Усольский район (Иркутская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Хомуто́во — село в Иркутском районе Иркутской области России . Административный центр Хомутовского муниципального образования .
Расположено на правом берегу реки Куда в 15 км к северу от окраин Иркутска (20 км от центра). Село растянулось вдоль реки с запада на восток на 10 км. Через село проходит автодорога Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово .
На протяжении своего существования село является сельскохозяйственным центром и одним из основных поставщиков продовольствия для Иркутска , что существенно повлияло на развитие села.
В последние годы село фактически становится спальным районом Иркутска. Новый коттеджный посёлок носит неофициально название Западный, потому что расположен по другую (западную) сторону . Чёткая граница между поселениями Хомутово, Грановщина , Позднякова и Куда стёрта. В селе расположена участковая больница с поликлиникой и стационаром.
2002 | 2010 | 2011 | 2012 | 2021 |
---|---|---|---|---|
5049 | ↗ 7528 | ↗ 7579 | ↗ 8184 | ↗ 15 064 |
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Старейший населённый пункт района. Первые налоговые ведомости Хомутово появились в 1685 году, но эта дата не соответствует истинному возрасту села. « » также утверждает, что первое поселение на этих землях возникло в 1685 году, лишь немногим позже возникновения Иркутского острога .
14 октября 1901 года произошла одна из крупнейших катастроф на Байкале : в непогоду затонуло судно « », погибло около 200 человек (в основном горожане и крестьяне из Хомутово и Оёка ) .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
Стиль этой статьи
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
|
Содержимое этой статьи
нуждается в чистке
.
|
Первая церковь в селении Хомутово была возведена еще до 1690 года (скорее всего в 50-х годах), так как в тот год по указу тобольского митрополита Павла в Кудинскую слободу направлялся чёрный дьякон Мисаил собрать дань с церкви. Она изображена на чертеже С. Ремезова, а также упомянута в передаточной описи церквей 1706 года (времени образования Иркутского викариатства), где она поименована как церковь Троицкая. При этой первой церкви любил бывать, служить и отдыхать первый Иркутский епископ прославленный в лике святых Иннокентий Кульчицкий. Церковь эта сгорела при не дошедших до нашего времени обстоятельствах, вместо неё на том же месте в 1751 (по другим сведениям в 1756) была построена другая, тоже деревянная, с двумя приделами во имя Живоначальной Троицы и Пророка Божия Илии, с отдельной колокольней на столбах. Вторая церковь просуществовала до возведения нового каменного храма и была разобрана из-за ветхости в 1833. Тогда же на месте этих храмов была установлена часовня.
Новая каменная церковь начала строиться в 1815 году рядом с деревянной, к юго-западу от неё. Заложена она была по грамоте, данной иркутским епископом Михаилом и возводилась сначала на средства прихожан, а закончена и украшена на пожертвования якутского купца И. Я. Шилова. Им же рядом с храмом была сооружена богадельня, за что его наградили по ходатайству Синода золотой медалью. Одним из первых священников во вновь отстроенном храме Святой Троицы был протоиерей Иоанн Родионов. С момента построения каменный храм стал центром второго иркутского округа — благочиния, которому подчинялись приходы на север от Иркутска вплоть до границы с Капсалом и Олонками. Во все времена при храме служило три-четыре священника и всегда два диакона (один в штате и один заштатный).
Каменная церковь была трёхпридельной: главный холодный храм во имя Живоначальной Троицы освящен 6 мая 1833; правый придел во имя Ильи Пророка — 1 октября 1833; левый придел — во имя Николая Чудотворца — 10 июня 1834. Храм был окружен оградой и аллеями деревьев-лиственниц, посаженными в 1870. В 1910-е годы в приходе числилось 5558 человек; существовала приписная деревянная часовня в д. Карлук.
Троицкая церковь, как об этом свидетельствует благословенная грамота, была построена по «представленному плану и фасаду», иначе говоря, по заранее составленному архитектурному проекту. Документально установить имя архитектора не удалось, но специалисты [ кто? ] приписывают авторство известному иркутскому архитектору А. И. Лосеву.
