Interested Article - Водитель (фильм)

«Водитель» ( англ. The Driver ) — американский неонуарный криминальный триллер 1978 года режиссёра и сценариста Уолтера Хилла . Главные роли сыграли Райан О’Нил , Брюс Дерн и Изабель Аджани . Фильм, дублированный кинокомпанией « Нева-1 », вышел в российский прокат под названием «Поединок» в 1995 году. «Водитель» наиболее всего примечателен впечатляющими автомобильными погонями и немногословным главным героем, образ которого создан под влиянием фильма « Самурай » Жана-Пьера Мельвиля .

Сюжет

Помимо того, что он неразговорчив и настоящего имени его не знает никто, водителя отличает соразмерность цены и мастерства в криминальной части Лос-Анджелеса . Профессиональный угонщик автомобилей, он демонстрирует свои навыки во время ограблений, отрываясь потом от преследователей. В числе представителей правопорядка, по горячим следам его разыскивает один тщеславный и безымянный детектив, называющий нарушителя «Ковбоем».

Поскольку его сообщники замешкались при ограблении казино, сразу несколько свидетелей замечают водителя перед входом. Случайным свидетелем преступления становится также игрок казино, таинственная незнакомка. В полицейском участке, подкупленная преступниками, она отрицает, что видела подозреваемого ранее, хотя детектив просит подтвердить личность водителя. После того как за отсутствием доказательств подозреваемого отпускают, он встречается с игроком, чтобы заплатить в благодарность деньги. Однако их разговору, продолжившемуся в квартире игрока, мешает внезапно нагрянувший детектив, который угрожает девушке, намекая на её криминальное прошлое.

Раздосадованный тем, что водителя поймать не удаётся, детектив устраивает оперативный эксперимент . В конечном итоге, рискуя своей репутацией, он предлагает двум пойманным преступникам сделку, по условиям которой «очкарик» и «зубастик» должны провернуть ограбление банка, нанять водителя и доставить его в полицию. Взамен обоим обещана свобода. Преступники пытаются найти водителя через его посредника, скупщика краденого. Водитель из-за своей нелюбви к оружию первоначально отказывается работать с ними, однако соглашается встретиться. В подземном гараже мастерство водителя подвергается сомнению, тогда он систематически разрушает машину преступников, затем избивает «зубастика», задиравшего его. Вскоре уже детектив наведывается к водителю в съёмные апартаменты, и насмехаясь над ним, намеренно бросает вызов, поскольку убедить ранее несговорчивого коллегу преступники не смогли. Позднее водитель всё-таки соглашается, но при условии, что его доля удвоится, а «зубастик» не примет участия в ограблении.

Во время ограбления «очкарик» убивает своего сообщника и убегает с водителем, которого вместо того, чтобы доставить к детективу, намеревается убить и скрыться с деньгами. Однако вооружённый пистолетом водитель застаёт злоумышленника врасплох, убивает его и забирает деньги. На вокзале « » водитель прячет деньги в шкафчик, потом встречает посредника, занимающегося вопросами отмывания денег , и, наконец, вовлекает игрока для помощи в получении чистой прибыли. Между тем, «зубастик», обнаруживший труп «очкарика», допрашивает посредника, угрожая женщине пистолетом, и в конце концов убивает её, как только жертва раскрывает ему планы водителя.

Игрок отправляется на вокзал и встречает менялу, которому незаметно передаёт ключи от камеры хранения. Меняла прячет чистые деньги в пустом шкафчике, грязные же забирает из другого и садится в поезд. Никто из них даже не подозревает, что полицейские уже установили наблюдение за станцией. В то время как детектив преследует менялу и убивает его в перестрелке, «зубастик» крадёт у игрока сумочку, в которой находится ключ от шкафчика с чистыми деньгами. Он садится в остановившуюся у вокзала машину, которая тут же срывается с места. Наблюдавший за «зубастиком» водитель вместе с игроком, преследует его автомобиль в городе. В итоге погоня заканчивается на складе, куда свернули беглецы в надежде укрыться там. Сидевший за рулём молодой парень не справляется с управлением и машина, в которой находился «зубастик», переворачивается. Водитель предлагает выбравшемуся из искорёженного автомобиля «зубастику» сдаться, и убивает, когда в ответ тот пытается выстрелить. Затем отпускает домой пацана, вернувшего украденную сумочку.

