Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
Содержание
Биография
Родился в Москве в семье музыкантов. C самого детства был погружён в атмосферу музыки : отец хорошо играл на скрипке, в доме часто звучали музыкальные произведения в исполнении инструментального трио в составе отца и двух его старших братьев.
Первым учителем музыки стал отец Константин Михайлович, сын священника собора в городе
Алексин
, который был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Позже Родион Щедрин вспоминал об отце: «У него от природы были гигантские музыкальные способности, потрясающая память. Всë, что он слышал, мог воспроизвести — на любом инструменте, самодеятельно, не учась… Уж на что у меня память вроде бы неплохая, но рядом с отцом я — ноль».
С началом
войны
в октябре 1941 года семья Щедриных была эвакуирована в
Куйбышев
, где Константин Михайлович работал ответственным секретарем в эвакуированном туда Союзе композиторов. В этом же городе в эвакуации
Дмитрий Шостакович
, завершил ставшую знаменитой
Седьмую симфонию
; Родион присутствовал на генеральной репетиции произведения, которая проходила под управлением
С. Самосуда
.
Когда Щедрины вернулись в Москву, Родион продолжил учёбу в Центральной музыкальной школе. В биографических источниках описывается случай: в 1943 году мальчик бежал на фронт и, несмотря на трудности, добрался до
Кронштадта
. После этого отец подал документы Родиона в
Нахимовское военное училище
, но в 1944 году открылось Московское хоровое училище (ныне
Академия хорового искусства имени В. С. Попова
), возглавляемое
А. В. Свешниковым
, который пригласил Константина Михайловича преподавать там историю и теорию музыки. Тот, в свою очередь, попросил принять в училище и обладавшего превосходным слухом и замечательным голосом Родиона. В училище Родион пробыл до 1950 года, а затем до 1955 года учился в
Московской консерватории имени П. И. Чайковского
, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс
Ю. А. Шапорина
) и фортепиано (класс
Я. В. Флиера
). В 1959 году там же окончил аспирантуру (руководитель Ю. А. Шапорин). Ещё будучи на четвёртом курсе, стал членом
Союза композиторов РСФСР
.
Часто выступал с исполнением собственных произведений как пианист.
В 1965—1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников —
О. Галахов
,
Б. Гецелев
,
Г. Минчев
. Ушёл из консерватории, войдя в конфликт с партийным руководством теоретико-композиторского факультета. Это было связано с тем, что в 1968 году Щедрин отказался подписать письмо в поддержку
вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию
.
В.Познер
:
Оратория “
” – это что? Это и есть заказ от первого секретаря ЦК КПСС? Расскажите.
Р.Щедрин:
Дело в том, что в 1968 году я отказался подписать письмо, когда вводили наши войска в Чехословакию, и “
Голос Америки
” об этом оповещал. ... И надо мной сильно сгустились тучи. ... И надо было что-то… У власти же тысячи возможностей перекрыть тебе кислород. Тысячи. Не очень даже приметных. Но как раз приближалось столетие Ленина, и я сделал так же, как сделал мой очень близкий друг
Андрей Вознесенский
, который написал
. Чтобы просто как-то из этой трудной ситуации выбраться с честью. И я думаю, что я выбрался с честью, потому что текстами этой оратории были документальные воспоминания.
Интервью
Владимиру Познеру
С 1962 года — секретарь правления
Cоюза композиторов СССР
. В 1973 году был избран председателем правления
Союза композиторов РСФСР
. На этом посту проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя Союза композиторов России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и другим.
«Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам — отверженным, гонимым властью, помог этот человек»
, — написал о нём в 2002 году
Владимир Спиваков
в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.
Отец — Константин Михайлович Щедрин (1894—1955), родился в селе Воротцы
Тульской губернии
, а детство провёл в
Алексине
, под
Тулой
. Выпускник
Московской консерватории
(1917), композитор и педагог. В 1935—1941 годах в национальной студии консерватории вёл курс истории музыки.
Мать — Конкордия Ивановна Щедрина (дев. Иванова) (1908—1999), экономист, любитель музыки.
С 1990-х годов супруги жили в
Мюнхене
(
Германия
). Как рассказал Щедрин в декабре 2012 года в интервью
Владимиру Познеру
, детей у него и Плисецкой нет. «Я станцую эту премьеру. Столько уже времени потрачено на репетиции. А потом уже займемся деторождением», — говорил он
.
«
» (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой»,
2006
)
«
» (опера-феерия в 2 частях по мотивам сказки
Б. Немцовой
«О двенадцати месяцах» в переводе
Н. С. Лескова
и русских народных сказок, либретто Р. Щедрина,
2015
)
Для оркестра
Симфонии
. Для большого симфонического оркестра. В трех частях (
1958
)
(25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях (
1965
)
«Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях (
2000
)
«Preludium к девятой симфонии Бетховена». Для симфонического оркестра (1999)
«Лолита-серенада». Симфонические фрагменты из оперы «Лолита» (2001)
«Диалоги с Шостаковичем». Симфонические этюды для оркестра (2001)
«Гейлигенштадтское завещание Бетховена». Симфонический фрагмент для оркестра (2008)
«Симфонический диптих». По мотивам оперы «Очарованный странник». Для большого оркестра (2008)
«Vivat!». Санкт-Петербургская увертюра. Для симфонического оркестра (2008)
«Литовская сага». Симфоническая фреска для оркестра (2009)
Вокальные сочинения
Для солистов, хора и оркестра
«Маленькая кантата». Из оперы «Не только любовь» для солистов, смешанного хора и оркестра (1961)
«Бюрократиада». Курортная кантата для солистов, хора и оркестра на тексты инструкции для отдыхающих в пансионате «Курпаты». Либретто Р. Щедрина (1963)
«Поэтория». Концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова
А. Вознесенского
(1968)
«Ленин в сердце народном». Оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра на народные слова в шести частях (1969) Композитор сочинил данное произведение с целью избавиться от
политической травли
в свой адрес
.
«М. Мусоргский. Детская». Вокальный цикл в семи частях с прелюдией и постлюдией. Оркестровая транскрипция Р. Щедрина, слова
М. Мусоргского
(1964)
«Моление». Кантата для смешанного хора и оркестра на слова
И. Менухина
(1991)
«Многая лета». Для фортепиано, смешанного хора и ударных (1991)
Для голоса
«Три сольфеджио». Для голоса и фортепиано (1965)
«Страдания». Для голоса и фортепиано. Слова народные в изложении
В. Бокова
(1965)
«Таня-Катя». Песни без слов в народном стиле для сопрано и струнного оркестра (2002)
«Таня-Катя II». Песни без слов в народном стиле для женского голоса и скрипки (2002)
«Век мой, зверь мой!». Вокальный цикл на слова
О. Мандельштама
для тенора, рассказчицы и фортепиано (2003)
«Клеопатра и Змея». Драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии
У. Шекспира
«Антоний и Клеопатра» по
одноимённой
пьесе в переводе
Б. Пастернака
(2012). Премьера прошла 28 мая 2012 года на
Зальцбургском фестивале
; солистка — М. Эрдманн, оркестр
Мариинского театра
под управлением
В. Гергиева
. Российская премьера прошла в Мариинском театре 23 декабря 2012 года (солистка — Екатерина Гончарова).
Хоры a cappella
Два хора на стихи А. Пушкина. Для смешанного хора (1950)
«Ива, Ивушка». Вокализ. Для смешанного хора (1954)
Четыре хора на стихи А. Твардовского. Для смешанного хора (1968)
Четыре хора на стихи А. Вознесенского. Для смешанного хора (1971): 1. Тбилисские базары; 2.
Первый лёд
; 3. Горный родничок; 4. Песня вечерняя.
