Interested Article - Айкибудо
- 2020-01-25
- 2
Айкибудо ( яп. 合気武道 ) или айкибудо дзюдзюцу ( яп. 合気武道柔術 ) — современное комплексное боевое искусство , созданное Аланом Флоке ( фр. Alain Floquet ) в 1980 году во Франции на основе трёх японских школ: айкидо , Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю (сокращённо — Катори Синто Рю) .
Айкибудо, как и его исходные компоненты, относят к «жёстким» школам. Отличия от «мягких» школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности .
Во Франции Айкибудо эффективно используется в армии и полиции. Основной зал, где проходят занятия Алана Флоке в Париже , находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа ( фр. Association Sportive de la Police de Paris , ASPP) .
Этимология
Происхождение термина восходит к названию своего боевого искусства, данное Морихэем Уэсибой в 1922 году , которое он сменил на айкидо в 1942 году.
Название состоит из четырёх иероглифов , имеющих следующие значения:
- Ай ( яп. 合 Ai ) — «гармония, объединение, любовь, сострадание»;
- Ки ( яп. 気 Ki ) — «жизненная энергия, дух, сила»;
- Бу ( яп. 武 Bu ) — «мужество, храбрость, воинственность»;
- До ( яп. 道 Dō ) — «путь, дорога, идти».
Чаще всего Айкибудо переводят как: «Путь гармоничного объединения воинского духа и жизненной энергии», «Идти воинским путём в гармонии с жизненной энергией», «Взращивание жизненной энергии путём объединения сострадания и воинственности», «Дух любви на пути воина» или «Дух сострадания на пути воина». [ источник не указан 2303 дня ]
История
Айкибудо было создано на основе трёх школ боевых искусств: айкидо , Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю .
Стиль Дайто-рю ( яп. 大東流 ) был основан в XI веке мастером Минамото-но Ёсимицу , выдающимся японским военачальником. К концу своей жизни он был назначен губернатором провинции Каи , где один из его потомков основал знаменитую семью Такэда , которая активно разрабатывала различные боевые приёмы. Самым известным её представителем стал знаменитый полководец Такэда Сингэн .
К концу XIX века (последние годы периода Эдо ) завершилась история кровопролитных войн между кланами. Вместе с этим начался процесс разоружения самураев . Тогда господин Сайго Таномо ( яп. 西郷頼母 , 1830 — 1903), каннуси и самурай , решил обучать своим техникам лиц, не являющихся членами его клана. Одним из них стал Такэда Сокаку , который вернувшись в провинцию Айдзу обучался техникам айки-дзюцу у мастера Таномо . В 1898 году он формализовал всё боевое наследие и назвал его Дайто Рю Дзюдзюцу ( яп. 大東流柔術 ), позже переименованное в Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , и, благодаря своему выдающемуся мастерству, широко прославил его .
С 1920 по 1931 год Такэда Сокаку обучал своему искусству Морихэя Уэсиба , который к 1942 году на основе своих знаний в Дайто-рю Айки-дзюцу , дзюдзюцу и кэн-дзюцу формирует новое боевое искусство — Айкидо . С 1922 по 1942 год Уэсиба называл новое боевое искусство айкибудо . В этот период айкибудо в 1931 году на обучение к Морихэю Уэсибе приезжает Минору Мотидзуки , впоследствии сыгравший значительную роль в популяризации айкидо во Франции . В 1951 году он был послан в Европу с официальной культурной миссией. В течение двух с половиной лет он знакомил европейцев с искусством своего учителя и своими наработками, называя это «Айкидо Дзюдзюцу» , тем самым способствуя развитию крупнейшего сообщества айкидо за пределами Японии . Среди его учеников был молодой французский дзюдоист Джим Алшейк ( фр. Jim Alcheik ), который в 1954 году последовал за своим учителем в страну восходящего солнца и продолжил своё обучение в додзё Ёсэйкан ( яп. 養正館 ) .