Водитель с игроком возвращается обратно на вокзал и забирает из шкафчика оставленную менялой сумку. В фойе его уже ожидают детектив и полицейские, готовые к задержанию подозреваемого, который в свою очередь демонстрирует пустую сумку, так как меняла попросту обманул водителя. Увидев пустую сумку, игрок уходит. Водитель оставляет детективу сумку, и мужчины расходятся.

В ролях

Актёр Роль
Райан О’Нил Водитель Водитель
Брюс Дерн Детектив Детектив
Изабель Аджани Игрок Игрок
Рони Блэкли Посредник Посредник
детектив в штатском
Феличе Орланди детектив в штатском
Джозеф Уолш «очкарик»
Руди Рамос «зубастик»
Денни Мако меняла
Фрэнк Бруно пацан
Ричард Кэри сотрудник казино
грабитель в синей маске
грабитель в зелёной маске

Производство

В конце 1970-х годов британская компания перешла под управление Майкла Дили и . Они начали совместное финансирование фильмов, которые снимались в Голливуде в сотрудничестве с крупными американскими студиями для международного проката, таких как « Конвой », « Охотник на оленей » и «Водитель» .

Уолтер Хилл на Мюнхенском кинофестивале в 2014 году

«Водитель» — вторая режиссёрская работа Уолтера Хилла после фильма « Тяжёлые времена » (1975), в котором снимался Чарльз Бронсон . Продюсер Ларри Гордон , по окончании работы над фильмом «Тяжёлые времена», предложил Хиллу идею фильма о водителе-беглеце . Хилл согласился, и летом 1975 года, когда наступила заминка в период между производством и выпуском фильма «Тяжёлые времена», поскольку студия ожидала выхода других проектов Бронсона, написал оригинальный сценарий .

Со слов Хилла, ему было интересно посмотреть, насколько «безупречный» фильм у него может получиться: именно жанровое кино, не соответствовавшее общепринятым голливудским условностям . «Я знал, когда ещё собирался сделать фильм, что использую свой шанс, — говорил Хилл. — Он не подразумевал собой повседневный остросюжетный фильм. Я пытался сделать что-то чуточку большее или чуточку меньшее, но я пытался сделать что-то другое» . Сценарий был написан в редком минималистском стиле, который Хилл впервые применил, работая над фильмом «Тяжёлые времена»: «Мне казалось, что такой подход вызовет у людей огромный интерес к чтению. Он лишён деталей, но написан с драматическим эффектом. Таким образом, наверное, можно овладеть умами читателей немногим проще» . Уолтер Хилл говорил, что посылал черновик сценария Раулю Уолшу , поскольку ему было важно тогда получить одобрение пожилого режиссёра, чьими работами он восхищался ; сценарий Уолшу понравился , но тем не менее, именитые актёры «года полтора» не проявляли к нему интереса .

