Interested Article - Портрет мадам Сезанн (Лихтенштейн)

«Портрет мадам Сеза́нн» ( англ. Portrait of Madame Cézanne ) — картина в стиле поп-арт , сделанная американским художником Роем Лихтенштейном в 1962 году. Она повторяет диаграмму историка искусства Эрла Лорана, объясняющую картину Поля Сезанна . Изображение вызвало противоречивую реакцию критиков, ставя вопрос границ искусства. Лоран обвинил Лихтенштейна в плагиате и подал на него в суд. Лихтенштейн объяснил, что его изображение лишь привлекало внимание к попытке Лорана объяснить Сезанна диаграммой и является самостоятельным произведением, и выиграл дело. Работа стала первым «художественным присваиванием канонических работ модернизма », совершённым Лихтенштейном, и улучшило понимание связей «между авангардом и китчем » .

Диаграмма Лорана

Диаграмма была нарисована американским историком искусства Эрлом Лораном ( англ. Erle Loran ) с использованием спрямлённых линий и в чёрно-белых цветах, чтобы объяснить картину Сезанна «Портрет мадам Сезанн» 1885—1887 годов. Она была опубликована в сборнике диаграмм под названием «Композиция по Сезанну» ( англ. Cézanne's Composition ) 1943 года , популярном в академическом сообществе , и изображает оси композии «без текстуры и выразительных средств оригинала».

Диаграмма Эрла Лорана из «Композиции по Сезанну», 1943
Поль Сезанн, «Портрет мадам Сезанн», 1885—1887, Фонд Барнса , Филадельфия

По мнению автора, диаграмма «может показаться расчётливо-аналитичной тем, кто привык к расплывчатости и поэтичности в критике искусства» . Однако диаграммная техника Лорана была стандартной для того времени: перерисованные контуры фигур были иллюстрированы пронумерованными стрелками, показывающими части изображения и направления — диаграмма подчёркивала расположение тела, игнорируя текстуру изображаемой поверхности .

Джон Копланс пишет, что Лихтенштейн был очарован диаграммой: «отделение женщины от контекста изображения казалось Лихтенштейну упрощением очень сложного, ироничным само по себе» .

Описание

Картина Лихтенштейна повторяет диаграмму Лорана, однако имеет значительно большие размеры . Она была продемонстрирована вместе с « Тонущей девушкой », «Мужчиной со скрещенными руками» ( англ. Man with Folded Arms ) и другими известными работами Лихтенштейна на первой самостоятельной выставке художника, прошедшей в 1963 году в Лос-Анджелесе .

Сходство изображений привлекло внимание критиков к вопросу грани между созданием искусства и простым копированием, между настоящим и поддельным искусством. По мнению Копланса, как Энди Уорхол оспорил статус-кво , «придавая человеческое лицо массовой продукции», так и Лихтенштейн убрал лицо с признанных шедевров . Другой критик, , заметил, что произведения Лихтенштейна показывают «как подражание популярной культуре может быть не признаком неповоротливости ума, но формой мышления» .

Публикация столь похожего изображения была признана некоторыми экспертами совершенно недопустимой, а Лоран в ответ написал Лихтенштейну два письма, изданных в сентябре 1963 в журналах ARTnews и Artforum соответственно , в которых он высказывал своё раздражение и намекал на судебное преследование. Лоран осуществил угрозу, подав в суд на Лихтенштейна , но проиграл иск . Этот прецедент позволил художникам и в дальнейшем создавать свои картины на основе других произведений .

Примечания

  1. , p. 48.
  2. Livingstone, Marco. (неопр.) . — (англ.) , 1990. — С. . — ISBN 0-8109-3707-7 .
  3. , p. 61.
  4. Hendrickson, Janis. Lichtenstein Looks at Art // Roy Lichtenstein (неопр.) . — (англ.) , 1993. — С. 52−54. — ISBN 3-8228-9633-0 .
  5. , p. 22−23.
  6. , p. 42
  7. , с. 91.
  8. , p. 23.
  9. Alloway, Lawrence. (неопр.) . — (англ.) , 1983. — С. . — ISBN 0-89659-331-2 .
  10. Lippard, Lucy R. New York Pop // Pop Art (неопр.) . — third printing. — Praeger Publishers , 1970. — С. 92.
  11. , p. 90.
  12. , p. 91, 93.
  13. , p. 79−80.
  14. , p. 63.

Литература

  • Coplans, John. Roy Lichtenstein (неопр.) . — Praeger Publishers , 1972.
  • Deitcher, David. Unsentimental Education: The Professionalization of the American Artist // Roy Lichtenstein: October Files (неопр.) / Bader. — 2009.
  • Rondeau, James; Wagstaff, Sheena. (неопр.) / Rigas, Maia M.. — Art Institute of Chicago , 2012. — ISBN 978-0-300-17971-2 .
  • Mercurio, Gianni. Roy Lichtenstein: Meditations on Art (неопр.) . — SKIRA, 2010. — ISBN 978-88-572-0460-4 .
Источник —

Same as Портрет мадам Сезанн (Лихтенштейн)