«Русские деревни». Для смешанного хора на слова И. Харабарова (1973)
«Стирала женщина белье». Для смешанного хора на слова
И. Ляпина
(1975)
«Строфы „Евгения Онегина“». Шесть хоров на стихи
А. Пушкина
из романа в стихах «
Евгений Онегин
» для смешанного хора (1981)
«Казнь Пугачёва». Поэма для смешанного хора на стихи А. Пушкина из «
Истории Пугачёва
» (1981)
«Концертино». В четырёх частях для смешанного хора (1982)
«Запечатленный ангел». Русская литургия. Хоровая музыка по
Н. Лескову
для смешанного хора и свирели (флейты) (1988)
«Алый парус». Для детского хора на слова
А. Грина
(1997)
«Серенада». Для смешанного хора (2003)
Диптих на стихи А. Вознесенского (2003)
Два русских хора (2008)
«Царская кравчая». По мотивам хоровой оперы «Боярыня Морозова»
Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина». Для смешанного хора
«Месса поминовения». Для смешанного хора (2019)
Фортепианные сочинения
Пьесы
«Поэма» (1954)
«Токкатина» (1954)
«Юмореска» (1957)
«В подражание Альбенису» (1959)
«Тройка» (1959)
2 полифонические пьесы: Basso ostinato и Двухголосная инвенция (1961)
2 сонаты (1962, 1996)
24 прелюдии и фуги (1964—1970)
Полифоническая тетрадь (25 прелюдий) (1972)
Тетрадь для юношества (1981)
«Частушки». Концерт для фортепиано соло (2001)
«Дневник». 7 пьес для фортепиано (2002)
«Вопросы». 11 пьес для фортепиано (2003)
Sonatine Concertante для фортепиано (2005)
Alla Pizzicato для фортепиано (2005)
Hommage a Chopin. Для четырёх фортепиано (2005)
«Романтические дуэты». Семь пьес для фортепиано в четыре руки (2007)
«Простые страницы». Семь экспромтов для фортепиано (2009)
«Концертный этюд» («Чайковский-этюд») для фортепиано (2010)
Камерно-инструментальные сочинения
Сюита для кларнета и фортепиано (1951)
«Фрески Дионисия». Для камерного ансамбля (1981)
«Музыкальное приношение». Для органа, трёх флейт, трёх фаготов и трёх тромбонов (1983)
«Эхо-соната». Для скрипки соло (1984)
«Три пастуха». Для флейты, гобоя и кларнета (1988)
«Русские наигрыши». Для виолончели соло (1990)
«Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо». Для органа и сопранино блокфлейты (1994)
Фортепианный терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995)
«Ледяной дом». Русская сказка для
маримбафона
соло (1995)
«Музыка издалека». Для двух басовых блокфлейт (1996)
Соната для виолончели и фортепиано (1996)
«Балалайка». Для скрипки соло без смычка (1997)
«Пастораль». Для кларнета и фортепиано (1997)
«Вариации и тема». Для скрипки соло (1998)
«Менухин-соната». Для скрипки и фортепиано (1998)
«Дуэты». Для скрипки соло (1999)
«Гамлет баллада». Для тысячи (или ансамбля) виолончелей (2005)
«Старинные мелодии русских народных песен». Мелодии из сборника
Н. А. Римского-Корсакова
«100 русских народных песен». Для виолончели и фортепиано (2006)
«Лирические сцены». Для струнного квартета (2006)
«Цыганская мелодия». Для скрипки соло (2006)
«На посошок». Памяти
М. Л. Ростроповича
. Для шести виолончелей и альтовой блокфлейты (или для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели) (2007)
«Бельканто на русский лад». Для виолончели и фортепиано (2007)
«Поездка в Эйзенштадт». Для скрипки и фортепиано (2009)
Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» для 3 органов и 3 труб (2009/2010)
Государственная премия СССР
(1972) — за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь» (61, новая редакция)
Ленинская премия
(1984) — за оперу «Мёртвые души» (1977 год), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981 год), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра
орден «Знак Почёта»
(1967) —
за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры
орден «За заслуги перед Отечеством»
I степени (2022) —
за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007) —
за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002) —
за большой вклад в развитие музыкального искусства
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012) —
за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность
орден Почёта
(
2017
) —
за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
золотая медаль Министерства культуры
Армении
(2008)
театральная премия «
Золотая маска
» — за оперу «Очарованный странник» (2009)
номинант на премию «
Грэмми
» в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009)
памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2010)
орден Святой Анны
3-й степени (2010) (указ № 1/АII-III-2010, грамота № 12/AIII-2010, подписаны в Мадриде),
в воздаяние заслуг перед Отечеством
.
премия города Москвы в области литературы и искусства — за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012)
почётная премия
РАО
«За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
.
Именем Р. К. Щедрина названа музыкальная школа № 68 в Москве
.
Именем Р. К. Щедрина с его согласия в августе 2014 года назван
Тольяттинский
музыкальный колледж
.
Именем Щедрина названа школа искусств в
Алексине
Тульской области.
Современники о Щедрине
Однажды
Гия Канчели
…говорил мне о Родионе Щедрине: „Это большой композитор, может быть, крупнейший в мире сейчас“. Привыкнув к ревнивому лепету моих коллег, я был поражён.
Щедрин — большое „Щ“ русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите — ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка — мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях XX века. Щедрин же прыгнул с нами физически в XXI век.
Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ!
Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра „Озорные частушки“ и „Кармен-сюите“. Королём современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л. Маазель, С. Озава, М. Янсонс, О. Мустонен, М. Венгеров.
Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от „официального советского музыкального курса“.
Мстислав Ростропович
[
источник не указан 87 дней
]
В этом сезоне надеюсь познакомить как можно более широкий круг зрителей с новой постановкой Мариинского театра — «Мёртвыми душами». Это великая опера Родиона Щедрина, не я один, кстати, ставлю это произведение в один ряд с «Войной и миром» Прокофьева или с «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. С первой же минуты мы видим в гоголевских героях себя, это зеркало беспощадно метко показывает, как мы живём, какие мы жуткие и почему такими стали.
Валерий Гергиев
Щедрин — мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности, подлинного комизма…
Лорин Маазель
[
источник не указан 87 дней
]
Его музыка вечна, популярность её будет со временем только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени. Новое не всегда удобно для современников, что закономерно. Для меня Родион фигура знаковая, Он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди. Я уверен, что его будут играть всегда и везде. Главное, что его творчество всегда связано с русским фольклором. Он национальный русский композитор. Я очень люблю его музыку, чту его как пианиста, как моего великого друга.
Сергей Доренский
[
источник не указан 87 дней
]
Я могу сказать, что мой слух необыкновенно любовался его „Кармен-сюитой“. Это для меня прелестная совершенно вещь, потому что здесь как бы современное перенесение музыки не оскорбляет то, что всем известно. Наоборот, музыка целует музыку. Они находятся в нежном и неоскорбительном для слуха союзе.
Белла Ахмадулина
[
источник не указан 87 дней
]
Сочетание блестящего остроумия и глубокого чувства драмы, тонкой мысли и мощной конструкции, смелого, подчас дерзкого эксперимента и неизменности русской национальной традиции, помноженное на высочайшую технику письма, — это всегда восхищало и восхищает меня в творчестве Родиона Щедрина.
Михаил Плетнёв
[
источник не указан 87 дней
]
Казнь
Пугачёва
» — одно из самых дорогих для меня сочинений Щедрина. Его язык, как всегда, у Родиона, правдив и ярок. Четкая архитектоника эпизодов, свободная техника письма, искусное сплетение голосов — все это делает музыку «Пугачева» совершенной. Здесь нет ничего лишнего, здесь каждая нота, каждый нюанс, каждый штрих используются с предельной силой и эффективностью. Для меня каждое исполнение поэмы «Казнь Пугачева» — это лично пережитое событие.
Требовательность Родиона хорошо известна, с годами он своих принципов не изменил: интерпретатор должен буквально до сотой доли выполнять все то, что написано в партитуре. Мастерство и совершенство складываются из нюансов, из деталей, из четкого выполнения указаний композитора. Общая линия, конечно, крайне важна, но художественное целое немыслимо без наличия всех слагаемых в интерпретации. И здесь нет главного и второстепенного: все важно, каждая мельчайшая деталь определяет высокий конечный результат.
Борис Тевлин
[
источник не указан 87 дней
]
Литература
Комиссинский В.
О драматургических принципах творчества Р. Щедрина. — М.: Советский композитор, 1978. — 192 с.
Тараканов М. Е.
Творчество Родиона Щедрина. — М.: Советский Композитор, 1980. — 328 с.
Паисов Ю.
Хор в творчестве Родиона Щедрина: Исследование. — М.: Советский композитор, 1992. — 240 с.
Холопова В. Н.
Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. — М.: Композитор, 2000. — 310 с., ил.
Прохорова И.
Родион Щедрин. Начало пути. — М., 1989.
Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии / Ред.-сост. Е. С. Власова. — М.:Композитор, 2007. — 488 с.
Родион Константинович Щедрин. Жизнь и творчество: Альбом фортепианных переложений с комментариями и иллюстрациями / Составитель Е. С. Власова. — Челябинск: MPI, 2006. — 140 с.
Синельникова О. В.
Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2007. — 291 с.
Синельникова О. В.
Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2013. — 314 с.
Синельникова О. В.
Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля: Дис. на соискание степени доктора искусствоведения. — М., 2013.
Лихачёва И.
Музыкальный театр Родиона Щедрина. — М.,1977.
Михайлова Е. Н.
Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина: Дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Саратов, 2009.
Аверьянова О. И.
Русская музыка второй половины XX века: Родион Щедрин,
Эдисон Денисов
,
Альфред Шнитке
. Биографии. — М., 2004.
Gerlach H. Zum Schaffen von Rodion Schtschedrin. — Berlin, 1982.