Силантьев, Михаил Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Васи́льевич Сила́нтьев ( 10 апреля 1919 , Екатеринодар , РСФСР — 8 февраля 1983 , Москва , СССР ) ― советский дирижёр , скрипач , композитор ; народный артист СССР ( 1975 ). Лауреат премии Ленинского комсомола (1970).
Родился 10 апреля 1919 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар), в семье служащего. По другим сведениям родился в Промзино (ныне Сурское ), в семье служащего . В 1921 году его семья перебралась в Карсун . Юрий учился в Карсунской сельхозшколе, играл в самодеятельном оркестре. В годы коллективизации, семье зажиточных крестьян Силантьевых, пришлось бросить хозяйство и переехать в Краснодар, где Юрий окончил школу и музыкальное училище .
Учился Юрий Силантьев в Единой трудовой средней школе № 7 (с 1930 года была переименована в школу № 36). «С детских фотографий Юры, хранящихся в нашей школе, на нас смотрит кудрявый мальчишка в очках. Его одноклассники вспоминали, что обычно он приходил на уроки в белой рубашке с отложным воротником, бархатных брючках и с черной папкой в руках. Был отличником, пользовался авторитетом среди учеников. Друг детства Силантьева, академик Николай Сирота, вспоминал: будущий дирижёр был лидером среди ровесников, всегда участвовал в общественной жизни», — так рассказывала в статье газеты «Краснодарские известия» в апреле 2009 года руководитель школьного музея гимназии № 36 Наталья Суханова.
На одном из концертов казачьего оркестра пришедший с родителями мальчик увидел скрипки, контрабасы и виолончели, услышал множество совершенно разных голосов, сливающихся в один — голос музыки. С этого дня Юра стал мечтать о скрипке.
«Впервые взяв в руки инструмент, юный Силантьев попытался сыграть на нем — и от этих звуков завыла собака во дворе. Отец заметил: „Не думал, что скрипка может так скрежетать“. И нанял для сына педагога», — писал Куропатченко в статье «Когда дирижировал Юрий Силантьев, музыка звучала как бархат».
Но есть и другая история, рассказанная сыном Юрия Васильевича, Егором Силантьевым, в фильме «Неоконченная пьеса для оркестра»: «В доме отца жил дворник-татарин. В праздничные вечера он выходил во двор со своей женой, закутанной в чадру, чтобы в сумерках в беседке играть ей на скрипке. А папа, которому было тогда пять лет, его слушал. Дворник посоветовал моему деду отдать мальчика учиться музыке». Скрипку Юре купили в знаменитом музыкальном магазине братьев Сарантиди. Здание есть и сейчас.
В 1931 году двенадцатилетний Юра поступает учиться по классу скрипки в Кубанский музыкальный техникум, ныне Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова. С этого момента люди каждый день видят белокурого мальчика «в кургузом пиджачке и с божественной скрипкой в руках», бегущего в колледж, который тогда располагался на улице Гимназической, 14. Школа Юрия была рядом — на месте нынешней гостиницы «Москва» (ул. Красная, 60, г. Краснодар).
В 12 лет поступил в класс скрипки к брату знаменитого учёного Семёна Кирлиана Михаилу Кирлиану, который раскрыл талант юного музыканта. Из воспоминаний А. К. Янченко, преподавателя училища, которые найдены были в архивах, мы узнаём, что «М. Д. Кирлиан уроки по специальности вел тихо, спокойно, без лишних эмоций, без единого бранного, тем более, оскорбительного слова или эпитета. Первостепенное значение придавал работе над гаммами» . Он широко использовал метод личного показа, однако осторожно, без перегибов.
Михаил Кирлиан также проявлял способности к музыке с детства: участвовал и выигрывал в музыкальных конкурсах, давал сольные концерты в Екатеринодаре и других городах страны. В Тифлисе слушатели, поражённые талантом вундеркинда, даже напечатали открытки с его портретом.
Силантьева ждала та же судьба. Сохранились ходатайства ленинского партийно-учебного городка 1931 года: «Дирекция высказывается за поощрение Юрия Силантьева в виде представления ему бесплатного продолжения учения с государственной стипендией, так как способности последнего насчитываются в СССР единицами».
Еременко в своём интервью говорит, что «мальчик, не исключено, болел из-за недоедания. Что касается его скромного внешнего вида, это объясняется тем, что он слишком был увлечён скрипкой. И не обращал внимание ни на одежду, ни на девушек…» .
Кирлиан быстро понял, что перед ним юное дарование, которому нужно оказывать поддержку. В голодном 1933 году Михаил Ильич Чернышов, на тот момент директор техникума, подписал следующую характеристику: «Инспектура сектора искусств районо, прослушав игру Силантьева, определило ее как явление исключительное, требующее к себе самого внимательного и серьёзного отношения».
