Interested Article - Христианство в Северной Осетии

Северный зеленчукский храм X века

История

По преданию, упомянутому Дмитрием Ростовским в его «Житиях святых» , апостол Андрей Первозванный , проповедуя христианство в I веке, посетил «страну Аланов» .

Согласно монографии кавказоведа академика Н.Я. Марра «Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия)», крещение святым Григорием Просветителем царя Армении Трдата III , царей абхазов, грузин и алан произошло в начале IV века. Во время поездки на Синай в 1902 г. в библиотеке монастыря святой Екатерины он изучил арабскую рукопись, посвящённую мученичеству святых Григория и Рипсимии (арм. Рипсимэ).

Рукопись гласит:

«И когда исполнилось тридцать дней, и клир был в соборе у него, то он (Григорий) взял весь народ и повёл к реке Евфрату около царева города, называемого Багаваном: число их было триста семьдесят тысяч, царь Тиридат, царь абхазов, царь аланов и все князья и главы народов и племён и все их подвластные и множество слуг, и мужчины, женщины и дети.〈...〉Григорий, стоя на берегу реки, велел им снять с себя одежды, прежде всего царю Тиридату, и с ним трём царям и его князьям и освятил их миром и крестом. В это время сделалось чудо, ибо река перестала течь и затихла, волны остановились; он возложил руку на их головы, погрузил их в воду священной десницей троекратным погружением и крестил их во имя Отца, Сына и Святого Духа» .

Супругой армянского царя Трдата III, провозгласившего христианство государственной религией Армении в 301 году, по свидетельствам многочисленных армянских источников, была аланская царевна, а позже армянская царица Ашхен (арм. Ašxen — от аланского имени Æxsinæ; xsin — «госпожа»). Первое упоминание о царице встречается у средневекового армянского историка Мовсеса Хоренаци , назвавшего имя её отца, аланского царя Ашхадара. Ашхен сыграла важную роль в решении царя Трдата III сделать Армению христианским государством. Супруга царя и его сестра Хосровидухт крестились первыми. Таким образом Ашхен стала первой в истории христианской царицей. Впоследствии она оказала значительное содействие в распространении христианства на территории всей страны. Царица Ашхен и сестра царя Хосровидухт канонизированы Армянской апостольской церковью .

Официальное, так называемое великое крещение Алании , под которым понимается совокупность связанных между собой процессов, таких как учреждение канонической церковной структуры (епархии), крещение правителя страны, начало массового обращения алан в христианство, произошло в начале Х века. В 916 году Константинопольский патриарх Николай Мистик учреждает Аланскую митрополию .

Первый архиепископ Аланский Пётр прибыл из Константинополя в 914 г.

Со второй половины Х в. устанавливаются прочные политические, экономические и культурные контакты Алании с Византийской империей, подкреплённые династическими браками. Следующий этап их отношений символизирует возведение монументальных храмов в центре Аланской митрополии — Нижне-Архызском городище . В 965 г. состоялось освящение Сентинского храма , точно датируемого благодаря строительной надписи на стене.

Три аланских храма (IX—Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами ( осет. Аргъуан ) на территории России. Благодаря христианству у осетин появляется письменность на основе греческого алфавита ( Зеленчукская надпись ).

В 4-й четверти XIII в. происходит объединение Зихской и Аланской митрополий, которое сопровождается уходом христианского населения в Сарайскую митрополию . После падения Византии и крушения Аланской государственности под натиском варварваров-кочевников население подверглось почти полному уничтожению, а христианство регрессировало к народному обычаю.

В числе святых мучеников христианской церкви известно несколько десятков алан и осетин. Например, семнадцать вельмож во главе с Баракадом (в крещении Сухий , арм. Сукиас, греч. Исихий) перешли в христианство в Армении в начале новой эры и приняли казнь за отступничество от веры предков. В XII в. жил Святой Христодул-Философ, побеждавший оппонентов христианства в духовных спорах. В начале XIV века в Сирии за несгибаемую веру во Христа был казнен святой Николай Туальский.

Весной 1745 г. в Осетию прибыла Осетинская русская православная духовная комиссия во главе с архимандритом Пахомием. Новое крещение ознаменовало духовное пробуждение Осетии . В 1793 году российским правительством была учреждена Моздокско—Маджарская викарная епархия, которая в 1799 году была упразднена. В 1875 году учреждена викарная Владикавказская епархия при Грузинском экзархате, которая с 1894 года обрела самостоятельность.

Перевод Евангелий на осетинский язык появился в 1861 году .

Народное христианство

В центре религиозных церемоний была семейная трапеза, где роль молитв выполняли тосты и застольные песни религиозного характера .

Особая роль отводилась святилищам ( дзуар ), где совершались моления, жертвоприношения и торжества ( куывд ). Жрецом дзуара (дзуари-лаг) прежде всегда был старший в роде. Когда приходят к месту дзуара, мужчины отделяются от женщин и говорят между собою сначала не иначе как шепотом .

Христианские конфессии

В настоящее время кроме православия в Осетии распространён католицизм и протестантизм ( баптизм , лютеранство ), а также неохристианские течения ( адвентисты седьмого дня , пятидесятники ).

Христианские народы

Православные народы Осетии
Католические народы Осетии
Армянская апостольская церковь
Протестанты Осетии

Праздники

Примечания

  1. Димитрий Ростовский, святитель. Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского. Ноябрь. — издательство Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1998.
  2. Н.Я. Марр. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (Арабская версия). — СПб. , 1905.
  3. В.И. Абаев, академик. Историческо - этимологический словарь осетинского языка. т. IV. — Л.,: Наука, 1959. — С. 236.
  4. Великая княгиня Владимирская Мария Ясыня в Русской истории. — М.,: ИРИ РАН, 2019. — С. 344. — 368 с. — ISBN 978-5-91480-302-2 .
  5. Газета «Республика». Дата обращения: 7 февраля 2020. 13 февраля 2020 года.
  6. pravicon.com. Дата обращения: 7 февраля 2020. 10 мая 2019 года.
  7. . Дата обращения: 10 апреля 2013. 3 февраля 2014 года.
  8. . Дата обращения: 11 апреля 2013. 2 мая 2011 года.
  9. . Дата обращения: 10 апреля 2013. 23 июня 2012 года.
  10. . Дата обращения: 11 апреля 2013. 19 марта 2013 года.
  11. . Дата обращения: 11 апреля 2013. 8 апреля 2013 года.
  12. . Дата обращения: 11 апреля 2013. 8 марта 2013 года.
  13. от 8 сентября 2016 на Wayback Machine Владикавказ, приход Вознесения]
  14. . Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано из 10 апреля 2013 года.
  15. . Дата обращения: 11 апреля 2013. 4 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Христианство в Северной Осетии