Роль водителя первоначально была предназначена для Стива Маккуина , который ранее снимался в фильме « Побег » (1972), по сценарию, написанному Хиллом . Маккуин отказался от участия в проекте, причём Хилл утверждал что, актёр отклонил также предложение сниматься в другом фильме, сюжет которого аналогичным образом разворачивался вокруг автомобилей . Затем в студию пригласили Бронсона, который выразил своё недовольство Хиллом. «Он решил, что я смонтировал „Тяжёлые времена“ таким образом, чтобы к нему не благоволила [супруга и партнёрша по съёмкам] Джилл Айрленд », — вспоминал Хилл. Он и не думал даже, что приглашение Бронсона на кастинг — «это хорошая идея» . Хилл связался с агентом Райана О’Нила и договорился о встрече с кинозвездой. «Мы говорили о роли и говорили о минималистском подходе, который я хотел попробовать», — рассказывал позднее режиссёр. О’Нил был уверен, что справится со своей ролью, поэтому оба договорились сотрудничать друг с другом. Хотя в то время О’Нил главным образом блистал в романтических комедиях, кастинг позволил кинематографистам добиться финансирования проекта . Конечно, О’Нил был актёром и рассматривал авторитет кинодеятеля как «силу, с которой нужно считаться», однако называл Хилла «первоклассным сценаристом, а ещё лучшим режиссёром». «И он такой шустрый. Большинство молодых режиссёров сегодня возомнили себя Дэвидом Лином ; они тратят больше года на фильм, а мы получаем говорящих роботов», — говорил О’Нил .

Несколько актрис рассматривались на ведущую женскую роль в фильме, включая Джули Кристи и Шарлотту Рэмплинг . Однако окончательно была утверждена кандидатура Изабель Аджани , которая приобрела международное признание после выхода фильма « История Адели Г. » (1975). Это была первая голливудская роль Изабель Аджани, которая ранее отклонила предложение сняться в фильме « Обратная сторона полуночи » (1977). Она согласилась на роль в фильме «Водитель», потому что была поклонницей Уолтера Хилла с момента выхода его первого фильма «Тяжёлые времена». Аджани, относительно Хилла и своего участия в съёмках, отмечала:

Я думаю, что он замечательный, и во многом следует традициям Говарда Хоукса , сдержанный и строгий. История хотя и современная, но очень стилизованная, и роли, которые играем Райан и я, подобны Богарту и Бэколл . Мы оба игроки в наших душах и мы не показываем свои эмоции, если не сказать больше. Для нас разговоры ничего не стоят. Я действительно довольно таинственная девушка в фильме, без имени и без прошлого. И я должна сказать, что это успокаивает, вообще не иметь прошлой жизни позади себя; таким образом, мне не нужно углубляться, чтобы играть роль. Всё, что я знаю, жизнь для меня — это азартная игра, а я неудачница. У меня есть то, что люди называют покерфейсом .

Студия рекомендовала Роберта Митчема на роль детектива. Хиллу понравилась идея, он встретился с Митчемом, чтобы обсудить детали, однако актёр отказался от роли; в результате был утверждён Брюс Дерн . Режиссёр понимал, что зрителей раздражают фильмы, в которых мало диалогов, поскольку они предпочитают «сбалансированность». «Мне нужна была индивидуальность Брюса <…> чтобы значительно дистанцироваться от водителя», — говорил Хилл .

Фильм состоял из нескольких эпизодов, демонстрирующих автомобильные погони. Хилл был недоволен первой сценой преследования, и считал, что это «своего рода провал», тогда как «предполагалось гораздо более захватывающее окончание», однако отснять эпизод должным образом не удалось. Эпизод снимали в последнюю ночь перед окончанием съёмок, электрик упал с крыши и получил тяжёлые травмы. Таким образом сцену пришлось монтировать, поскольку необходимый Хиллу рабочий материал отсутствовал. Тем не менее, его удовлетворила сцена заезда Mercedes-Benz в гараже, и последняя погоня также полностью соответствовала замыслу режиссёра . Он с самого начала хотел снимать сцены преследования ночью, чего раньше, по большому счёту, не было в фильмах, как полагал Хилл . Таким образом, чтобы ускорить процесс кинопроизводства, драматические сцены снимали в течение дня, а сцены преследования ночью. Хилл признавался, что ночные съёмки истощали его: «Такое впечатление, что ты плаваешь под водой или под гипнозом. А я человек, который поздно ложится и рано просыпается. Но то, что я не спал ночами, действительно выбило меня из колеи. Ты принимаешь решения, которые не можешь объяснить. Ты просто следуешь интуиции» .

