Уничтожение ордена иезуитов
- 1 year ago
- 0
- 0
Концертина ( англ. concertina ) — язычковый пневматический музыкальный инструмент — гармоника с хроматическим звукорядом без готовых аккордов . Изобретена в первой четверти XIX века (патент Чарльза Уитстона , Лондон, 1829 ). Размер концертины-примы, самого распространённого вида концертины, 150−180 мм (по наибольшей диагонали).
Вместо клавиш с обеих сторон инструмента расположены кнопки на двух деках четырьмя параллельными рядами. Те ноты, которые пишутся на нотных линиях, исполняются на нижней деке левой рукой, те, которые пишутся в промежутках между линиями — на верхней деке правой рукой. Звуки происходят от металлических язычков, называемых вибраторами и приводимых в колебание напором воздуха . В дешёвых инструментах вибраторы бывают медные, в дорогих — стальные. Игра на концертине производится, как и на гармонике, посредством мехов. Концертина имеет полную хроматическую гамму . Объём — 3 ½ октавы (от «соль» малой октавы до «до» четвëртой октавы), но существуют также концертины в 4 октавы и более. Звуки концертины не отличаются силой и полнотой, но чрезвычайно нежны и певучи; в особенности хорошо . Концертины бывают разных величин и тембров: скрипичного, альтового, виолончельного и контрабасового. Соединение разнородных концертин составляет своеобразный духовой оркестр .
Некоторые Английские учёные, изучающие акустику в начале XIX века, проводили различные эксперименты, которые иногда приводили к появлению новых музыкальных инструментов, таких как концертина .Например, в 1829 году Чарльз Уитстон, запатентовал инструмент под названием «симфониум». Этот инструмент имел кнопки, но был чисто духовым, эти кнопки впоследствии унаследовала маленькая гармошка с мехами, изобретённая им в 1833 году .
Концертина распространена, главным образом, в Англии , где употребляется в народных школах для преподавания пения, в церкви — вместо органа, в струнном оркестре заменяет духовые инструменты .
В 1870-х годах концертина появилась в Санкт-Петербурге на высших педагогических женских курсах в классах хорового пения по инициативе профессора консерватории Г. А. Маренича . В начале 1880-х годов в Петербурге организовался любительский «кружок концертинистов» с бесплатной школой для преподавания игры на концертине. Первый опыт концертинного оркестра сделан в 1889 году концертинистом в виленском еврейском учительском институте , он же опубликовал несколько брошюр, пропагандирующих этот инструмент .
В 1900 году на выставке в Париже первый приз получила концертина вятского мастера Ивана Фёдоровича Сунцова, делавшего инструменты по английскому подобию.
На основе концертины германские мастера создали инструмент с очень низким и густым звучанием — бандонеон .
В середине XIX века, началась целая кампания в прессе, высмеивающая любителей англо-немецкой концертины. В газетах стали появлялись карикатуры и разгромные статьи. И, как следствие, популярность этого инструмента стала падать. И рикошетом это падение ударило и по английской «аристократке». Этот прекрасный, удобный и выразительный инструмент стал исчезать вообще. Концертина стала инструментом клоунов и куплетистов .
В Советской России в XX веке концертину использовали куплетисты. Однако очень скоро она была признана буржуазным инструментом. Возрождение интереса к концертино произошло после Великой Отечественной войны . В 50-80-х годах концертину использовал Павел Рудаков , участник известного дуэта куплетистов Рудаков и Нечаев . Сегодня концертина известна, разве что благодаря Валентину Осипову, который виртуозно исполняет классические произведения на этом миниатюрном инструменте, и куплетисту Николаю Бандурину , который учился у П. Рудакова.
Концертины делятся на 3 основные системы: