Малкэхи, Рассел
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́нри Ке́ннет А́льфред Ра́ссел ( англ. Henry Kenneth Alfred Russell ) или Ке́н Ра́ссел ( Ken Russell ; 3 июля 1927 года , Саутгемптон , Великобритания — 28 ноября 2011 года , Лондон ) — британский кинорежиссёр, актёр, сценарист, которого называют «патриархом британского кино» и одним из ведущих режиссёров Великобритании . Чаще всего Рассел снимал биографические, музыкальные и эротические фильмы, он сотрудничал с группой The Who , снимал картины, вольно интерпретирующие жизнь известных композиторов и писателей. Фильмы Рассела неоднократно номинировались на престижные кинонаграды, в том числе « Оскар ».
Родился в Саутгемптоне ( Англия ). С 10 лет интересовался музыкой, но родители хотели видеть его моряком. Окончив престижный Пенборнский морской колледж , он ходил на торговых судах, затем служил в ВВС .
В 1950 году Рассел, увлекшись танцами, стал балетным танцовщиком , и в 1951 году присоединяется к драматической труппе. Это во многом очертило круг будущих интересов Рассела-кинематографиста.
Окончив курс фотодела в техническом колледже, работал фотографом. Фотоработы молодого Рассела охотно публиковали журналы .
Снял несколько любительских короткометражных фильмов, в том числе «Амелия и Ангел» (1958), открывших ему дорогу на телевидение « Би-Би-Си », для которого он в дальнейшем сделал несколько документальных фильмов-биографий известных композиторов. При этом «байопики» молодого режиссёра часто вызывали и вызывают бурю негодований. [ источник не указан 595 дней ] Его фильмы об английском композиторе Эдуарде Элгаре , о Дебюсси и Айседоре Дункан вызвали шумную реакцию. [ источник не указан 595 дней ] Например, в фильме о Дебюсси есть кадры, где в обнажённую девушку летят одна за одной стрелы. Часто дело доходило до судебных запретов работ режиссёра. Так, наследники Рихарда Штрауса , владеющие правами на его музыкальные произведения, до сих пор не разрешают показывать фильм о композиторе. [ источник не указан 595 дней ]
В полнометражном кино дебютировал в 1963 году эксцентрической комедией « » ( англ. French Dressing ), от которой в последнее время всячески открещивался. [ источник не указан 595 дней ] В этом фильме рассказана странная история отношений восходящей кинозвезды, приехавшей на кинофестиваль в приморский город, и служащего, который выдаёт на пляже шезлонги.
О молодом режиссёре заговорили, но мировую известность ему принесла экранизация романа Д. Г. Лоуренса « Влюблённые женщины » (1969), где в полной мере проявилась авторская манера Рассела, сочетающая китч, провокацию и эстетику поп-культуры. [ источник не указан 595 дней ] Фильм относится к категории «не рекомендованных для семейного просмотра», [ источник не указан 595 дней ] он отмечает приход в кино сексуальных и словесных вольностей, которые не позволял себе до этого ни один крупный режиссёр. [ источник не указан 595 дней ] Гленда Джексон стала первой актрисой, получившей « Оскар » за роль, включавшую сцены эротического характера. В фильме также присутствует длительная сцена борьбы Оливера Рида и Алана Бейтса , во время которой актёры полностью обнажены. Эта сцена противоречила взглядам цензуры на «благопристойность», вследствие чего картина вызвала бурную реакцию. [ источник не указан 595 дней ]
Большой удачей стала постановка Расселом мюзикла « Томми » по мотивам одноимённой рок-оперы группы « The Who ». [ источник не указан 595 дней ] Помимо полного состава группы, в работе над картиной приняли участие Оливер Рид , Энн-Маргрет , Элтон Джон , Эрик Клэптон , Тина Тёрнер и другие популярные актёры и певцы. Несмотря на «звёздный» состав актёров, фильм получил неоднозначные отзывы. [ источник не указан 595 дней ] Например, современный кинокритик Сорен Маккарти, противопоставляя его картине « Квадрофения » (1979, также поставленный по мотивам рок-оперы «The Who», пишет что за основу расселовского фильма взят более удачный альбом, но результат получился ужасным .
Поздние его фильмы, вроде «Готики» (1986, в котором натуралистично изображались некоторые «причуды» Байрона и Шелли , в том числе и спорные моменты из биографий литераторов, например, гомосексуальные наклонности Байрона, и «Последнего танца Саломеи» (1988, вольной экранизации Оскара Уайльда ), успеха не имели [ источник не указан 2317 дней ] .
Поскольку видеоклип как своеобразный жанр визуального искусства окончательно сформировался в середине 1980-х, новаторские изыскания Рассела уже не столько эпатировали, сколько раздражали публику. [ источник не указан 595 дней ] Рассел-режиссёр не остался в стороне от общих тенденций и снял клип с песней Элтона Джона « Nikita ».
В 1990-е годы много работал на телевидении.
Среди лучших кинофильмов можно назвать: « Дьяволы », « Влюблённые женщины », « Любители музыки », « Малер », « », и среди лучших телевизионных фильмов — «Эльгар» и «Песня Лета» .
Позднее многие картины, к которым критика отнеслась скептически, а зрители обошли вниманием, стали считаться классическими у Рассела. К таким фильмам можно отнести ленты «Готика», « Логово белого червя » (по Брему Стокеру ) и «Последний танец Саломеи» (по Уайльду ), во всех трёх фильмах Рассел отдал дань уважения классикам английской литературы . Среди менее значительных, но также интересных кинофильмов — « », «Томми», « Другие ипостаси », « », « Шлюха », « Радуга » и среди телевизионных фильмов — «Облака славы», «Леди Чаттерлей», «Британская картина» и вторая версия «Элгара».
Спорными остаются фильмы « Листомания », « » .
Творчество Кена Рассела всегда вызывало бурную реакцию у публики . Невзирая на провокативный характер творчества, режиссёр обрёл признание у современников. Согласно опросу, проведённому газетой The Daily Telegraph , он вошёл под номером 88 в список «100 гениальных современников» .
У Гленды Джексон практически не было актёрского опыта , Оливера Рида считали второсортным актёром . Рассел раскрыл их талант. Режиссёр также легко может добиться хорошей игры и от непрофессионала, как, например, от Твигги в «Приятеле», от Гэйбла в «Делиусе» .
Гленда Джексон говорит о Кене Расселе: «Он нравится мне и как человек, и как режиссёр. Он, как и все действительно хорошие режиссёры, оставляет тебя в покое. Плохие режиссёры просто говорят тебе то, что ты хочешь слышать; хорошие режиссёры всегда ждут, чтобы их удивляли. Действительно хорошие режиссёры, скорее инстинктивно, чем сознательно, создают атмосферу, климат, в котором тебе хорошо работается, в котором легко появляются новые идеи. Кену нет дела до актёрской игры. Он может потратить часы на декорации и орать на людей, потому что какая-нибудь совсем мелкая деталь костюма не такая, как надо, а потом он оставляет решение сцены целиком на твоё усмотрение. Поэтому он ничем не сможет помочь плохому актёру» (Из книги Д. Натана «Гленда Джексон») .
Сам Рассел отмечает: «Я не слишком много рассказываю моим актёрам. Я объясняю им всё, что можно, но жизнь не состоит из объяснений или манипулирования» .