Interested Article - Серафим (Ляде)

Митрополи́т Серафи́м (в миру Карл Георг Альберт Ля́де или Лядэ , нем. Karl Georg Albert Lade ; 4 июня 1883 , Лейпциг , Германия 14 сентября 1950 , , под Мюнхеном ) — епископ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) немецкого происхождения. C 1938 года митрополит Берлинский и Германский .

Биография

Родился в немецкой протестантской семье; в 1904 году в Дрезденском русском храме принял православие .

В 1905 году переселился в Россию. Женился на русской.

В 1907 году прослушал курс богословских наук 5-6 класса Санкт-Петербургской духовной семинарии .

6 июля 1907 года рукоположён в сан диакона , 8 июля — в сан священника .

С 18 мая 1907 по 1 сентября 1912 года был помощником настоятеля Новоград-Волынского собора. Законоучитель приготовительного класса Новоград-Волынского городского училища (10.02.1908-1.09.1912). Член Новоград-Волынского уездного отделения епархиального училищного совета (28.11.1907-1.09.1912), казначей отделения (1910-1.09.1912).

В 1916 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия , «с причислением к первому разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний» .

В 1916—1918 годы — преподаватель Харьковской духовной семинарии .

В 1916—1920 годы — помощник настоятеля Свято-Духовской церкви в Харькове.

В 1918 году Окончил педагогические курсы при Харьковском училищном округе. С 1918 по 1920 год преподавал немецкий язык в женской гимназии и коммерческом училище.

27 января 1920 года , находясь в Екатеринограде , овдовел.

В 1920—1922 годы — настоятель собора города Чугуева .

Примкнул к обновленческому расколу. В 1922 году возведён в сан протоиерея .

В 1922—1924 годы — помощник настоятеля Харьковского Успенского кафедрального собора .

20 августа 1924 года был пострижен обновленцами в монашество, вскоре возведён ими в сан игумена , затем архимандрита и в том же году рукоположён в сан епископа Змиевского, викария Харьковской епархии и настоятеля Харьковского Покровского монастыря. Его архиерейскую хиротонию совершили украинские обновленческие «епископы» во главе с митрополитом Харьковским Пименом (Пеговым) .

Состоял секретарём обновленческого украинского Синода.

С 1927 года — обновленческий епископ Ахтырский.

В 1930 году , с разрешения советского правительства, как немецкий гражданин, выехал в Германию , где публично признал, что состоял агентом ОГПУ .

8/21 августа 1930 года Архиерейский Синод РПЦЗ постановил принять епископа Серафима чрез покаяние (ввиду пребывания в обновленческой иерархии), по производстве епископом Берлинским и Германским Тихона (Лященко) испытания и допроса, с присвоением ему титула епископа Тегельского .

В 1932 году упоминается епископом Венским .

В феврале 1938 года, по настоянию германских властей , был назначен на место архиепископа Тихона (Лященко) митрополитом Берлинским и Германским .

В сентябре 1939 года Архиерейский собор РПЦЗ «во внимание к особому положению, которое занимает Германская епархия в последние годы» постановил возвести епископа Серафима в сан архиепископа. «Особое положение» Германской епархии было обусловлено расширением территории Третьего рейха . Сам епископ Серафим из-за задержки на границе опоздал на Собор и поставил свою подпись под протоколами позже .

С началом Второй мировой войны в Германию хлынул поток священников, бежавших с территорий, присоединённых к СССР. Таких священников было более 80 .

26 мая 1942 года с разрешения правительства Германии было принято решение о преобразовании Германской епархии в Среднеевропейский митрополичий округ, который возглавил его владыка Серафим (Ляде), в июне того же года ставший членом Архиерейского Синода РПЦЗ . Белый клобук на богослужении 13 июня иерарху поднесли епископы Сергий (Королёв) , Горазд (Павлик) и Василий (Павловский) .

В данный округ вошли православные приходы Великогермании (Германия, Австрия, Судеты и Лотарингия ), протекторат Богемии и Моравии, Словакия , Люксембург , Бельгию и Польшу; кроме того, в его ведение в 1941 году были переданы приходы в сербской Воеводине , а в 1942 году — приходы на ряде занятых немцами территорий в СССР (в частности, Орловская , Смоленская и Белостокско-Гродненская епархии ) . Помогал русским военнопленным и вывезенным в Германию из оккупированных территорий гражданам СССР ; спас жизнь архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Александру (Немоловскому) , публично критиковавшему в Брюсселе политику Гитлера после оккупации Бельгии Германией .

Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на её приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал своё победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы… Наконец-то наша вера оправдана!… Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это — продолжение той борьбы, которая была начата ещё в 1917 г., — но увы!

