селезнёва
-
«
» (
1989
), режиссёр Александр Итыгилов
-
«
Николай Вавилов
» (
1990
), режиссёр
Александр Прошкин
-
«
Битва трёх королей
» (
1990
), режиссёр
-
«
» (
1991
), режиссёр
Вячеслав Богачёв
-
«
» (
1991
), режиссёр
Наталья Бондарчук
-
«
На ножах
» (
1998
), режиссёр
Александр Орлов
(по
одноимённому
роману
Николая Лескова
)
-
«
Кто, если не мы
» (
1998
), режиссёр
Валерий Приёмыхов
-
«
Русский бунт
» (
2000
), режиссёр
Александр Прошкин
-
«
» («Русский водевиль») (
2001
), режиссёр
Александр Орлов
-
«
Трио
» (2003), режиссёр Александр Прошкин
-
«
Остров
» (
2006
), режиссёр
Павел Лунгин
-
«
Завещание Ленина
» (
2007
), режиссёр
Николай Досталь
-
«
» (
2007
), режиссёр
Валерий Огородников
-
«
Раскол
» {
2011
}, режиссёр
Николай Досталь
Музыка к театральным постановкам
Книги о музыке
-
История богослужебного пения. Учебное пособие. М.: Ред.-изд. отд. федерал. архивов, 1994.
-
Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М.: Филология, 1997.
-
Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс-Традиция; Русский путь, 2000.
-
Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002.
-
Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-XXI, 2005.
-
Казус Vita nova. М.: Классика-XXI, 2010.
Другие книги
-
Пестрые прутья Иакова. — М.: Издательство МГИУ, 2008.
-
Пестрые прутья Иакова. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009. (2-е издание)
-
Казус Vita nova. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009.
-
Время Алисы. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010.
-
Автоархеология. 1952—1972. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011.
-
Автоархеология. 1978—1998. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012.
-
Автоархеология на рубеже тысячелетий. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013.
-
Книга книг. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013.
-
Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. — М.: «Музей Органической Культуры», 2014.
-
Культура, иконосфера и богослужебное пение московской Руси. — М.: «Музей Органической Культуры», 2014.
-
История богослужебного пения. — М.: «Музей Органической Культуры», 2014.
-
2013 год. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2015.
-
Книга перемен. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2016.
Примечания
Литература о композиторе
-
Катунян М. И.
Параллельное время Владимира Мартынова // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. — М.: Композитор, 1996. — С. 41—74.
-
Любимов А.
Портрет художника в запредельности // Музыкальная академия, 2006, № 2.
-
Катунян М. И., Попов Ю. Н.
Мартынов //
Большая российская энциклопедия
. Т. 19. М., 2012, с. 236—238.
-
Гутова С. Ю.
Сакральное пространство Владимира Мартынова. Философия жизни: взгляд извне. // Издательские решения, 2017. — С. 50.
Ссылки
-
(англ.)
на сайте
Internet Movie Database
-
-
на сайте
Современные русские композиторы
-
на сайте
Devotio Moderna
-
-
-
-
(«
Большой город
», 9 июня 2009, № 10 (231)
-
,
, 2011, Выпуск № 4(октябрь)
-
-
-
Радио «Благо», 5 ноября 2016, программа «Время культуры»
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|