Google Analytics
- 1 year ago
- 0
- 0
Гейро́па ( словослияние от «гей» + «Европа») — идеологическое клише , использующееся в Интернете и популярной политической дискуссии в России. Изначально это был термин, обозначавший « Европу как место обитания геев » (гейропейцев) , но позднее он превратился в концепцию «вырождающейся» Европы и России как хранителя традиционных ценностей .
В начале 2000-х отношения России и Евросоюза были отмечены оптимизмом, но после серии цветных революций на постсоветском пространстве произошло ухудшение отношений . По мнению политолога Эндрю Фоксола, это началось к концу второго срока Владимира Путина (2004—2008) и набрало полный ход на его третьем сроке (2012—2018) . Как минимум в конце 2000-х годов слово «Гейропа» было уже в обиходе . В 2010-х годах усилилось ощущение столкновения цивилизаций, одним из пунктов которого являлось распространение в России свободы гомосексуальных отношений , ставшее символом западного культурного империализма .
Посты, связывающие гомосексуальность с наркоманией и педофилией , были распространены в российских социальных сетях ещё до Евромайдана . Эта концептуализация, вероятно, связана с принятием зрителем концепции гомосексуализма как экзистенциальной угрозы. «Гомосексуальная угроза», как сообщает Riddle Russia, продвигается правительством, которое не видит разницы между гомосексуализмом и педофилией и постоянно риторически связывает одно с другим (см. Закон о запрете пропаганды ЛГБТ в России ).
Евромайдан для многих пророссийских пользователей социальных сетей стал равнозначен другим западным «порокам» . Слово «Гейропа» приобрело популярность во время политического кризиса на Украине (2013—2014), при этом оно активно употреблялось как в России, так и на Украине .
Слово заняло 9 место в номинации «Антиязык» конкурса « Слово года » за 2014 год . В 2016 году слово вошло в «Русский этимологический словарь» Александра Аникина с пометкой «бранное вульгарное новообразование» .
По мнению социолога Татьяны Рябовой, российский антизападный дискурс представляет Европу как вырождающуюся, и одним из аргументов в пользу этого служит якобы имеющее там место «извращение естественных гендерных ролей » . Негативное оценивание Европы призвано служить поддержкой российской национальной идентичности , и при этом не только повышать Россию в глазах её жителей, но и придавать ей роль « мессии », оплота традиционных ценностей , призванного «спасти» Европу и весь мир .
Рябова также отмечает, что идея «Гейропы» участвует в легитимизации российского политического устройства , позволяя властям позиционировать себя как хранителей «нормальности» России . Тем самым к предлагаемому образу российской политической оппозиции как государственных «предателей» в общественном сознании присоединяются черты людей с гендерными отклонениями . Маскулинность и фемининность представителей « креативного класса » рассматриваются как извращённые, а производимая ими политическая активность — как нелегитимная и недостойная принятия во внимание .
Как пишет гендерный социолог , на Украине термин является ярким примером сохраняющейся в стране гомофобии и иногда используется даже в публичных заявлениях в поддержку гомосексуалов .
По мнению издания Riddle Russia, европейские «ложные» ценности являются примером опасной женственности , способной поглотить российские традиционные ценности , в этом случае женственность работает как обесценивание: мужчина, воспринимаемый как женоподобный, должен представлять экзистенциальную угрозу для общества, потому что общепринятая версия маскулинности является единственной нормой . Для антимайдановцев Европа сошла с ума, потому что мужчины одевались как женщины, а «закат Европы» можно воспринимать как линейную прогрессию от вырождения Гитлера к гею и, наконец, к собаке. Из визуальных мемов, связанных с Европой, был сделан вывод, что Европейский союз не может конкурировать с Россией в плане маскулинности , потому что его женоподобные практики уходят корнями в собственную культуру. По этой логике у ЕС нет шансов ввести Украину в свою сферу влияния, но распространение «девиантности», «извращений» представляет и экзистенциальную угрозу, поскольку ЕС якобы «требует, чтобы Украина нанимала геев для работы в детских садах». Разницу между «хорошими» и «плохими» ценностями иллюстрирует мем , в котором украинец выбирает между миром двух мужчин, целующихся под радужным флагом , миром наркотиков и Гитлером , и изображением нуклеарной семьи на фоне церкви и в окружении героев русских сказок, показанных на заднем плане .