Interested Article - Браун, Владимир Александрович

Влади́мир Алекса́ндрович Бра́ун ( 1 [13] января 1896 , Елисаветград , Херсонская губерния 21 августа 1957 , Киев ) — советский кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств УССР (1954), лауреат Сталинской премии третьей степени (1952).

Биография

Родился 1 (13) января 1896 года в Елисаветграде (ныне Кропивницкий , Украина). Дворянин, из обрусевшей немецкой семьи . Его предки жили в России с XVIII века. Отец, дед и прадед служили офицерами на флоте. В 1915—1919 годах учился в Киевском коммерческом институте .

Во время освобождения Крыма Красной армией от белогвардейцев работал оператором на съёмках фильма «Радость жизни». Вместе с товарищем, в то время мичманом Филиппом Октябрьским был задержан и приказом Белы Куна и Розалии Землячки приговорён к расстрелу вместе с другими белогвардейцами . Будучи раненными, оба выжили благодаря тому, что находились в последнем ряду и вовремя спрыгнули в овраг. Затем некоторое время скрывались у родственников .

Демобилизовавшись в 1923 году, поступил работать на ленинградскую студию « Кино-север » (впоследствии «Ленинградкино», « Совкино » и т. д.), в 1924 году занимался в киномастерской Александра Ивановского , с 1925 года работал в качестве ассистента режиссёра на фильмах: «Чудо с самогоном / Три друга» (1925), «Могила Панбурлея» (1927, реж. Ч. Сабинский ), «Инженер Елагин / Специалист» (1928), и «Каан-кэрэдэ / Крылатый бог или Жертвы крылатого бога» (1929, реж. В. Фейнберг ), «Мёртвая душа / Бумеранг» (1930). Далее — режиссёром, начал как постановщик мелодрам, однако уже после фильма «Блестящая карьера» (1932) переключился на близкую ему морскую тему.

Вспоминал критик Н. А. Коварский : « Много лет я был с ним дружен и, честно говоря, до сих пор не понимаю, откуда в этом человеке возникла странная, непонятная, неизвестно как зародившаяся любовь к морю. Между… Ораниенбаумом и Кронштадтом ходили в ту пору маленькие пароходики. Так вот его подташнивало даже во время поездок на этих пароходиках. Очевидно, любовь к морю была результатом детских увлечений, сохранившихся потом на всю жизнь » .

Для фильма по следам Инвергордонского мятежа — «Королевские матросы» (1934) британское адмиралтейство выделило консультанта, который, по свидетельству сценариста Николая Коварского , был поражён знаниями Брауна в области личного состава английского флота .

« Сокровище погибшего корабля » 1935 года стал первым советским фильмом, где использовались подводные съёмки. Следующий фильм « Моряки » (1939) Браун снимал на Одесской киностудии , где с большим размахом воспроизвёл боевые действия на море . « Морской ястреб » он также начинал снимать в Одессе , однако после оккупации города немцами и вынужденной эвакуации работа продолжилась уже в Ташкенте .
С 1945 года работал на Киевской киностудии .

Этапными в карьере Брауна стали два поздних фильма: « Максимка » (1952) и « Мальва » (1956). Первый растрогал зрителей настолько, что режиссёр стал регулярно получать письма с предложением усыновить негритёнка. По мнению Коварского, крепкая литературная основа, которой долгое время не хватало фильмам Брауна, помогла режиссёру подняться на новый уровень. Сам же Владимир Александрович так оценивал своё творчество:
«Я знаю, что я средний режиссёр, но мысль, что мои фильмы нравятся зрителям и доставляют им удовольствие, что у меня нет фильма, который не имел бы успеха у зрителей, эта мысль мне приятна» .

Был художественным руководителем фильма « » (реж. И. Новаков).

Скончался 21 августа 1957 года . Похоронен в Киеве на Байковом кладбище .

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Мемориальная доска
В. А. Брауну
на ул. Саксаганского , 24

Награды и премии

Память

На доме 24 по улице Саксаганского в Киеве, где последние десять лет жил кинорежиссёр, в 1992 году была установлена бронзовая мемориальная доска (горельеф; скульптор В. Л. Медведев , архитектор А. М. Милецкий ) .

Комментарии

  1. История расстрела в пересказе Александра Кузнецова , поведанная ему во время съёмок в фильме Брауна « В дальнем плавании », противоречит официальной биографии Октябрьского . Сам Кузнецов указывает на это и отмечает либо неточность фактов, либо намеренные купюры в биографии известного адмирала.

Примечания

  1. Александр Кузнецов . // Голос Эпохи : журнал. — 2012. — № 4 . — С. 121 . 12 марта 2016 года.
  2. , с. 57.
  3. Александр Кузнецов . Коробка с визитными карточками. — М. : Голос-Пресс, 2001. — С. 96. — 590 с. — ISBN 5-7117-0284-X .
  4. Петр Багров. // Журнал Сеанс. — 2021. — 21 январь. 6 марта 2022 года.
  5. Коварский Н. А. 20 режиссёрских биографий / сост. Р. Д. Черненко. — М. : Искусство, 1978. — 408 с.
  6. . Могилы знаменитостей. Дата обращения: 11 марта 2016. 12 марта 2016 года.
  7. от 16 июля 2020 на Wayback Machine // проек «Шукач»

Литература

  • Петр Багров. // Журнал Сеанс. — 2021. — 21 январь. 6 марта 2022 года.
  • Николай Коварский . 20 режиссёрских биографий / Сост. Р. Д. Черненко. — М.: Искусство, 1978. — 408 с.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 57. — 640 с. — 100 000 экз.

Ссылки

  • от 14 июля 2020 на Wayback Machine // История кинематографа
  • от 14 июля 2020 на Wayback Machine // Энциклопедический проект «Личности»
  • . (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Браун, Владимир Александрович