В 1958 году вернувшийся из Японии Джим Алшейк по просьбе Минору Мотидзуки официально представил во Франции Айкидо Ёсэйкан и создал Французскую Федерацию Айкидо, Тайдзюцу и Кэндо ( англ. French Federation of Aikido, Taijutsu and Kendo , FFATK) . Одним из его помощников становится Алан Флоке (1938 года рождения). В 1962 году во время войны за независимость Алжира Джим Алшейк погибает. Чтобы обеспечить будущее айкидо дзюдзюцу во Франции Алан Флоке связывается с Минору Мотидзуки, который присылает в Париж своего сына Хироо ( яп. 望月広雄 ). На протяжении двух лет Хироо Мотидзуки обучает Флоке. В 1966 году Алан был назначен техническим директором школы во Франции . В 1973 году он создаёт C.E.R.A. ( фр. Centre International de l'Aikibudo , «Международный центр айкибудо») .
В 1978 году мастер Минору Мотидзуки присвоил Алану 7-й дан и титул Кёси тем самым признав его значительные заслуги .
В 1980 году Алан Флоке возобновляет отношения с основной школой и с наследником Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такэда Токимунэ ( яп. 武田 時宗 ), сыном Такэда Сокаку . На основе своих знаний, своего стиля преподавания и практики в таких стилях, как Ёсэйкан айкидо, Катори Синто-рю и Айки-дзюдзюцу , Алан, заручившись полной поддержкой мастера Мотидзцуки, принимает решение создать собственную школу и называет её «Айкибудо» .
3 июля 1983 года айкибудо объединяется с айкидо чтобы в качестве совместной дисциплины образовать Французскую Федерацию Айкидо, Айкибудо и Аналогов ( фр. Fédération Française Aïkido, Aïkibudo et Affinitaires , F.F.A.A.A.) . С тех пор благодаря усилиям мастера Алана Флоке это искусство развивается во всем мире.
Философия
Айкибудо — это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств . Философия этой боевой системы, исходя из названия, представляет собой поиск смысла бытия методом самосовершенствования и познания на основе постижения боевого искусства . Как и во многих других школах боевых искусств в Айкибудо используется принцип Айки — объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства .
В Айкибудо присутствует много движений, направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал ещё максимальную мощность .
Уважение к целостности партнёра является основополагающим принципом в искусстве Айкибудо.
И нападающий и обороняющийся именуются «партнёрами», а не «противниками». Во время отработки техник участники (нападающий — тори , обороняющийся — укэ ) постоянно меняются ролями, благодаря чему на занятиях отсутствуют понятия победителя и побеждённого, и, соответственно, нет конкуренции. Тем не менее, в Айкибудо присутствуют рандори , которые позволяют проводить свободные спарринги для отработки техник, проверки навыков и наработки боевых рефлексов .
Пояса и ранги
В зависимости от квалификации айкибудоки , ему может быть присвоена ученическая ( кю ) или мастерская ( дан ) степень.
Всего в Айкибудо есть 6 кю: самый младший уровень — 6-й кю, самый старший — 1-й кю .
В основном применяются пояса ( obi ) белого и чёрного цветов, однако могут иметься различия в зависимости от страны и федерации айкибудо . Ношение чёрного пояса и хакамы разрешается только обладателям 1-го дана и выше.
Повышение ранга возможно при помощи сдачи специализированных тестов. Существует программа необходимых технических навыков для каждой из степеней, утверждённая Международной Федераций Айкибудо . Некоторые клубы добавляют к стандартным требованиям собственные дисциплины. Новая степень присваивается аттестационной комиссией, проводящей экзамен. Практиканты, получившие чёрный пояс , именуются юданся ( яп. 有段者 ) .
Техника
Начальная базовая техника айкибудо включает в себя следующие разделы:
Этикет и приветствия
Как и любая другая школа восточных боевых искусств айкибудо обладает своим набором правил и этикетом. Каждое занятие начинается со следующих шагов:
- Сэйза — положение сидя на пятках, команда «садитесь»;
- Сёмэн ни рэй — поклон в направлении сомэн (передняя часть додзё , где установлен портрет основателя школы);
- Сэнсей ни рэй — поклон сэнсею ;
- Отагай ни рэй — поклон друг другу;
- Кирицу — команда «подъём».
