Клубный чемпионат АФК по мини-футболу
- 1 year ago
- 0
- 0
Дашбашы ( азерб. Daşbaşı ) / Караглух ( арм. Քարագլուխ ) — село в административно-территориальном округе села Аракюль Ходжавендского района Азербайджана . Находится в 9 км к юго-западу от Гадрута , расположено на восточном склоне горы Дизапайт (Зиарат).
По информации предоставленной местным населением, село было построено семьями, переселившимися из села Дашбаши Ходжалинского района , поэтому село носит название их прежнего поселения .
Название села Дашбашы ( азерб. Daşbaşı ) переводится с азербайджанского языка как «каменная голова» ( азерб. daş «камень», baş «голова»), такой же перевод и с армянского — арм. Քարագլուխ Караглух : քարե каре «каменный», գլուխ глух «голова». Армянское население села произносит это название как Кырыклох ( карабахский диалект ).
Есть другое село с названием Караглух в Вайоцдзорской области Армении .
Епископ Армянской Апостольской церкви Макар Бархударянц пишут о селе Дашбашы:
- «Жители большей частью коренные, небольшая часть — из Карадага. Церковь Св. Богородицы, каменная, священник из . Дымов 25, душ — 203» .
До вхождения в состав Российской империи село Дашбашы было в составе Отузикинского магала (Otuziki mahalı) Карабахского ханства . Магал был ликвидирован 10 апреля 1840 года и преобразован в российскую провинцию.
В составе Российской империи село Дашбаши входило в состав Карягинского уезда Елизаветпольской губернии .
В советский период село Дашбашы входило в состав Гадрутского района Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР . До Нагорно-Карабахской войны 2020 года в селе проживало этническое большинство армян.
В 1991-94 годах в ходе Карабахской войны село перешло под контроль непризнанной НКР , согласно административно-территориальному делению которой село находилось в Гадрутском районе НКР и называлось Караглух.
20 октября 2020 года, в ходе Второй Карабахской войны , президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с обращением к народу, в котором объявил об установлении контроля над селом .
В селе имеются две церкви и одна часовня.
Церковь Сурб Аствацацин (1855 год), часовня (1867 год). Церковь Богородицы построена в XVII веке, отремонтирована ориентировочно в 1860 году, священник из села Цамдзор . В церкви проводили свадебные и заупокойные обряды, крестили новорождённых, присваивала имена, делала записи в церковной книге.
После установления Советской власти , часть здания была превращена в клуб, большая часть - в колхозный склад. В последние годы, после превращения колхоза в совхоз, помещение склада стали использовать для общественных мероприятий, главным образом, для панихид. С западной стороны церкви были захоронения священнослужителей , они были из рода «Тлибац».
В 2012 году началось строительство новой церкви Сурб Ованнес над селом, которое было завершено через два года.
Школа построена в 1946-47 годах, расширена одним классом в семидесятые годы.
Памятник погибшим в Великой Отечественной войне . В 1991 году памятник погибшим в Великой Отечественной войне был разрушен вместе с домами села. В 2013 году, одновременно со строительством новой церкви восстановили и памятник.
Христианским населением села посещались священные места, в том числе гора Дизапайт (Зиарат).
Роза Айрапетян так описывает в своей книге «Погоня за солнцем» святые места:
- «...Святыми являются места в «Джрин дзоре» и «Люсонце», где растут платановые деревья. «Ухта хач», «Хачи гёл» тоже являются святыми местам».
В пору гонения на церковь во времена СССР , дали указание срубить платановое дерево в «Джрин дзоре». Долго уговаривали людей, но никто не соглашался, наконец, один решился идти на такой шаг. У дерева было семь стволов, он шесть срубил, а на седьмом остановился. За очень короткое время из его семерых детей осталась только одна дочь. Дерево сейчас живёт, снова отрасли побочные стволы.
- «...Мне запомнился праздник, когда пекут чурек без закваски – пехач, в который кладут нечто знаковое, например, фасоль. Разрезают пехач на равные доли в зависимости от количества членов семьи и раздают всем. Тот, кому достаётся фасоль, тот считается тем членом семьи, от которого семейный достаток».
- «...Когда человеку очень трудно, он готов поверить во что угодно, лишь бы исполнилось его желание. Вот и жители нашего села в долгом ожидании чтобы с неба упала капля дождя, прибегали к вере в чудесное послушание природы , для чего группа доверенных людей с каждой семьи собирала рис, молоко, кто-то приносил петуха, и совершали обряд прошения . Петуха резали под святым платановым деревом в «Джрин дзоре», голову и ноги оставляли там . Детей звали поесть рисовую кашу, приготовленную по этому случаю. Каждый шёл со своей тарелкой и ложкой. Сваренную курицу разрезали на маленькие кусочки и раздавали детям«.
- «Совершали обряд и при затяжных дождях. Две девочки – тёзки – поочерёдно вбивали в землю небольшой кол, при каждом ударе каждая произносила своё имя. Вбивали под тёплым летним дождём в присутствии детворы и взрослых".
- «Родники с питьевой водой имеются в «Джрин дзоре», «Гёлен дзоре», «Мачи ахпюре», «Хачи гёле», «Люсонце», «Ибрали дзоре», «Хорен дзоре», «Калин камаке».
В «Джрин дзоре» был главный родник, там же есть ещё два родника, воду которых не принято пить. Один из них "Нали ахпюр", вода которого совсем пресная – «нали», другой имеет воду, которую используют для лечения лишая , из-за чего родник носит название «Мукнутамен джур» («Вода от лишая»). Это даже не родник, а тонкая струя воды» .
![]() |
Проверить информацию.
|
Азербайджанцы составляли большинство населения в Отузикинском магале , только в 2-х небольших сёлах (Ташбашалы и Ташбашы/Дашбашы) проживали 10 немусульманских семей (1,59%).
В начале 1890-х годов было 25 домов, 203 жителя, а в 1897 г. 40 домов, 96 жителей.
По данным Кавказского календаря на 1912 год, в селе Дашбаши Карягинского уезда проживало 350 человек, в основном армян.
По состоянию на 1 января 1933 года в селе проживало 533 человек (90 хозяйств), все — армяне, в 1989 году в деревне также проживало большинство армян.
Селу Дашбашы посвящена книга автора Розы Айрапетян — «Погоня за солнцем». Автор пишет, что село Дашбашы было основало переселенцами из соседнего села Мюлькюдере (Mülküdərə), которые пришли туда из Ирана — три рода «Тлибац», «Бозуц» и «Кясуц», из рода Тлибац происходили староста и священник села; другой род «Гюгазац» были кузнецами из Ирана, приехавшими примерно в 1730-ые годы. [ источник не указан 384 дня ]
В книге подробно описываются история, география и родственные связи жителей села.
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Роза Айрапетян: .