Первоначальная объёмно-пространственная композиция здания была нарушена в 1941 году из-за утраты высотной доминанты колокольни, которая ранее располагалась над папертью. Её разрушили. В остальном церковь сохранила свои формы. Планировочная структура её имеет черты барокко — полукруглые алтари приделов лишь наполовину выступают из объема храма. Одновременно уже ощутимо влияние классицизма — это прослеживается в форме полуциркульной апсиды и в декоре фасадов. И хотя храм в виде широкого восьмерика на четверике и завершен традиционным восьмилотковым куполом, форма его приближается к полусферам классицизма. Декоративное убранство очень сдержанное — гладкие стены разделены лишь узкими пилястрами и завершены профилированным карнизом. Симметрично расположенные оконные проемы не имеют никакого обрамления.
Троицкая церковь являлась фактически последней каменной культовой постройкой, завершающей эпоху барокко, господствовавшей в Сибири почти столетие. В советское время эта церковь долгое время оставалась в ведении общины верующих, её закрывали дважды, сначала в 1932 году (но вскоре по настоятельному требованию населения опять открыли), а затем власти её основательно закрыли уже в 1939 году. Закрытие храма объяснялось законными причинами, главной из которых была официальная просьба приходского собрания закрыть приход, а здание церкви принять на руки государству. Остатки прихожан, из числа ещё не высланных в более северные районы и нерепрессированных, были запуганы сотрудниками областного отдела по делам религий возможными репрессиями и высылками, а приход был обложен непомерным вменённым налогом, что и вынудило последнюю группу верующих некогда огромного прихода написать это прошение. Описи изъятия ценностей этого времени дают некоторое представление о внутреннем устройстве и о богатстве храма. Было изъято и отправлено в Москву 2,5 килограмма серебряных вещей, зачислено в госфонды более 100 наименований ценных предметов, сдано во «Вторцветлом» около 280 кг металла, передано в Спасскую церковь с. Урик более чем 180 кг парчовых изделий. Кроме того, из церкви было вывезено три позолоченных иконостаса: трехъярусный резной главного придела и два двухъярусных из боковых приделов. Последний священник храма, уроженец г. Новосибирска, протоиерей Иннокентий Николаевич Шабалин (1882—1938) был расстрелян советскими властями в 1938 году в с. Пивовариха по обвинению в причастности к монархическому подполью. Также в последние годы в храме с отцом Иннокентием служили протоиерей Николай Иванович Днепровский (1886—1938), который был расстрелян по одному делу с И. Н. Шабалиным и иерей Павел Литвинцев. Иерей Павел был расстрелян красногвардейцами во дворе храма, прямо за его алтарём.
Кроме Святотроицкого благочинного храма в селе был небольшой, переделанный в годы гонений на Церковь из простого дома деревянный храм в честь святого Софрония Кристалевского третьего Епископа Иркутского. Этот храм был открыт в 1924 году и был насильственно закрыт 1 апреля 1936 года. Единственным настоятелем храма был протоиерей Павел Постников, коему во в то время было уже 69 лет. Отец Павел служил в священном сане с 1890 года и при советской власти претерпел жестокие гонения по отношению к себе и к своей семье. К примеру, в 1930 году он был осуждён Оёкским нарсудом за крещение ребёнка без регистрации в органах ЗАГС, опоздание в уплате гарцевого сбора, агитацию против советских властей. Павела Постников после закрытия Софроньевского храма пропал без вести. Сегодня церковь Святого Софрония сохранилась в виде сильно запущенного жилого дома по улице Кирова.
Ещё в селе были часовня в районе поселения Барки и часовня Святого Креста в д. Талька , где она стояла на взгорке — прямо над центром поселения. Часовня на Барках сожжена, часовня в д. Талька разрушилась от времени.
В 1997 году Троицкая Церковь, по ходатайству Иркутских епархиальных властей, указом губернатора Иркутской области, возвращена верующим. В день Святой Пасхи (24 апреля) 1997 года в Храм Святой Троицы с. Хомутова был назначен настоятель иерей Вячеслав Валерьевич Пушкарёв, который возглавил процесс возрождения древней народной святыни.