Из Воззвания к пастве Архиепископа Серафима (Лядэ). Июнь 1941 г.

В период Отечественной войны на бывшей территории СССР в его юрисдикцию входила бывшая Гродненская область БССР , включённая в Восточную Пруссию , а также Орловская епархия .

По окончании войны оказался единственным «карловацким» архиереем Европы, не считая председателя Синода митрополита Анастасия (Грибановского) , но РПЦЗ быстро преодолела структурный кризис.

В 1947 году митрополит Серафим (Ляде) в беседе с протоиереем А. Закидальским говорил: «Жить мне осталось недолго. На сделки со своею совестью мне уже идти нельзя. Патриарха (Алексия I) я считаю вполне законным и каноническим. Одной ногой я стою уже в могиле. Православие принял по убеждению. Теперь, перед смертью, моим желанием является умереть в мире с русской православной церковью. Анастасий о моих настроениях знает и поэтому всеми силами старается меня из Синода выгнать. Рано или поздно, между нами разрыв наступит. Если мне почему-либо не удастся войти в юрисдикцию Патриарха Московского, тогда я войду в подчинение Патриарха Вселенского. Против Православной Русской Церкви, против Русского народа я никогда не выступал. Если выступал, то только против коммунизма» . Митрополит Серафим так и не был принят в подчинение Московской Патриархии. Причиной отчасти стал отрицательный отзыв о нём Совета по делам РПЦ, считавшего митрополита агентом англо-американской разведки . Митрополит Серафим вплоть до своей кончины управлял Германской епархией РПЦЗ и даже вновь был включен в состав её Архиерейского Синода .

Скончался 14 сентября 1950 года в больнице от травм, нанесённых ему двумя неизвестными лицами при невыясненных обстоятельствах. Тотчас же по получении известия о его кончине викарный епископ Александр и епархиальный секретарь игумен Георгий (Соколов) прибыли в Золльн и совершили облачение усопшего в архиерейские одежды. Вскоре вслед затем прибыл Председатель Архиерейского Синода митрополит Анастасий в сопровождении протоиерея Георгия Граббе и протодиакона Павла Никольского, которые совершили над почившим «Последование по исходе души». Вечером в тот же день в 6 часов была совершена архиерейским служенем панихида в синодальном храме святого равноапостольного великого князя Владимира, после чего состоялось экстренное заседание Архиерейского Синода , на котором временное управление Германской епархией было возложено на викарного епископа Александра (Ловчего) и постановлено совершить отпевание усопшего Митрополита в субботу 3/16 сентября после заупокойной литургии в церкви святителя Николая Чудотворца на Сальватор-плац, а погребение на Золльнском кладбище.

Примечания

  1. от 4 марта 2016 на Wayback Machine см. Выпуск 1916 года
  2. Независимая газета , 16 сентября 2009.
  3. «Церковныя Вѣдомости» ( Архиерейского Синода , Королевство С. Х. С.). 1 (14) — 15 ( 28 ) августа 1930 г., № 15 и 16 (202—203), стр. 4. от 26 марта 2020 на Wayback Machine
  4. Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) . Хроника одной жизни . М., 1995, стр. 281.
  5. , с. 63—64.
  6. , с. 64.
  7. , с. 65.
  8. , с. 66.
  9. Церковная диаспора. Глава книги: Прот. Владислав Цыпин . от 12 ноября 2009 на Wayback Machine
  10. Шкаровский М. В. от 7 августа 2019 на Wayback Machine // Христианское чтение . 2015. — № 6. — С. 219—272
  11. Кострюков А. А. . . — М. : Издательство ПСТГУ, 2015. — С. 229. — 488 с. — ISBN 978-5-7429-0931-6 . 4 июля 2019 года.

Литература

  • Сорокалетие служения в священном сане Высокопреосвященнейшего Серафима, Митрополита Берлинского и Германского // «Православная Русь». — 1947. — № 14. — С. 14
  • Кончина митрополита Серафима // «Православная Русь». — 1950. — № 18. — С. 4
  • Георгий Граббе , Протопресв. ( 1955 ) // Собрание сочинений, т.2, Монреаль 1970. — С. 161—172.
  • К 40-летию кончины митрополита Серафими (Ляде). Правда и ложь // «Вестник Германской епархии РПЦЗ». — 1990. — № 6. — С. 19-25
  • Кострюков А. А. . — Москва: Издательство ПСТГУ, 2015. — 488 с. — ISBN 978-5-7429-0931-6 .
  • Лавринов В. В. , прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Кн. 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
  • Корнилов А. А. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2019. — № 29. — С. 102—107.

Ссылки

  • на сайте Русское Православие
Источник —

Same as Серафим (Ляде)