Горохов, Сергей Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Фёдорович Ани́симов (20.06.1922, с. Кобзево, Свияжский кантон , Татарская АССР , РСФСР — 10.06.2005 , Москва , Российская Федерация ) — советский и российский философ, специалист в области этики и аксиологии, социальной философии. Доктор философских наук (1967), профессор. Заслуженный профессор МГУ (1996). Действительный член Международной академии наук Высшей школы.
Родился близ Казани в семье рабочего. В 1939 году с отличием окончил среднюю школу Казани. В 1939-1941 гг. учился на философском факультете МИФЛИ имени Н. Г. Чернышевского .
Участник Великой Отечественной войны, которую закончил в Вене.
В декабре 1945 года вернулся на философский факультет МГУ и в 1949 году окончил его с отличием.
В 1954 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Объективная закономерность и законы науки».
В 50-х годах преподавал в средних и высших учебных заведениях Москвы
С 1958 года научный сотрудник кафедры философии в ИПК при МГУ.
В 1960-1970 годы — сотрудник кафедры истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1966 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Христианская мораль в свете марксистской этики».
Участвовал в создании самостоятельной кафедры этики, и был её первый заведующий в 1969—1980 гг.
В 1980—1986 годы — профессор кафедры исторического материализма, затем опять профессор кафедры этики.
Также преподавал в МОПИ имени Н. К. Крупской , Высшей школе профсоюзного движения .
Член Философского общества России , член Международной этической ассоциации.
Подготовил несколько десятков докторов и кандидатов наук. Автор 153 работы, автор монографий "Нравственный прогресс и религия", "Ценности реальные и мнимые", один из авторов « Настольной книги атеиста ».
В 1950-х годах, используя междисциплинарный подход к решению философских вопросов, занимался исследованием общей природы объективных закономерностей и логических особенностей отражающих их законов науки, а также взаимоотношением категорий закона, причинности, необходимости и случайности. С появлением новой отрасли — философии науки и техники, он стремился показать богатство философских идей заключающихся в ней. В 1960-х годах им было был подготовлен ряд работ о свободомыслии французских и немецких просветителей XVIII в., а также про имманентов начала XX в. Начиная с 1970-х годов С. Ф. Анисимов в основном занимается вопросами духовной жизни людей исследуя философию религии, этику, наряду с философской теорией ценностей (аксиология), которую рассматривает как общую основу для наук о человеческой духовности. В 1990-2000 годах занимался вопросами нормативной и аксиологической этики, изучал проблемы теории ценности. Он критиковал односторонние объективистские и субъективистские теории ценности, считая, что правильное понимание и определение феномену ценности можно дать лишь в границах той полной реальности, которая заключена во всей человеческой жизнедеятельности, в единстве её субъективных и объективных частей. Для этого им введены ключевые понятия: значение, значимость, значимое (ценностное) отношение, шкала ("иерархия") значений и др. Они раскрывают взаимосвязь ценностей и оценок с другими составляющими человеческой деятельности: потребностями, нормами, знанием.
С. Ф. Анисимовым была разработана концепция, в которой он обосновал, что мораль является не просто "формой отражения" действительности в сознании человека, а основополагающим свойством всей его жизнедеятельности, своего рода иммунной системой, которая предохраняет от энтропийного распада духовности как личности, так и целого общества. Он считал, что ни политическое сознание, ни правосознание , ни наука , ни религиозное и эстетическое сознание, как и никакая другая составляющая духовности, кроме морали не может брать на себя это бремя. С. Ф. Анисимов считал, что это исключительное право морального сознания является плодом всей общественной и космической эволюции. отсюда он полагал, что здесь кроется "тайна" необычайной повелительности нравственного чувства и самоочевидной императивности моральных требований. Он считал, что в настоящее время человечество, и особенно Россия, переживает спад нравственной духовности. Таким образом повсеместный упадок нравственности, ослабление её защитной функции сочетаясь с общемировым состоянием другого рода кризисных обстоятельств — военно-политических, демографических, экологических, экономических и др. — на пороге XXI века ставят человечество перед сложно дилеммой: конец человеческой цивилизации на Земле или же возрождение и обновление ей моральной духовности.