Ходзё ундо
Ходзё ундо ( яп. 補助運動 ) — различные тренировочные упражнения. В этих упражнениях развивается правильная работа корпусом с целью обыгрывать усилие партнёра за счет правильного и своевременного выполнения движений туловищем, не используя при этом физической силы . Включает в себя следующие элементы:
- Нигири Каэси — основано на движении освобождения от захвата запястья двумя руками (Риотэ Иппо Дори) с последующим аналогичным захватом руки партнёра;
- Нэдзи Каэси — включает освобождение от замка локтя прямой руки и переход к аналогичному замку руки партнёра поочередно в повторном режиме;
- Оси Каэси — освобождение от сильного захвата Риотэ Дори (захват обоих запястий) за счет мощного толчка в сторону партнёра, сопровождаемого выбросом энергии без перехвата или с перехватом его рук;
- Цуппари — блокирование мощного толчка на уровне груди за счет встречного движения;
- Синоги — отведение прямого удара кулаком в лицо одноименной рукой с последующей атакой той же рукой.
Тай сабаки
Тай сабаки ( яп. 体捌き , «управление телом») — перемещения корпуса . Этот раздел делится на две части: одиночные перемещения и работа с партнёром (входы выведения из равновесия). В одиночных перемещениях главным образом тренируется чувство равновесия и умения контролировать свой центр тяжести в движении. В работе с партнёром необходимо учится, посредством правильного и своевременного перемещения корпуса , выигрывать у партнёра центр тяжести, и за счет этого, выводить его из равновесия.
Комплекс Тай Сабаки в Айкибудо выглядит следующим образом :
- Нагаси — смещение подворотом в сторону под 45 градусов к линии атаки оппонента;
- Ирими — смещение в сторону-вперед под 45 градусов в параллель к линии атаки оппонента;
- О-ирими — вход с разворотом, в параллель к линии атаки оппонента;
- Хираки — смещение шагом в сторону;
- Хики — смещение назад от оппонента.
Укэми
Укэми ( яп. 受け身 ) — самостраховочные техники. С самого первого занятия, начинающих айкибудок обучают правильному падению, прежде чем перейти к изучению бросковых техник. Основные виды укэми, изучаемых в айкибудо :
- Маэ укеми — кувырок вперед;
- Усиро Укэми — кувырок назад;
- Ёко Укэми — падение, или кувырок, в бок.
Ударная техника
Ударная техника в айкибудо изучается как отдельными техниками ударов руками и ногами, так и в форме ката . Удары могут наноситься в различные части тела, поэтому для определения направления используются следующие термины:
- Дзёдан — верхний уровень (верхняя часть тела, лицо);
- Тюдан — средний уровень (обычно область живота);
- Гэдан — нижний уровень (обычно уровень бёдер).
Цуки ваза
Цуки ваза ( яп. 突き技 ) — ударная техника руками. Включает в себя :
- Тёку цуки — прямой удар рукой;
- Коси цуки — прямой удар кулаком (или мечом ) из обратной стойки с ярко выраженным движением бёдер;
- Хики цуки — тычковый удар кулаком (или ножом ) с движением бёдер в противоположную сторону;
- Дзюн ути — обратный рубящий удар кулаком;
- Хинэри ути — удар локтем со скручиванием сустава;
- Гяку цуки — обратный рубящий удар кулаком с поворотом бёдер в противоположную сторону;
- Омотэ ёко мэн ути — боковой рубящий удар, который наносится со стороны лица партнёра, то есть изнутри;
- Ура ёко мэн ути — обратный боковой рубящий удар.
Гэри ваза
Гэри ваза ( яп. 蹴り技 ) — ударная техника ногами. При выполнении ударов ногами необходимо уделять большое внимание положению равновесия, так как во время удара ногой опорой является только одна нога. И также как в ударах руками нужно учиться вкладывать массу тела в удар.
- Маэ Гэри — прямой удар ногой;
- Маваси гэри — круговой удар ногой;
- Ура маваси гэри — обратный круговой удар ногой;
- Ёко гэри — боковой удар ногой;
- Усиро гэри — удар ногой назад;
- Хицуи гэри — удар коленом;
- Хидза гэри — удар коленом в голову после захвата.
Ката
В айкибудо существует три ударных ката :
- Цуки ути но ката — комплекс ударных техник руками;
- Хаппокэн ката — комплекс ударных техник руками в восьми направлениях ( happō — «восемь»);
- Гэри гохо но ката — комплекс ударных техник ногами в пяти направлениях ( goho — «пять направлений»).