На визуальное оформление фильма, главным образом, оказали влияние работы художника Эдварда Хоппера . Кроме того, Хилл был вдохновлён своим предыдущим опытом работы в качестве второго помощника режиссёра в « Буллите » (1968), где присутствовала знаменитая сцена автомобильной погони. Впечатляющие кадры, сделанные изнутри автомобиля в «Буллите», подтолкнули его к аналогичному приёму во время съёмок «Водителя» . Работа над фильмом была завершена в апреле 1978 года .

Прокат

Фильм не окупился в американском прокате, хотя пользовался успехом в Европе . Хилл говорил: «Не думаю, если можно так выразиться, что фильм был коммерчески успешным везде, за исключением Японии , где я считаю, всё в пределах нормы» . Во Франции «Водителя» посмотрели в общей сложности 1 102 183 зрителей, причём он был 33-м фильмом года по популярности .

Продюсер Ларри Гордон позже скажет относительно неприятия критиков и невысоких кассовых сборов в США: «Если бы у нас был Клинт Иствуд в фильме, вот тогда бы простили всё и говорили: „Это ещё один фильм с Иствудом про вождение автомобиля“. Если бы у нас был Стив Маккуин, вот тогда бы сравнили с „Буллитом“ или „Побегом“. Нас рассматривали скорее как артхаус , нежели экшен . Мы применили уникальный подход к стандартному материалу. Если бы мы могли повторить подобное снова, но с другим актёрским составом, возможно, собрали бы хорошую аудиторию» .

После релиза у Изабель Аджани появилось ощущение, что фильм повредил её карьере. В интервью 1983 года актриса заявила: «Впоследствии я не получила ни одного хорошего предложения в Америке. Я сделала это [снялась в „Водителе“], потому что после „Истории Адели Г.“ все уговаривали меня сняться в голливудском фильме. Я отклонила несколько предложений и почувствовала, что дальше отказывать нельзя. И мне понравился Уолтер Хилл. Только позже я поняла, что совершила ужасную ошибку» .

Реакция

Обзоры рецензентов были чрезвычайно скудными, да и сам Хилл констатировал, что «фильм, мягко говоря, не пользовался успехом». Режиссёр говорил: «Я помню, как в студии мне вручили большую пачку отксерокопированных рецензий — она была такой толщины, что могла бы остановить пулю сорок пятого калибра. Из всех рецензий в той пачке толщиной шесть дюймов нашлась лишь одна положительная» . из Los Angeles Times называл картину «преисполненным жестокости киномусором, уничтожающим репутацию Райана О’Нила, Брюса Дерна и Изабель Аджани» . Винсент Кэнби из The New York Times раскритиковал актёров за неубедительную игру. В целом фильм, по его мнению, совершенно заурядный и не захватывающий, хотя смешной .

Роджер Эберт отметил, что намеренное превращение персонажей в символы «парализует» действие и зрителей, и только великолепные сцены погони спасают фильм от полного провала . Предположив, что он, «вероятно, предназначен только для любителей нуара», кинокритик из , тем не менее, высоко оценил фильм. «Всё это шоу, по сути, является чем-то вроде зашифрованного послания, переданного кинематографистом приверженцам жанра, в полной мере, но за пределами чёткого понимания остальной аудитории», — заключил Шепард .

Наследие

Пробуждение интереса к «Водителю» Хилла, сам режиссёр объясняет следующим образом: «Сейчас, когда они показывают ретроспективы моих работ, обычно в первую очередь принято показывать его. Иногда нужно всего лишь подождать» .

