Родившиеся в 1952 году
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом актёра — сквот , существовавший в Ростове-на-Дону в конце 80-х годов XX века .
«Домом актёра» в Ростове-на-Дону называли полувыселенный пятиэтажный дом (архитектор — Леонид Эберг , построен с 1935 по 1938 год ) в конце улицы Горького — начале улицы Каяни, многоквартирный дом и общежитие, в котором некогда жили актёры ростовских театров. В плане здание похоже на букву «З». Существует легенда, будто архитектор Эберг был влюблен в ростовскую актрису Зинаиду Зорич . В её честь и был спроектирован «Дом актёра», напоминающий в плане первую букву её имени и фамилии .
В этом доме жили будущие звезды театра и кино Вера Марецкая и Ростислав Плятт , на первом этаже первого подъезда размещалась квартира театрального режиссёра Юрия Завадского . Старожилы рассказывали, что каждый понедельник Завадский, несмотря на то, что был с Марецкой в разводе, чинно приходил к ней на обед .
В 1960-е часто случались аварии городской теплотрассы и водопроводной сети; в стенах появились трещины. В последующие годы проводилось закрепление основания фундаментов, устанавливались металлические стяжки по стенам южного и восточного корпусов, металлические обоймы на ряде проёмов и простенков. После окончания ремонта в начале 1970-х годов Дом актёра передали в ведение жилищно-коммунального хозяйства города. В середине 1980-х в среднем дворовом крыле дома, в пустующих помещениях обосновались ненадолго мастерские по ремонту книжного фонда Областной научной библиотеки имени Карла Маркса . С ними соседствовали мастерские по изготовлению сувениров. Здесь же, в подвале, размещались склады объединения «Сувенир».
В 1984 году южная часть дома пострадала от пожара, выгорело два верхних этажа и были повреждены нижние. Так образовались незаселённые, брошенные помещения, в которых (после 1986 года) начали селиться художники и поэты из групп андеграунда Ростова .
Первым в 1986 году там обустроил свою мастерскую художник Алексей Евтушенко . С 1986 года самозахватом в пустующих квартирах начали селиться ростовские поэты и художники . Самозахвату комнат способствовало то, что несмотря на запланированный снос, городские власти забыли отключить в доме канализацию, воду и электричество.
Заселено было художниками, поэтами и хиппи около 30 комнат .
Вот я и отрезвел от любви и тюрьмы…
Ну и что же вокруг — окромя пыльной тьмы?
Некто пьяненький томно взирает окрест,
Перестройкой, как бомбой, разгромлен подъезд…
Предъяви мне, о Страсть, ордер вновь на арест!
ДОМ АКТЕРА!
Дом актёра — последний, цыганский уют,
Здесь бутылки стеклянную мессу поют,
Здесь — без всяких ментов — обступает беда:
И со стенок вода, и горят провода…
Я сбежал бы отсель хоть сейчас. Но КУДА?!
ДОМ АКТЕРА!
Да-с, я трезв и свободен, и галстук при мне,
Бороденка топорщится в пыльном окне,
Я стою у дверей, ключ надменно суя…
Но на кой мне свобода и трезвость сия?!
Я хотел — извините — сказать: «на фига?» —
ДОМ АКТЁРА! — А. Брунько
Многоэтажное здание Дом актёра, построенное в 20-30 годах XX века относится к так называемым ростовским «домам-гигантам». Дом представляет собой четырёхэтажное кирпичное здание с четырескатной крышей и балконами на трёх верхних этажах. В объёмно-пространственной композиции Дом актёра представляет поздний этап развития конструктивизма в Ростове-на-Дону. Здание имеет сложную З-образную конфигурацию, которая образовалась двумя полузамкнутыми дворовыми пространствами. Такой план был раскрывал дом на запад и позволял сформировать два больших двора. Вокруг северного двора группировались корпуса с квартирами секционной планировки для ведущих актёров. Южный двор формировался длинным корпусом с коридорной планировкой квартир. Там были комнаты для гастролёров, бутафоров, гримёров, парикмахеров, рабочих сцены и др.
Пятый этаж южного корпуса в своё время не был достроен. В корпусе по проекту должен был быть размещен ресторан и столовая. Из других предполагаемых бытовых помещений и учреждений на первом этаже начали работать детский сад и ясли.
Под северным, средним и южным тремя блоками здания, размещёнными параллельно друг другу, были сооружены изолированные подвалы. Южный подвал предназначался для бомбоубежища.
В юго-восточной угловой части дома был устроен парадный вход в корпус со стороны парка. Здесь был просторный круглый вестибюль-холл с трёхмаршевой парадной лестницей. Холл в объёмной композиции дома был сделан в виде цилиндра с протяжёнными галереями по фасаду на больших колоннах .
После окончания строительства Дом актёра был обнесен оградой. Со стороны улицы ограда представляла собой кирпичные оштукатуренные столбы, венчающиеся шарами, с металлическими решётчатыми секциями между ними на высоком каменном цоколе. Ограда со стороны западной части дома имела въездные ворота и калитку, другие ворота были в восточной части дома.