Тэ ходоки
Тэ ходоки ( яп. 手解き ) — освобождение от захватов . В айкибудо изучаются следующие техники захватов :
- Дзюнтэ дори — захват запястья снаружи разноимённой рукой;
- Досокутэ дори — захват запястья изнутри одноимённой рукой;
- Гякутэ дори — захват запястья изнутри разноимённой рукой;
- Рётэ дори — захват обоих запястий снаружи;
- Рётэ иппо дори — захват запястья двумя руками;
- Содэ дори — захват рукава выше локтя;
- Риосодэ дори — захват двумя руками за рукава у локтевого сгиба;
- Маэ эри дори — захват за отворот куртки;
- Муна дори — захват двух отворотов куртки одной рукой;
- Усира риотэ дори — захват обеих рук снаружи (руки близко);
- Усиро уватэ дори — обхват поверх рук;
- Усиро ситатэ дори — обхват под руками;
- Усира эри дори — захват воротника одной рукой;
- Усира кататэ дори эри симэ — удушающий захват с одновременным замком локтя вытянутой руки.
Кихон Осаэ Ваза
Кихон осае ваза ( яп. 基本抑え技 ) — базовая техника контроля и удержания. В этом разделе собраны основные принципы удержаний оппонента. Кихон осае ваза представляет собой комплекс из 6 базовых техник, предназначенных для опрокидывания противника на пол и его обездвиживания при помощи захвата сустава, выполняемых поочередно в форме парного ката.
- Усиро Хидзи Кудаки — «разбивание локтя», выворачивание локтевого сустава ;
- Робусэ — излом локтя;
- Котэ Кудаки — излом запястий ;
- Юки Тигаэ — «пересечь, не встречаясь», излом предплечья;
- Сихо Нагэ — излом запястий в четырёх направлениях;
- Мукаэ Даоси — бросок назад с разворотом головы противника в свою сторону.
Кихон наге ваза
Кихон наге ваза ( яп. 基本投げ技 ) — комплекс из 7 техник базовых бросков, выполняемых партнёрами по очереди с одной и с другой руки строго по линии в форме ката :
- Мукаэ Даоси — «бросок со встречным входом», то есть назад с разворотом головы противника в свою сторону;
- Сихо Нагэ — бросок загибом руки противника назад с воздействием одновременно на плечевой , локтевой суставы и кисть ;
- Юки Тигаэ — бросок при помощи излома предплечья;
- Котэ Гаэси — бросок переворотом с использованием кисти;
- Тэмбин Нагэ — бросок болевым воздействием на локоть;
- Хати Маваси — бросок назад при помощи разворота головы противника по отношению к его телу;
- Коси Нагэ — бросок через бедро .
Ва но сэйсин
Ва но сэйсин ( яп. 和 の 精神 , «божественная энергия») подразумевает идеальное взаимодействие партнёров. Здесь тренируется чистое движение без физической силы и болевых воздействий. Требует очень большого внимания обоих партнёров при выполнении движения.
Рандори
Рандори — свободный поединок, спарринг . В разделе рандори тренируется свободное владение техниками Айкибудо в различных ситуациях против одного или нескольких партнёров как невооруженных, так и с оружием.
По количеству партнёров :
- Дзю но Рандори — «мягкое рандори», один против одного;
- Футари но Рандори — один против двоих;
- Таниндзу но Раднори — один против нескольких.
По техническому исполнению :
- Буки Дори Рандори и Эмоно Дори Рандори — рандори против вооружённых партнёров;
- Дзию но Раднори — рандори в свободном стиле ;
- Футари Дори Рандори — рандори от двойного захвата (одновременный захват двумя оппонентами);
- Го но Рандори — рандори после состоявшейся атаки;
- Иппон Дори Рандори — рандори один против одного оппонента (от хватов);
- Какари Рандори — один партнёр атакует непрерывно, другой обороняется.
Дайто-рю Айки-дзюдзюцу
В экзаменационную программу Айкибудо включен первый раздел техник древней школы Дайто-рю Айки-дзюдзюцу . Парное ката из 10 элементов Икадзэ Идори , выполняемое на коленях ( Сувари Вадза ). Программа на первый дан включает половину (первые 5 элементов) этого ката.