Оба фильма Квентина Тарантино , как « Криминальное чтиво » (1994), так и « Убить Билла. Фильм 2 » (2004), содержат в себе несколько отсылок к «Водителю». Тарантино называет «Водителя» одним из «самых крутых фильмов всех времён» . Фильм отчасти повлиял на режиссёра Николаса Виндинга Рефна , снимавшего « Драйв » (2011). «Это совсем другой фильм, — настаивал позднее Хилл. — В нём присутствуют определённые черты, как сказал мне Ник, которые являются данью уважения, и это прекрасно. Это очень лестно. Я не испытываю к нему никакой неприязни или чего-то подобного. Я думаю, что он удивительно талантливый парень и мне очень нравится» . Эдгар Райт , впечатлённый «Водителем», выступил режиссёром фильма « Малыш на драйве » (2017). О Хилле Райт отзывался следующим образом: «Его влияние на видеоигры совершенно очевидно, да и в кино его стиль прослеживается в работах Майкла Манна , Джеймса Кэмерона , Квентина Тарантино, Николаса Рефна, а теперь и моих с моим новым фильмом (гм) „Малыш на драйве“» .

См. также

Примечания

  1. , p. 91.
  2. , p. 258.
  3. , p. 234.
  4. Kilday, Gregg. (англ.) // Los Angeles Times : газета. — 1977. — 4 апреля. — P. 52 . 24 июня 2019 года.
  5. ( MP3 ) (Аудиоподкаст). Interviewed by Уолтер Хилл. 2012-02-22. из оригинала 6 сентября 2015 . Дата обращения: 20 мая 2019 . {{ cite interview }} : |first= пропущен |last= ( справка ) ; Неизвестный параметр |program= игнорируется ( справка )
  6. Hewitt, Chris (2017-03-17). . Empire (англ.) . из оригинала 13 марта 2017 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  7. Patterson, John (2014-07-17). . The Guardian (англ.) . из оригинала 18 июля 2014 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  8. French, Philip. (англ.) // The Observer : газета. — 1981. — 1 ноября. — P. 30 . 19 июня 2019 года.
  9. Tobias, Scott (2011-04-14). . The A.V. Club (англ.) . из оригинала 22 июня 2018 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  10. Sean Axmaker. (англ.) . TCM . Дата обращения: 20 мая 2019. 15 марта 2016 года.
  11. Flatley, Guy (1977-12-30). . The New York Times (англ.) . из оригинала 16 мая 2019 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  12. Flatley, Guy (1977-08-12). . The New York Times (англ.) . из оригинала 17 мая 2019 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  13. . TCM . Дата обращения: 8 июня 2019. 17 марта 2018 года.
  14. Renaud Soyer. (англ.) . Box Office Story (5 июня 2014). Дата обращения: 8 июня 2019. 16 июня 2017 года.
  15. Taylor, Clarke. (англ.) // Los Angeles Times : газета. — 1978. — 8 октября. — P. 359 . 14 июня 2019 года.
  16. Mann, Roderick. (англ.) // Los Angeles Times : газета. — 1983. — 24 июля. — P. 267 . 24 июня 2019 года.
  17. Fear, David (2016-09-16). . Rolling Stone (англ.) . Wenner Media LLC. из оригинала 15 сентября 2018 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  18. . (англ.) // Los Angeles Times : газета. — 1978. — 28 июля. — P. 76 . 14 июня 2019 года.
  19. Canby, Vincent (1978-07-28). . The New York Times (англ.) . из оригинала 20 мая 2019 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  20. Roger Ebert . (англ.) . RogerEbert.com (2 августа 1978). Дата обращения: 20 мая 2019. 1 ноября 2017 года.
  21. . . (англ.) . из оригинала 13 февраля 2005 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  22. . . — John Blake, 2007. — 313 p. — ISBN 1-84454-366-8 .
  23. Phil Brown. (англ.) . Collider (15 сентября 2016). Дата обращения: 21 мая 2019. 16 сентября 2016 года.

Публикации

  • Solomon, Aubrey. . — Scarecrow Press, 1988. — Vol. 20. — 300 p. — (The Scarecrow Filmmakers Series). — ISBN 978-1461674078 .
  • Hillier, Jim. . — Palgrave Macmillan, 2009. — 272 p. — ISBN 978-1844575534 .

Ссылки

Источник —

Same as Водитель (фильм)