Фреско, Жак
- 1 year ago
- 0
- 0
Жак Фре́ско ( англ. Jacque Fresco ; 13 марта 1916 , Бруклин , Нью-Йорк , США — 18 мая 2017 , Себринг , Флорида , США ) — американский производственный инженер , промышленный дизайнер и футуролог . Директор и основатель организации « Проект Венера » .
Для его проекта основными направлениями стали: холистический дизайн, пассивный дом , города с устойчивым развитием , ресурсо-ориентированная экономика , всеобщая автоматизация , кибернетические технологии, роль науки в обществе . Росту популярности идей Фреско способствовал фильм 2008 года « Дух времени: Приложение » .
Жак Фреско родился 13 марта 1916 года в Бруклине — районе Нью-Йорка , в семье еврейских эмигрантов из Турции, сефардов . Его детство прошло на улицах родного города. Фреско учился в местной общеобразовательной школе. По словам самого Жака, уже с малого возраста он начал понимать необходимость мыслить глобально — во многом на это повлиял его дед. На одном из школьных занятий Жак отказался давать традиционную клятву верности флагу США , объяснив своё поведение тем, что многие достижения были сделаны представителями разных народов. Поэтому он предпочёл бы дать клятву верности планете Земля и всему живому, а не флагу конкретной страны . В результате директор разрешил Жаку заниматься самостоятельно при условии, что он будет каждую неделю отчитываться ему о том, что узнал. Примерно через два года директор школы умер, и Жак был лишён своих привилегий. Тогда, в двенадцать лет, он покинул школу . В это время Жак начал интересоваться самолётами, стремился понять принцип их движения. В 1929 году ему удалось попасть в аэропорт — Жак ходил там часами, но ограниченный доступ к самолётам только усилил его мотивацию узнать о воздушном транспорте как можно больше . В возрасте четырнадцати лет, во время Великой депрессии , Фреско ушёл из дома, путешествуя автостопом .
Как рассказывал сам Фреско, в 1931 году он встретил Альберта Эйнштейна , разговор с которым запомнился Жаку на всю жизнь . В возрасте восемнадцати лет, в 1934 году, Жак начал заниматься конструированием на профессиональном уровне .
В 1939—1940 годах Жак Фреско находился на островах Туамоту , где общался с аборигенами:
…Самым важным для меня стало то, как эти люди распределяли между собой свои ресурсы — это в буквальном смысле открыло мне глаза. Именно тогда я осознал, насколько катастрофическими являются последствия дефицита и как сильно это влияет на поведение людей и формирование их ценностей. На острове, после ловли рыбы, туземцы просто ходили и раздавали её всем в округе. Рыбы было так много, что её хватало на всех и даже сверх этого. Проблемы начинаются тогда, когда по тем или иным причинам нет возможности прокормить целое племя. В этом случае человеческое поведение сильно меняется: они начинают прятать еду, воровать, обманывать и даже драться .
События Великой депрессии сильно потрясли 13-летнего Фреско. Миллионы людей голодали и влачили жалкое существование, в то время как все заводы и фабрики стояли на своих местах, были в наличии сырьё и материалы. Но у людей не было денег, и всё общество оказалось парализованным. Результатом размышлений Фреско над всем этим стали идеи и разработки, изложенные в «Проекте Венера» .
На протяжении всего времени основной мотивацией, которая побуждала меня делать то, что я делаю, было созерцание бесконечных войн, кризисов, бесполезных человеческих страданий, нищеты, коррумпированности и полного безразличия власти к проблемам людей. Серьёзными стимулами для меня всегда были и остаются некомпетентность правительств и практически полное отсутствие предложений со стороны научных кругов. К сожалению, большинство людей просто не видят общей картины: узкая специализация в отдельных науках и дисциплинах препятствует универсальному пониманию окружающей действительности. Учёные и политики смотрят на возникающие проблемы изнутри той системы, в которой они находятся, в то время как именно эта система и является основной причиной этих проблем в первую очередь. Я очень разочарован теми, кто так усиленно работает над проблемами терраформирования других планет, когда на нашей родной Земле до сих пор войны, нищета и пренебрежение к заботе об окружающей среде .
Со слов самого Фреско, он начал работать в компании Douglas Aircraft в 1939 году , представив альтернативные разработки летающих крыльев , самолётов в форме диска, созданных им в начале 1930-х годов, незамерзающего электростатического оборудования для авиационных крыльев, новых типов колёс для сохранения резины с помощью минимизации износа при посадке, а также сотен других аэродинамических систем, среди которых были варианты систем безопасности самолёта. Некоторые из его чертежей в своё время были отклонены как непрактичные .
В 1942 году Жак Фреско служил в армии США . Он занимался техническим проектированием в отделе разработок на авиабазе близ поля Уилбура Райта в Огайо . Одной из спроектированных им моделей было «радикальное крыло переменного прогиба», с помощью которого пилот был способен регулировать толщину крыла во время набора высоты и дальнейшего полёта . Разработка была запатентована и использовалась в военно-воздушных силах США. Несмотря на успех, Фреско был уволен со службы из-за проблемы с дисциплиной .
Большое влияние на идеи Жака Фреско оказал « Манхэттенский проект » . Он посчитал, что силы и ресурсы, потраченные на создание оружия массового поражения, можно было направить на улучшение качества жизни и достижение оптимальной симбиотической связи человека с природой .