Оружие
Программа айкибудо включает в себя обучение работе с различными видами оружия, сгруппированным под термином кобудо . Большинство из них является наследием школы Катори Синто Рю .
Практика айкибудо включает в себя работу со следующими видами оружия :
- Длинный меч ( боккэн , катана , иайто );
- Короткий меч ( кодати , вакидзаси , бо-кодати);
- Совместное применение двух мечей ( ryoto );
- Палка ( бо , тонфа );
- Кинжал ( танто );
- Копьё ( яри );
- Глефа ( нагината ).
Интересные факты
- В книге Алана Флоке «Айкибудо», это слово используется не только как название школы, но и очень узко — как название одноимённого раздела. Встречается также и широкое использование в качестве синонима слова Айки-дзюцу, то есть по отношению также и к школе Дайто-рю , но не по отношению к школам айкидо (с пояснением, что хотя словом айкибудо, во Франции нередко называют также и айкидо , подобное использование термина является неправильным).
См. также
Примечания
- ↑ (10 апреля 2005). Дата обращения: 1 февраля 2014. 1 февраля 2014 года.
- Екатерина Гупало и Ярослава Содрицова. (8 ноября 2012). Дата обращения: 1 февраля 2014. Архивировано из 3 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 1 февраля 2014. 3 февраля 2014 года.
- ↑ Джон Стивенс «Морихей Уесиба. Непобедимый воин.» Иллюстированная биография. стр. 89 ISBN 5-8183-0322-5
- Setsuo Hotta. Aizu hanro Saigo Tanomo: Jijoden "Seiunki" shichu = 会津藩老西鄉頼母: 自叙伝「栖雲記」私注. — Токио : Tokyo Shoseki, 1993. — 247 с. — ISBN 978-4487790678 .
- 武田惣角と大東流合気柔術 改訂版 (яп.) // Aiki News (合気ニュース). — Токио , Япония , 2003.
- Stanley Pranin. (англ.) // Aiki News : журнал. — 1993. — No. 94 . 4 февраля 2014 года.
- Stanley Pranin. (англ.) . Aikido Journal (19 августа 2011). Дата обращения: 1 февраля 2014. 4 февраля 2014 года.
- ↑ Roland Hernaez. (англ.) (февраль 2009). Дата обращения: 1 февраля 2014. Архивировано из 3 февраля 2014 года.
- Stanley Pranin. (англ.) . Aikido Journal. Дата обращения: 1 февраля 2014. Архивировано из 21 февраля 2007 года.
- ↑ Edgar Kruyning. The Art of Ju-jutsu. — Lulu.com, 2009. — С. 58. — 428 с. — ISBN 9781409282693 .
- André Tellier. (фр.) (3 января 2012). Дата обращения: 1 февраля 2014. 4 февраля 2014 года.
- (фр.) . Дата обращения: 1 февраля 2014. 2 февраля 2014 года.
- (англ.) . Дата обращения: 1 февраля 2014. Архивировано из 4 февраля 2014 года.
- (фр.) . Дата обращения: 1 февраля 2014. 2 декабря 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 1 февраля 2014. 1 февраля 2014 года.
- (англ.) . Дата обращения: 1 февраля 2014. 2 февраля 2014 года.
- (фр.) . Дата обращения: 1 февраля 2014. Архивировано из 9 июня 2013 года.
- ↑ Budoschool Jishindo. (нидерл.) . Дата обращения: 1 февраля 2014. 3 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 1 февраля 2014. Архивировано из 2 февраля 2014 года.
- (фр.) . Дата обращения: 1 февраля 2014. 2 февраля 2014 года.
- (фр.) . Дата обращения: 1 февраля 2014. Архивировано из 2 февраля 2014 года.
Литература
- Алан Флоке. Айкибудо / перевод Е. Гупало, П. Федорова. — Москва : Фаир-Пресс, 2000. — 252 с. — ISBN 5-8183-0015-3 .
- Alain Floquet. De l'Aikibudo Modern a l' Aikibudo du debutant au Yudansha 1 dan. — Париж : Judogi, 1986.
- Ярослав Содрицов «Айкибудо» статьи и методические разработки для Межрегиональной Федерации Айкибудо, 2009—2011
Ссылки
- (англ.)
- 2020-01-25
- 2