Interested Article - Кадриль
- 2020-12-03
- 1
Кадри́ль ( фр. quadrille от исп. cuadrilla — буквально «группа из четырёх человек») — народный и бальный парный танец французского происхождения . Танец является разновидностью контрданса ; возник в конце XVIII века и был весьма популярен до конца XIX века в Европе и России . Музыкальный размер 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 и 6/8. Темп живой.
Самобытностью отличается русская кадриль , имеющая многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и другие, известны старинные кадрили Ярославской области. Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестёра, восьмёра, четвёра , распространённые на Урале и в северных областях России .
Бальный танец
Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными в углах прямоугольника ( фр. quadrille ), друг против друга. Своё название получил из-за квадратного построения танцующих пар . Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями:
- Le Pantalon (Штаны; название популярной французской песенки)
- L'été (Лето);
- La Poule (Курица);
- La Pastourelle ( Пастораль ), La Trénis , La Paris и др. — одна на выбор, по желанию распорядителя бала
- Finale (Финал).
Фигура Le Pantalon появилась в 1786 году благодаря танцмейстеру Венсану, сочинившему контрданс с таким названием. Его начальная фигура закрепилась в качестве начала французской кадрили, в то время как остальные фигуры были постепенно изменены.
Фигура L'été , закрепившаяся второй, также была сочинена Венсаном примерно в то же время.
Авторство третьей фигуры, La Poule , появившейся в 1800 году, приписывается Жюльену. Своим названием она обязана мелодии, в которой имитируется куриное кудахтанье.
Фигура La Pastourelle появилась в 1812 году — мелодия песенки Gentille Pastourelle была аранжирована Колине и пришлась по вкусу парижанам. Исполнялась либо 4-й, либо 5-й фигурой — в последнем случае в финале фигуры делались шассе-круазе и повторение рондо.
Фигура La Trénis названа в честь танцовщика , отличавшегося своей элегантностью в танце. Жюльен сочинил для этой фигуры соло ( фр. air à pas seul ), которое позволило бы блеснуть танцору или танцовщице дня. Исполнялась либо 4-й, либо 5-й фигурой.
Последняя фигура, «финал», заканчивалась галопом в свободной форме ( ad libitum ).
В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт, к примеру из оперетты Иоганна Штрауса « Летучая мышь ».
Под разными названиями существует в народном сельском и городском быту русских, украинцев, белорусов, латышей, литовцев, эстонцев и других народов.
Русская кадриль
Кадриль — наиболее молодой вид русского танца , основой которому послужила классическая французская кадриль . Она встречается на всей территории России, за исключением некоторых мест русско-украинского пограничья. Танец появился в России в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I . После указа о введении ассамблей (1718) бальнaя кадриль постепенно была подхвачена и недворянским сословием. Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа крепостных слуг и различных служащих людей, которые, увидев исполнение танца аристократами, повторяли запомнившиеся им фигуры, переделывая их на свой лад. Жители различных российских сёл и городов знакомились с кадрилью на торговых ярмарках , танец быстро стал популярен.
Войдя в народный быт, кадриль сильно видоизменилась, многие движения создавались заново. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный колорит. Появилось множество вариантов танца: четвёра, шестёра, семёра, восьмёра, кадрель, ланце и т. д.
Из огромного множества кадрилей по форме композиционного построения можно выделить три группы: квадратные (угловые), линейные (двухрядные) и круговые. Эти формы построения не всегда выдерживаются от первой фигуры до последней: обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили, при этом смешение происходит чаще всего внутри определённой фигуры. В ряде кадрилей встречаются фигуры с другими формами построения.
Русская кадриль как по манере исполнения, так и по своим фигурам значительно отличается от своего первоисточника — бальной кадрили. В русской кадрили от 3 до 14 фигур. Название одних из них чётко соответствует содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи»), названия других происходят от места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская», «давыдковская») . Появились и фигуры, заимствованные из пляски и перепляса («перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом»), а также из других бальных танцев («вальс» и «полька»). Разнообразный рисунок русской кадрили состоит из таких элементов, как «корзиночка», «воротца», «звёздочка», «гребёнка», «круг».
Как и в бальной кадрили, в русской кадрили большинство фигур заканчивается кружением в парах и поклоном исполнителей, каждая фигура отделяется от последующей паузой (объявлением названия следующей фигуры, притопом или хлопком).
См. также
Примечания
- «Кадриль» // Большой энциклопедический словарь.
- ↑ Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- от 6 мая 2018 на Wayback Machine // Музыкальная энциклопедия
- . dance123.ru. Дата обращения: 12 марта 2018. 13 марта 2018 года.
- , с. 354.
Литература
- // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 . — Т. 2. — С. 579.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Народный танец. Русские народные танцы // (укр.) / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. — М. : МГУКИ , 2000. — 344 с.
Ссылки
- // Танцевальный словарь (dance123.ru)
- (piruet.info)
- (youtube.com)
- 2020-12-03
- 1