Лорин
- 1 year ago
- 0
- 0
Ло́рин Маазе́ль ( / m ə ˈ z ɛ l / , ; 6 марта 1930 , Нейи-сюр-Сен — 13 июля 2014 , , Виргиния ) ― американский дирижёр , скрипач и композитор .
Родился в американской еврейской семье в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен . Вся семья была музыкальной. Его отец, ( 1903 , Нью-Йорк — 2009 , ), был актёром и в частности сыграл роль Куды в фильме ужасов Джорджа Ромеро « Мартин » (1977). Его мать, Мэрион Шульман (1894, Нью-Йорк — 1992), фармацевт, была основательницей Питтсбургского молодёжного симфонического оркестра ( ); её родители иммигрировали в Нью-Йорк из Минска через Париж в конце 1880-х годов. Его дед Айзек Маазел (1873—1925, родом из Полтавы ) на протяжении двух десятилетий был первой скрипкой в оркестре Метрополитен-опера ; он и его жена Эстер Глейзер (1879—1921, родом из Харькова ) прибыли в Америку из России в 1900 году после рождения их старшего сына Марвина (1899—1988), ставшего впоследствии пианистом и композитором.
Вырос в питтсбургском районе . Учился музыке частным образом в Лос-Анджелесе и Питтсбурге , с ранних лет занимался дирижированием (некоторое время ― под руководством Владимира Бакалейникова ). Уже в девять лет он выступил как дирижёр на Всемирной выставке в Нью-Йорке , в одиннадцать ― заслужил одобрение Артуро Тосканини после своего выступления с симфоническим оркестром NBC . В 1945 дебютировал как скрипач в Питтсбурге, играл партию первой скрипки в Питтсбургском квартете Изящных искусств. Параллельно изучал математику, философию и иностранные языки. В 1948 стал скрипачом Питтсбургского симфонического оркестра , вскоре также помощником главного дирижёра. С 1953 выступает как дирижёр в Европе, гастролирует по всему миру. В 1960 впервые выступил в Лондоне с симфоническим оркестром BBC , заслужив восторженные отзывы критики за исполнение произведений Малера , и в тот же год стал первым американским дирижёром, участвовавшим в Байрейтском фестивале (руководил постановкой « Лоэнгрина »). В 1962 состоялся дебют Маазеля в Метрополитен-опера (« Дон Жуан » Моцарта ), через год с большим успехом он гастролировал в СССР и Японии. Среди заметных событий с участием Маазеля в музыкальной жизни Европы последующих лет ― постановка « Евгения Онегина » в Риме (1965). С 1965 по 1971 Маазель ― художественный руководитель Немецкой оперы в Западном Берлине, до 1975 ― главный дирижёр Симфонического оркестра Берлинского радио. В опере Маазель дирижировал в основном классическим репертуаром, но также осуществил постановки нескольких современных спектаклей, в том числе « Улисс » Даллапикколы .
После сезона 1971―1972, проведённого Маазелем с лондонским оркестром « Новая филармония », он возглавляет Кливлендский симфонический оркестр , расширяет его репертуар, даёт несколько американских премьер новых европейских сочинений. В 1978 он в первый раз выступает в театре « Ковент-Гарден » с оперой Верди « Луиза Миллер », через год делает её запись. В 1977―1982 Маазель ― главный дирижёр .
В 1980—1986, а также в 1994, 1996, 1999 и 2005 годах дирижировал Венским филармоническим оркестром на знаменитом Новогоднем концерте .
В 1982 Маазель становится первым американцем, которому доверено руководить оркестром Венской государственной оперы , однако он остаётся на этом посту лишь два года, после чего возвращается в США в качестве музыкального консультанта Питтсбургского симфонического оркестра. Покинув Питтсбург в 1996, Маазель обратился к композиции: несколько его сочинений для виолончели были исполнены Мстиславом Ростроповичем , для флейты ― Жан-Пьером Рампалем . В 1997 под управлением Маазеля состоялась премьера оратории (симфонии) Кшиштофа Пендерецкого « Семь врат Иерусалима », в 2002 году — оперы Родиона Щедрина « Очарованный странник ». С 1993 по 2002 он руководил Симфоническим оркестром Баварского радио , а с 2002 ― Нью-Йоркским филармоническим оркестром . В 2004 Маазель возглавил молодёжный симфонический оркестр имени Артуро Тосканини, с которым выступил на первом Международном фестивале симфонических оркестров в Москве. В 2005 в Ковент-Гардене состоялась мировая премьера оперы Маазеля 1984 (по знаменитому роману Оруэлла ).
Маазель ― один из крупнейших дирижёров современности, выступавший с ведущими современными оркестрами и оперными театрами. Им сделано более 350 записей, среди которых ― все симфонии Бетховена , Малера , Рахманинова , Сибелиуса , Чайковского , а также большинство опер Пуччини , « Фиделио » Бетховена , обе оперы Равеля , « Ромео и Джульетта » Прокофьева и другие. Исполнение Маазеля сочетает в себе экспрессивность и философскую глубину, отличается свободой дирижёрской техники, разнообразием и рельефностью динамики, отточенным чувством формы. Обладая выдающейся памятью, он не только дирижировал, но и репетировал наизусть.
Лорин Маазел был трижды женат.