Дэвис, Дон Синклер
- 1 year ago
- 0
- 0
Синклер Льюис ( англ. Sinclair Lewis ; 7 февраля 1885 , Сок-Сентр , штат Миннесота — 10 января 1951 , Рим ) — американский писатель, репортёр; первый в США лауреат Нобелевской премии по литературе ( 1930 год ).
Родился в недавно отстроенном городке Сок-Сентр ( Миннесота ), в семье единственного на весь город врача. С пятнадцати лет работал наборщиком в местной типографии. В университете готовил себя к карьере газетчика, во время и после учёбы практиковался в периферийных изданиях от Айовы до Калифорнии , охотно выполняя функции репортёра. Именно на этой работе Льюис детально изучил жизнь американской провинции, быт и нравы простых американцев.
Уже в то время он пишет, помимо газетных очерков, множество рассказов, которые публикуются в газетах, на которые он работает.
В 1910 году начинающего писателя знакомят с Джеком Лондоном , переживающим творческий кризис. Льюис, набивший руку в сочинении сюжетов, продал ему сюжеты двух рассказов и романа « Бюро убийств » (который Лондон в итоге забросил из-за недостаточной логичности).
Первый роман Льюиса «Наш мистер Ренн» ( англ. «Our Mr Wrenn») вышел в 1914 году .
В раннем периоде своего творчества Синклер Льюис выступает как автор типичных для того времени литературных произведений, тема которых — карьера одиночки, выходца из общественных «низов», пробивающего себе дорогу в общество. Конфликт между личностью и обществом, служащий основным движущим противоречием всего творчества писателя, трактуется во всех этих произведениях как внесоциальная проблема. Развитие этого противоречия даётся здесь экстенсивно, в пространственном плане, путём ухода в экзотику путешествий («Наш мистер Ренн», «Полёт сокола»), в спорт («На вольном воздухе»), и т. п.
Среди произведений этого периода несколько особняком стоит роман «Работа» ( англ. The Job , 1917 ; в русском переводе — «Уна Гольден») — история одной из многих трудящихся женщин Америки, создающей себе карьеру долголетним трудом. В этом романе нет уже того экзотизма, того ухода в романтику, которые характеризуют остальные произведения Льюиса того же периода. «Работа» заключает в себе зародыши тех ростков, которые в своём дальнейшем развитии обусловили превращение писателя из беллетриста в художника социальной тематики.
Но качественный перелом в творчестве Льюиса относится лишь ко времени появления « » ( англ. Main Street , 1920 ) — романа, который стал таким же знаменем для радикальной американской интеллигенции начала 1920-х годов в области художественной литературы, каким была для неё в области идеологии известная «Цивилизация Соединённых штатов» ( англ. Civilisation in the United States , Harold Edmund Stearns, 1922).
Кризис американской экономики, пришедший на смену «процветанию» времён Первой мировой войны , вызвал движение протеста в кругах мелких американских собственников и в особенности американского фермерства. Это движение вылилось в радикальное течение американской интеллигенции и выдвинуло на авансцену литературы целую плеяду писателей, вошедших в литературную историю под названием «людей 20-х годов». К ним, наряду с Шервудом Андерсоном , Бен Хектом , и др. следует отнести и Синклера Льюиса. Начало подобной «социальной» литературе положили ещё в конце XIX века такие писатели-реалисты, как Хэмлин Гарленд , Стивен Крейн и Фрэнк Норрис . Непосредственным же предшественником Льюиса в этом плане является Эдгар Ли Мастерс , основное произведение которого — «Антология Спун Ривер» ( англ. «Spoon River Antology» , 1915 ) проложило пути для «Главной улицы». Подобно автору «Антологии Спун Ривер», Синклер Льюис в «Главной улице» восстаёт против лицемерия, ограниченности и нетерпимости провинциальной Америки. Если раньше романтика, мечты о нереальном мире были для писателя средством примирения противоречий между его героями и действительностью, то теперь в его творчестве начинается период разрушения иллюзий. Отталкивание персонажей Льюиса от их общественной среды приобретает известную социальную направленность. В конце романа «Главная улица» писатель объявляет: смех остаётся для протестующей героини (Кэрол), вернувшейся к своему семейному очагу, «единственно возможным орудием борьбы».
В дальнейшем творчество Льюиса продолжает развиваться в том же направлении. В «Бэббите» ( англ. «Babbitt» , 1922 ) он создаёт классический образ стандартного обывателя, с его стихийными попытками бунтарства против наиболее вызывающих противоречий капиталистического общества, развивая таким образом мотивы «Главной улицы». К «Бэббиту» примыкает и более позднее сатирическое произведение писателя «Человек, который знал Кулиджа» ( англ. The Man who knew Coolidge , 1927 ).
Следующий роман Синклера Льюиса « » ( англ. Arrowsmith , 1925 , Пулитцеровская премия , от которой он отказался), вскрывающий положение науки в условиях современной автору Америки , выделяется среди остальных «обличительных» романов писателя этого периода наличием положительной программы — требований, отвечающих настроениям части технической интеллигенции. Это обстоятельство приходится однако отнести за счёт того, что в создании этого романа наряду с Льюисом принимал участие известный американский учёный Поль де Крюи ( англ. ).
« » ( англ. «Elmer Gantry» , 1927) — сатира на религию и её представителей — завершает собой период высшего расцвета творчества Льюиса, когда он выступает со своеобразным социальным протестом.
В 1929 году вышел памфлет Льюиса «Дешёвая и довольная рабочая сила» ( англ. «Cheap and Contented Labor»), посвящённый забастовке текстильщиков Мэриона (очевидцем которой был писатель), где он становится на сторону рабочих.
В 1930 году Синклер Льюис первым из американских писателей удостаивается Нобелевской премии по литературе — «за мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры».
Нобелевская речь писателя, названная « Страх американцев перед литературой » ( англ. «The American Fear of Literature»), вызвала широкий общественный резонанс в стране, поскольку в ней Льюис выступил против тех, кто «боится любой литературы, кроме той, которая превозносит всё американское, в равной степени недостатки и достоинства».
После вручения премии писатель создал ещё девять романов, но они не имели прежнего успеха, за исключением « У нас это невозможно » — сценария возможного установления в США фашистской диктатуры.
В 1942 году Льюис развёлся с женой Дороти Томпсон ( англ. Dorothy Thompson) — журналисткой, высланной в 1934 году из Германии. Супруги прожили вместе 9 лет ( 1928 — 1937 ), в 1930 году у них родился сын Майкл, ставший впоследствии актёром.
Умер Синклер Льюис в Риме 10 января 1951 года от сердечного приступа, вызванного алкоголизмом. Его тело было кремировано, а останки похоронены на кладбище Гринвуд в Саук-центре, штат Миннесота .
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .