Иудаизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Иудаизм в Киргизии — совокупность религиозных и культурных традиций, которых придерживаются евреи, проживающие в Киргизии . Доминирующей религией Киргизии является ислам 90 % (большинство сунниты), небольшая часть — христианство 7 % (русские православные 3 %) . Иудаизм включен в группу «другие религии», охватывающую 3 % населения наряду с буддизмом и бахаи (оценка 2017 года) . Иудаизм в Киргизии тесно связан с историей евреев в Киргизии . В Киргизии существует еврейская религиозная община во главе с раввином А. Ройзманом. В столице и Кара-Балте действуют отделения иерусалимского религиозного общества Эш ха-Тора. В нескольких городах, расположенных на территории Ферганской долины, проживает некоторое число бухарских евреев, функционируют несколько молельных домов. Еврейское население Киргизии в 2000 г. составляло приблизительно 4,5 тыс. человек, Бишкека — четыре тысячи . Сегодня в Киргизии все ещё проживает около 500 евреев . И не все исповедуют иудаизм.
Евреи-торговцы, говорящие на арамейском языке , селились вдоль Великого Шёлкового пути , в Киргизии они появились в IV веке . Из археологических данных известно, что в конце VI века здесь путешествовали еврейские торговцы из Хазарии . Бухарские евреи населяли Туркестанскую область , которая охватывала территорию современной Киргизии, более 2000 лет, переняв к середине XIX века сефардские традиции. В Ферганской долине бухарские евреи поселились приблизительно в XV веке . Евреи-ашкеназы начали селиться в Киргизии после её присоединения к России в 1860-70-х годах, особенно в Караколе , Пишпеке и Оше .
В 1898 году в Оше проживала самая крупная еврейская община Киргизии, и там было отдельное еврейское кладбище, в других местах у евреев был свой участок мусульманского кладбища . В Оше бухарские евреи и евреи-ашкеназы жили отдельными общинами — бухарцы в старом районе и ашкеназы в новом, европейском районе, наряду с русскими и татарами .
Из-за того, что до 1915 года в Киргизии не было синагог, на службы евреи собиралась в домах местных раввинов, на еврейские похороны из Казахстана и Узбекистана привозили работников Хевра кадиша , из-за отсутствия еврейских школ ( Хедер ), бухарцы отправляли своих детей учиться в Самарканд . Дети-ашкенази ходили в русские школы, при этом в семье поддерживались еврейские традиции .
В 1920 году при Советской власти , в Киргизии, под руководством Семёна Диманштейна был создан Еврейский институт, занимающийся искоренением сефардской неграмотности .
В 1929 году в Киргизии было создано отделение Воинствующей атеистско -марксистской ассоциации, избирательного права были лишены не только раввины, но и священники с муллами .
Евреи стали тайно исповедовать иудаизм, неофициальным лидером ошской еврейской общины стал Александр Володарский, изгнанный из Белоруссии по своим религиозным убеждениям. Он был экспертом по шхите и кашруту и благодаря ему был выделен отдельный еврейский участок Ошского кладбища вплоть до начала Второй мировой войны .
В 1941 году власти разрешили открыть в Бишкеке синагогу . Еврейская община приобрела здание в центре города и получила свиток Торы от своего первого раввина Ю. Левина. В синагоге были моэль , шохет , хевра каддиша , бейт мидраш . Рядом открылись кошерные мясные лавки и пекарни. Вскоре после этого были основаны синагоги в Оше и Канте .
В 1945 году в Киргизии была официально зарегистрирована еврейская религиозная община, насчитывавшая 70-80 человек, в 1946 году во Фрунзе действовала синагога во главе с раввином А. Хаймовым . Бишкекскую синагогу посещали 70 человек ежедневно, 200 еженедельно, а в праздничные дни более 2500 человек. Бухарская и ашкеназская общины были разделены, но в синагоге проводились религиозные службы для сефардов. Смешанные браки между двумя группами были редкостью, и ни одна из групп не женилась с иноверцами. Ашкенази в целом были более образованными и более светскими .
В 1950-х годах вся религиозная деятельность, за исключением праздничных служб, была запрещена. Общины Бишкека, Оша и Джалал-Абада тайно собирали деньги, еду и одежду для нуждающихся и больных, а также для своих синагог .
Во Фрунзе в 1970 году, на начало репатриации в Израиль , проживало 5962 еврея:
В конце 1980-х — начале 1990-х годов в Киргизии начали возрождаться различные формы еврейской культурной и национальной деятельности . В 1989 году было зарегистрировано общество еврейской культуры «Менора» при Киргизском фонде культуры. В 1994 году в Бишкеке открылась еврейская средняя школа, в которой обучалось около 200 человек, проводились занятия и в еврейской воскресной школе. С 1997 года при Киргизском российском славянском университете действует Центр изучения еврейской культуры под руководством профессора А. Кацева. С января 1996 г. в Бишкеке издается еврейская газета на русском языке «Мааян» тиражом в 500 экземпляров .
В связи с усилением исламского фундаментализма в Киргизии в январе 1992 года в Бишкеке был выдвинут кровавый навет — еврейская семья была обвинена в использовании крови для выпечки мацы , алия в Израиль увеличилась .
В Киргизию в 2000 году из Израиля приехал новый раввин, возглавивший ашкеназскую синагогу .
В начале 2020-х годов в Киргизии осталось около 500 евреев .
Центр «Менора» в Бишкеке, поддерживаемый Джойнтом , является центром еврейской жизни Киргизии. В нём есть воскресная школа, образовательный центр Эш hа-Тора, еврейский театр и танцевальный коллектив, библиотека. Он издает газету «Мааян» и организует молодёжные спортивные мероприятия «Маккаби». Центр также оказывает помощь пожилым людям . В Бишкеке находится ашкеназская синагога и несколько небольших бухарских молитвенных домов. Ряд бухарских молельных домов разбросаны по Ферганской долине . Есть также еврейские общины в городах Ош, Каракол, Джалал-Абад.