Interested Article - Эмпуса
- 2021-02-22
- 1
Эмпуса , эмпуза ( др.-греч. Ἔμπουσα ) — в греческой мифологии мифическое существо, напоминающее вампира ( упыря ), женщина- демон , состоящая в свите Гекаты . Предстаёт в образе ужасного призрака с ослиными ногами, одна из которых медная . Также способна принимать вид коровы, собаки, ослицы. Но опаснее всего в образе прекрасной девушки, в которую воплощается, чтобы заманивать людей. Древние греки верили, что Эмпуса высасывала по ночам кровь у спящих, похищала детей, заманивала и душила юношей и девушек, а после выпивала их кровь. И не исключено что после вышеописанного пожирала тела.
Описание
Эмпуса считалась ночным духом, принадлежавшим к так называемым мормоликам — Акко, Алфито и Горго — и Ламиям . Эмпуса находилась в свите богини Гекаты , которая посылала Эмпусу, принимавшую различные образы, пугать людей, преимущественно женщин и детей. Эмпуса принимала вид коров, собак или прекрасных дев. Изменяла свой вид на тысячу ладов . Стоит луне взойти ночью на небе, как из царства Аида появляется Геката, богиня магии. С тремя ликами и держащая пылающие факелы, мчится она в колеснице, запряжённой чёрными псами, которые именуются стигийскими собаками, и неотступно следует за ней привидение Эмпуса. Вот что пишет о ней Н. А. Кун в «Мифах и легендах Древней Греции»: «Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; заманив в ночной тьме хитростью людей в уединённое место, оно выпивает всю кровь и пожирает их ещё трепещущее тело». [ источник не указан 1304 дня ]
По существовавшим повериям, Эмпуса часто уносила маленьких детей, а по своей принадлежности к мормоликам, существам не знавшим наслаждений любви, высасывала кровь у красивых юношей, являясь им в образе прелестной женщины, причём, насытившись кровью, нередко пожирала их мясо. Эмпусе, в существование которой верили только дети и женщины, были родственны также Эринии (Эвмениды), получившие не только широкое распространение, но и культ .
Против этого привидения можно защититься с помощью амулетов, один из которых драгоценный камень — яшма . Дионисий Периегет (II век нашей эры) пишет: «Это море ( Каспийское ) представляет много другого чудесного для людей, а также производит кристалл и тёмную яшму, страшную для эмпус и других привидений». [ источник не указан 1304 дня ]
Есть предположение, что образ Эмпусы пришёл в Грецию из Палестины , где имелся аналог этого фантастического существа — дети Лилит . [ источник не указан 1304 дня ] Они также имели ослиные ноги, так как именно осёл являлся символом разврата. В Эмпусе можно найти черты других фантастических существ. Например, с дочерью Посейдона Ламией — привидением, высасывающим кровь у юношей и девушек. А если обратиться к , то можно отыскать ещё один аналог — Ламя, с головой собаки и телом змеи, бесчинствующее на полях и в садах и пожирающее плоды. [ источник не указан 1304 дня ]
В литературе
Аристофан даёт яркое описание Эмпусы в своей комедии « Лягушки » . Бог Дионис , спустившись в царство Аид , встречается с Эмпусой, где привидение не устаёт менять свой облик: сначала перевоплощается в быка, затем в мула, прекрасную девушку и собаку. Наконец, она появляется в своём настоящем образе: призрак с пылающей головой, одна её нога медная, другая ослиная. Аристофан показывает Эмпусу в смешном виде, сводя на нет весь её ужас.
Также упоминается Флавием Филостратом , жившим в III веке, в его биографическом романе « Жизнь Аполлония Тианского ». Ликанцу Мениппу явилась Эмпуса в виде прелестной девушки, представившаяся финикиянкой и якобы живущей в предместье Коринфа . «Юноша согласился, ибо не только философии был предан, но и к любострастию склонен; итак, он пришёл к ней на закате, а затем стал частенько навещать её вроде бы для забавы, отнюдь не понимая, что связался с нежитью». Аполлоний, догадавшийся о беде, грозившей юноше, на свадебном пиру обличил Эмпусу.
Фантастика
Эмпусы — крокодилы-мутанты в альтернативно-исторической вселенной «Божественный мир» Бориса Толчинского .
См. также
Примечания
- ↑ .
- .
- Лукиан. О пляске 19
- Аристофан . «Лягушки», 294 след.
Литература
- Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 661.
- Роберт Грейвс . Мифы древней Греции
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- 2021-02-22
- 1