В марте 1935 года Силантьев и еще шесть воспитанников техникума поучаствовали в конкурсе в Ростове-на-Дону. Конкурс длился неделю. «Исключительный успех выпал на долю нашего юного питомца 15-летнего Ю. Силантьева, выступавшего с очень ответственной программой, — пишет Михаил Давидович Кирлиан, — по окончании ростовского конкурса Ю. Силантьев был приглашён симфоническим оркестром Ростовского радио для участия в открытом концерте, на котором с успехом исполнил концерт Чайковского в сопровождении симфонического оркестра» .
В 1935 году Юрий Силантьев окончил среднюю школу № 36 города Краснодара (много лет в музее истории школы хранится фотоматериал и воспоминания о нём) и одновременно с этим Краснодарский музыкальный техникум.
В том же году поступил в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского по классу скрипки у А. И. Ямпольского . Также известно, что «ещё при поступлении в консерваторию Силантьеву предсказывали будущее концертирующего скрипача, ведь его игра уже тогда отличалась зрелостью, прекрасным художественным вкусом, виртуозной техникой» (статья Захарович «К слушателю, как к другу»). А уже в период его учёбы наставник Силантьева, Ямпольский, часто повторял: «Быть этому парню на золотой доске», имея в виду, что имя его высекут золотом в холле консерватории, рядом с именами Скрябина и Рахманинова. Так и вышло: Юрий Васильевич окончил вуз с золотой медалью. А в 1938 году, еще во время обучения в консерватории, «Н. Я. Мясковский доверил именно ему, студенту Юрию Силантьеву, премьеру своего скрипичного концерта, которая прошла с успехом» (статья Иващенко «Когда дирижирует Силантьев»).
В 1940 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского по классу скрипки у А. И. Ямпольского .
С 1940 года — скрипач и дирижёр . С 1947 года ― концертмейстер и ассистент дирижёра Оперного оркестра Всесоюзного радиокомитета (до 1953 года), Симфонического оркестра Московской филармонии (1953—1957).
С 1958 года — художественный руководитель и главный дирижёр Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне — Академический Большой концертный оркестр имени Ю. В. Силантьева Российского государственного музыкального телерадиоцентра), руководил им в течение 25 лет .
В 1971—1982 гг. был дирижёром эстрадно-симфонического оркестра ЦТ и ВР на фестивале « Песня года ».
Под его управлением оркестр много выступал в СССР и за границей, сопровождая крупнейших советских певцов, среди которых ― М. Магомаев , И. Кобзон , К. Шульженко , Н. Брегвадзе , Л. Лещенко , Р. Ибрагимов и многие другие. Также Силантьев сотрудничал с оркестром кинематографии , записал музыку к фильмам « Берегись автомобиля », « Девчата », « Семнадцать мгновений весны », « Семь стариков и одна девушка », « Под крышами Монмартра » и других.
С оркестром гастролировал за рубежом (Чехословакия, ГДР, Румыния, Польша, Финляндия, Португалия и др.).
Активный пропагандист музыки советских композиторов, стал первым исполнителем многих сочинений, написанных специально для его оркестра. Как дирижёр постоянно участвовал в международных конкурсах песни.
Написал несколько оригинальных произведений.
Умер 8 февраля 1983 года в 22:00 на 64-м году жизни в Концертной студии Останкино в Москве.
Я была свидетелем того момента, когда его не стало. Когда он лежал, и под головой его были шинели. Он был распростёрт на них в концертной студии Останкино, потому что снимался концерт, посвящённый дню Советской армии — это было 8 февраля 1983 года. Когда после своего выступления я вошла в гримёрную переодеваться, мне сказали, что Силантьева не стало. По студии пронеслось: «Юрий Васильевич умер!» Мы были в состоянии шока — ведь только сейчас мы с ним пели, и он сидел с дирижёрской палочкой во фраке, разговаривал с музыкантами и певцами… И вдруг его не стало. И я подумала: «Боже мой, как это может быть?». И только потом я поняла, что ничего не закончилось, что осталась его душа, вобрав в себя всё то, что мы называем сокровенностью, музыкальностью, интеллектом, желанием жить, учительством — всё это собралось вне тела…
Он был очень умный человек, и мы с ним на репетиции во время антракта часто разговаривали. Он знал досконально всю историю России, мог дать оценку историческому периоду или революции, читал Соловьёва и Костомарова, знал, когда какой царь умер, какую царицу отправили в монастырь, и так далее.
Похоронен на Кунцевском кладбище .