Женщина есть женщина
- 1 year ago
- 0
- 0
«Женщина в холодильнике» ( англ. Women in Refrigerators ) — сексистский троп , при котором персонаж женского пола приносится в жертву ради развития сюжетной линии персонажа мужского пола . Исторически использовался в комиксах о супергероях, но позднее появился в мейнстримной поп-культуре, особенно в 2010-х годах, в связи с адаптациями комиксов как блокбастеров . Термин был введён американской писательницей в рамках критики общей тенденции изображения женщин, а не отдельных произведений.
Подобные тропы являются частыми в произведениях о супергероях, начиная со 121-го выпуска комикса « The Amazing Spider-Man ». В нём Зелёный гоблин сбрасывает подругу Человека-паука Гвен Стейси с моста, Человек-паук ловит её сетью, но Стейси получает хлыстовую травму шеи и умирает. История с Гвен Стейси открыла новую эру тёмных историй в комиксах, с серьёзными последствиями для героев — но более серьёзными для персонажей женского пола, чем для персонажей мужского пола .
В 1999 году американская писательница Гейл Симон создала список супергероинь из комиксов, которые были убиты, изнасилованы, изувечены, заражены болезнями или как-то иначе пострадали от мужских рук . Список, а также веб-сайт, на котором он был размещён, были названы «Женщины в холодильниках» ( англ. Women in Refrigerators ) . При этом она указывала, что созданный ей список следует понимать не как осуждение каждого отдельного произведения, в котором троп был использован, или их создателей, а как критику общей тенденции .
Название «Женщины в холодильниках» связано с Александрой Девитт, девушкой супергероя Кайла Райнера из 54-го выпуска комикса « » (1994 год), которая была расчленена и засунута в холодильник суперзлодеем . После этого Кайл Райнер героически мстит суперзлодею, что позволяет раскрыть тему его геройства, развить глубину его характера, а вот характер Александры Девитт уже не раскрывается, потому что она была принесена в жертву .
Жестокое насилие по отношению к Александре Девитт было изображено в домашней среде и патерналистским тоном («хотя бы оставила записку»), сочетание которых, по мнению некоторых исследователей, показывало положение женщин в комиксах того времени . Страница комикса фокусирует внимание на реакции Кайла Райнера, обнаружившего тело своей девушки; изображения размещены были так, чтобы подчёркивать переживания главного героя, в то же самое время пряча в тень произошедшее с Александрой Девитт .
С точки зрения некоторых исследователей, соответствующая страница комикса просто использует доступные выразительные средства комиксов для показа ужаса Райнера . С другой стороны, этот случай — яркий и эстетически запоминающийся пример той проблемы, которую пыталась подчеркнуть Симон .
Хотя в эпизодах, где используется этот троп, женский персонаж играет существенную роль в развитии повествования, фокус происходит на страданиях мужчины, а не на том, что перенесла женщина .
Читательницы комиксов, которые ассоциируют себя с Александрой Девитт или другими героинями, часто не принимаются во внимание .
Джон Бартол, один из создателей сайта, в ответ на комментарии о том, что персонажи-мужчины также погибают жестокими способами, вывел следующую закономерность: супергерои возвращаются обратно в исходном виде, а вот женские персонажи — нет .