Скандинавское
- 1 year ago
- 0
- 0
Туотило , также Туотилон, Тотило ( лат. Tuotilo, Tutilo , около 850 , Ирландия или Германия — 28 марта или 27 апреля, 915 или 913 , Санкт-Галлен ) — бенедиктинский монах, насельник Санкт-Галленского монастыря , поэт, художник, скульптор, музыкант. В монастыре Святого Галла почитался литургически в XIII — XVIII веках (как полагает часть исследователей , был местным святым , почитание которого не выходило за пределы родного монастыря). Традиция описывает Туотило как универсального человека — задолго до того, как это понятие сформировалось в эпоху Возрождения .
Сведения о жизни и деятельности Туотило по большей части базируются на единственном (и недостоверном) источнике — хронике «Casus sancti Galli» Эккехарда .
По одной версии, Туотило родом из Ирландии; по другой — германского происхождения. Как говорят, Туотило был высоким и крепко сложенным мужчиной. Всегда веселый и в хорошем расположении духа, он был всеобщим любимцем. Он получил образование в монастыре Святого Галла, изучал музыку у Изо и Марцелла, преподавателей в монастырской школе. Согласно Эккехарду, Туотило был другом Ноткера (Notker Balbulus), с которым вместе учился музыке.
В монастырских документах упоминаются его должности и почетные обязанности в монастырской братии (в восходящем порядке):
Туотило был религиозным поэтом и композитором (сочинитель псалмов ), архитектором , художником-миниатюристом, скульптором, механиком. Туотило был хорошим оратором , обладал хорошо поставленным музыкальным голосом, был отличным резчиком по дереву и кости. Как и большинство монахов монастыря Святого Галла , он был умелым музыкантом-инструменталистом, современники отмечают его мастерство игры на арфе . Помимо этого, он преподавал музыку подросткам из аристократических семей. Современники отмечали, что он свободно владел древними языками и мог проповедовать как на латинском, так и на греческом языках. Его главными занятиями, однако, были музыка и живопись. Он сочинял песнопения, которым сам же аккомпанировал на арфе . Будучи весьма известным человеком своего времени, он часто по просьбе и с разрешения своего аббата ездил в отдаленные места. Одной из его знаменитых скульптур был образ Пресвятой Богородицы для собора в Меце , утверждали, что это подлинный шедевр. Современные искусствоведы приписывают Туотило сохранившийся до нашего времени оклад Evangelium Longum , который говорит о необычайном мастерстве своего создателя (резчика по слоновой кости). Он был математиком и астрономом-любителем, утверждали, что он создал «астролябию» или «планетарий» , который показывал движение планет. Туотило был похоронен в часовне Святой Екатерины в Санкт-Галлен , которая впоследствии была переименована в честь него. Его праздник отмечается в католической церкви 28 марта .
Автор истории монастыря Святого Галла Эккехард IV Санкт–Галленский подробно описывает личность Туотило, который производил неизгладимое впечатление на всех, кто его знал:
«Туотилон же был хорош и полезен совсем по-иному, человек, который мускулами и всеми членами тела был таким, каких Фабий рекомендовал выбирать атлетами. Он был красноречив, имел звучный голос, был искусен в резьбе и мастером в живописи; музыкант, как и его товарищи, он, однако, превосходил всех игрой на различных струнных инструментах; ведь он обучал даже сыновей сановников игре на струнных инструментах, в месте, установленном аббатом . Искусный предвещатель далекого и близкого, в зодчестве и других своих занятиях преуспевающий, умел он слагать стихи на обоих языках и к тому был одарен природой; и в серьезном, и в шутке столь изящен, что наш Карл как-то упрекнул того, кто человека с подобным дарованием сделал монахом. Но при всем том был он, что важней прочего, в обществе деятельным, в уединении склонным к слезам; наделенный даром слагать стихи и мелодии, он был целомудрен, как истинный ученик Марцелла, который перед женщинами опускал глаза».
— Эккехард. История монастыря Св. Галла
Широко была известна в IX — X веках следующая легенда : Когда Туотило работал в Меце над изображением Девы Марии, двое паломников пришли к нему, когда он вырезал статую Богородицы и попросили милостыню. Он сунул деньги в их руки, и когда они вышли из комнаты, где он работал, то сказали священнослужителю, который проходил мимо, «Боже, благослови! Что за человек, который был так милостив к нам сегодня? А кто сестра его? Эта дама дивной красоты, которая вручила ему свои зубила и научила его, как их использовать?» Священнослужитель поразился их словам, он только что расстался с Туотило и не видел такую даму. Итак, он вернулся, и увидел, что они описали [саму Деву Марию, которую паломники приняли за сестру]. Впоследствии паломникам показывали надпись «Этот объект святой был высечен самой Святой Марией», которая была вырезана рядом с позолоченным венчиком, где Туотило оставил простую плоскую поверхность.
Он был склонен к весьма своеобразным проделкам, вызывавшим раздражение церковного руководства, но заставлявшим рядовых монахов уважать его за принципиальность и силу характера:
«Был у этих трех неразлучных [Ноткер, Туотило и еще один монах — Ратперт] обычай: в ночной перерыв между хвалебными песнопениями собираться, с разрешения аббата, в скриптории и проводить сравнение сочинений, которые для подобного часа более всего подходили. И вот Синдульф [монастырский доносчик, ненавидимый монахами], зная о часе и об их собеседованиях, однажды ночью тайком подкрался к застекленному окну, у которого сидел Туотилон, и, прижав ухо к стеклу, стал подслушивать, не удастся ли чего-нибудь подхватить, что бы он мог, извратив, передать епископу. Его заметил Туотилон, человек непреклонный и полагавшийся на силу своих мускулов, и сказал товарищам по-латыни, чтобы тот ничего не понял и мог оставаться скрытым: "Этот здесь и прижался ухом к окну. Ты, Ноткер, так как ты робок, вернись в церковь. Ты же, мой Ратперт, возьми плеть братьев, что висит в зале собраний, и подбеги с той стороны, потому что я, лишь только заслышу твои шаги, мгновенно распахну окно, схвачу его за волосы и, притянув с себе, буду крепко держать. А ты, душа моя, проникнись мужеством, будь твердым и накажи его плеткой изо всех сил, пусть бог покарает его!" Тот послушно вышел, ибо всегда был весьма строг к дисциплине, схватил плеть и, быстро подбежав, изо всех сил стал осыпать ударами спину человека, голова которого была втянута внутрь помещения. И вот Синдульф, отбиваясь руками и ногами, поймал вскинутую плеть и крепко зажал её, но Ратперт, схватив замеченную поблизости розгу, стал наносить ему сильнейшие удары. А этот, после того как уже жестоко был наказан и напрасно молил о пощаде, сказал: "Я вынужден звать на помощь", — и завопил во весь голос».
— Эккехард. История монастыря Св. Галла
.
Туотило Санкт-Галленскому приписывают (Э. Г. Рюш) сочинение нескольких тропов , в том числе: «Quoniam Dominus Jesus», «Omnipotens genitor», «Gaudete et cantate». Эккехард приписывал ему ещё ряд распевов, в том числе тропы «Omnium virtutum gemmis» и «Hodie cantandus est»; фрагмент хроники, содержащий «музыкально-поэтические» атрибуции Туотило, вероятно, испорчен, поскольку описывает литургическое использование этих пьес явно неправильно . Поздняя ( XVI века ) атрибуция Туотило в рукописи CH-SGs 456 тропированного Kyrie «Cunctipotens genitor» неверна .