Первоначально устроить богослужебный процесс в здании самого храма не удалось, так как храм находился в заброшенном и аварийном состоянии. Колокольня была разобрана и продана населению по кирпичу в 1940 году. Её грубо укрыли от дождей и более за ней уже не ухаживали. Главные входы в притвор и в сам храм были так же грубо разобраны, для того, чтобы в здание могла заходить техника, что привело к рассечению стен и деформации фундаментов. Притвор был насквозь пропитан мазутом и солярой в результате многолетней эксплуатации в нём двух дизельных электростанций. Потолки трапезной площадью в 190 кв. м. рухнули наземь из-за сгнивших от постоянных протеканий воды боковых креплений. Главный купол стоял без покрытия и протекал как решето. В храме не было не одного целого окна, так как они тоже пришли в полную непригодность для дальнейшей эксплуатации. В главном алтаре полностью обрушился потолок, а в Никольском приделе разрушилась почти до снования правая стена. Кроме того, в главном пределе были инсценированы разнообразные по назначению помещения, которые предстояло демонтировать. По совету архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима (Лазебного) приход обратился к директору ЦСН Надежде Натановне Красной и в то же время в фонд федеральной собственности. Используя факт исторической ценности храма Святой Троицы как памятника архитектуры XIX века, делу передачи храма в собственность иркутской епархии и его возрождению был дан законный ход. Этому также способствовал указ президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О передаче церковных строений Русской Православной Церкви» от 1992 года.
Так как в первое время в здании храма не было возможности совершать богослужения, приход начал свою работу на дому у прихожанки Надежды Даниловны Язиковой (ул. Урожайная, д. 27), которая родилась в 1929 году в г. Запорожье и была дочерью приходского старосты. В этом доме прошли первые литургии и первые крещения. Более 300 человек было крещено отцом Вячеславом Пушкарёвым на веранде у Надежды Даниловны. Только поздней осень 1997 года было решено переместить богослужебную жизнь в здание самого храма.
Богослужение в самом храме было восстановлено в день Рождества 1998 года. Первые храмовые иконы написаны Павлом Вильчинским, Юлией Геберле, Николаем Натягановым, Светланой Турчаниновой. Сегодня, в храме проведена глубокая реконструкция его внутреннего содержания. Художественный проект выполнен священниками храма Вячеславом Пушкарёвым и Александром Маликовым. В современном виде просматривается [ кем? ] влияние греческой церковной архитектуры и живописи. Храм находится в состоянии росписи внутренних стен. Роспись ведётся выпускником иркутского художественного училища и Тобольской Духовной семинарии иереем Александром Юрьевичем Маликовым и его подмастерьем Григорием Юрьевичем Балтуевым.
Храм Святой Троицы заново стал Центром Благочиния в 2000 году, а возглавил его священник Вячеслав Пушкарёв. Благочинию подчиняются 28 приходов и 21 священник (в девяти районах на Север от Иркутска вдоль правого берега р. Ангары). Все эти приходы открыты трудами священнослужителей храма в селе Хомутово, а большинство священнослужителей благочиния выросли до священнического сана именно в Свято-Троицком приходе.
Главная древняя святыня храма — старинная икона Николая Угодника, архиепископа Мирликийского.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В 30-е годы XX века в селе была большая община евангельских христиан-баптистов. Даже сегодня общаясь с коренными жителями поселка, можно услышать, что их бабушки и дедушки были участниками этой общины. Но политика советского правительства привела к тому, что в послевоенное время община прекратила своё существование, оставшиеся верующие посещали Иркутскую общину ЕХБ. В 2011 году в поселке вновь открылась община евангельских христиан-баптистов. Это стало возможным благодаря миссионерской работе, а также стремительному росту застройки новых территорий вокруг поселка, благодаря чему в Хомутово поселились несколько верующих семей, которые и составили основу новой общины. Богослужения проходят в Доме молитвы по адресу п. Хомутово, ул. Колхозная, 10.
- Хомутово СИТИ
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|