Фреско сотрудничал с Эрлом Мюнцем на проектировании жилья малой стоимости. Совместно с Гарри Джиаретто и Эли Катраном был создан дизайн, который летом 1948 года воплотился в проектный дом, построенный преимущественно из алюминия и стекла . «Трендовый дом» ( англ. Trend Home ) три месяца демонстрировали всем желающим в одном из отделений студии Warner Bros. в Голливуде . Выручка от показа пошла на финансирование «Сообщества предотвращения раковых заболеваний» ( англ. Cancer Prevention Society ). «Трендовому дому» требовалось федеральное денежное обеспечение, но запрос на поддержку проекта был отклонён .
В конце 1940-х годов Жак Фреско стал директором созданных им в Лос-Анджелесе Научных исследовательских лабораторий ( англ. Scientific Research Laboratories ) . Здесь он проводил лекции, преподавал техническое проектирование, исследовал, изобретал и выступал в качестве научного консультанта . В 1955 году из-за финансовых трудностей Фреско покинул Калифорнию после того, как его лаборатория была снесена для постройки автомагистрали I-5 .
В 1950-х годах Жак Фреско переселился в Майами , Флориду. Он занялся психологическим консультированием, не имея университетской подготовки в данной области . Получив негативные отзывы от « Американской психологической ассоциации », Фреско перестал заниматься этим делом . В это же время Жак специально вступал в националистические организации, чтобы проверить возможность изменения убеждений и поведения людей. По его словам, он вступил в локальный ку-клукс-клан и централизованную организацию White Citizens' Council с целью изменить взгляды членов этих сообществ на проблему расовой дискриминации .
В Майами Фреско предложил проект циркулярного города , идею которого подсказало ему зубчатое колесо . Он также работал в качестве промышленного дизайнера в компаниях Alcoa и Major Realty . Такой дом, состоявший в большинстве своём из сборных компонентов из алюминия, продавался за 2950 долларов (или за 7500, но со всей внутренней начинкой) . В это время Фреско финансировал свои проекты за счёт собственной корпорации Jacque Fresco Enterprises , занимающейся дизайном сборных алюминиевых конструкций .
С 1955 по 1965 годы Жак Фреско называл свои социальные идеи «Проект Американа» ( англ. Project Americana ) .
Книга «Взгляд в будущее» ( англ. Looking Forward ) была выпущена в 1969 году. Кеннет С. Киз мл. стал соавтором книги совместно с Жаком Фреско. В этой книге авторы описывают кибернетическое сообщество, в котором отпадает необходимость в работе и рабочих профессиях, а у членов самого сообщества появляются совершенно другие ориентиры .
Жак Фреско образовал корпорацию «Социокибернетика», насчитывавшую 250 членов . Он читал лекции в городах Майами-Бич и Корал‑Гейблз . Фреско рекламировал свою организацию в университетах, на радио и по телевидению . «Социокибернетика» впоследствии была расформирована, был приобретён земельный участок в другом месте — в городе Винус во Флориде. Жак построил здесь свой дом и исследовательский центр .
Корпорация «Социокибернетика» стала впоследствии предвестником организации «Проект Венера» .
Роксана Медоуз оказывала помощь Жаку Фреско с 1976 года. В качестве партнёра и административного коллеги она контролировала значительную часть менеджмента «Проекта Венера» . В 1994 году Жак Фреско учредил некоммерческую международную неправительственную организацию «Проект Венера» . Основной целью «Проекта Венера» стало создание общественного строя на базе ресурсо-ориентированной экономической модели , основанной на широком применении технических и технологических решений.
Фреско совместно с Роксаной Медоуз поддерживали организацию в 1990-х за счёт средств, полученных от сторонних контрактов, промышленной инженерии, архитектурного моделирования и консультаций по изобретениям .
В 2002 году Жак опубликовал свой главный труд «Всё лучшее, что не купишь за деньги» ( англ. The Best That Money Can't Buy ) . В 2006 Уильям Газеки снял частично биографическую кинокартину о Фреско под названием «Спроектированное будущее» ( англ. Future by Design ) . В 2008 Питер Джозеф в кинофильме « Дух времени: Приложение » ( нем. Zeitgeist: Addendum ) достаточно подробно изложил идеи Фреско о будущем. В январе 2011 года состоялась премьера фильма « Дух времени: Следующий шаг », в котором также снимался Фреско; в кинокартине рассказывалось о «Проекте Венера» . В апреле 2012 организация «Проект Венера» и движение «Дух времени» разошлись ввиду разногласий относительно целей и характера действий .
В 2010 году Жак Фреско подал заявку на регистрацию фразы «ресурсо-ориентированная экономика» в качестве товарного знака . Фраза была признана слишком универсальной, ввиду чего заявка на регистрацию была отклонена .
В апреле 2012 года Роксана Медоуз выпустила кинофильм «Рай или забвение» ( англ. Paradise or Oblivion ), в котором излагаются цели и предложения организации «Проект Венера» . В июне 2012 года Майя Борг показала на Эдинбургском кинофестивале собственный кинофильм «Будущее, любовь моя» ( англ. Future, My Love ), осветив работу Жака и Роксаны .
Фреско умер 18 мая 2017 года во время сна в своём доме в Себринге , Флорида, от осложнений болезни Паркинсона в возрасте 101 года .
Фреско происходил из еврейской ( сефардской ) семьи эмигрантов c Ближнего Востока . Отец Жака Фреско, Исаак (1880—1963 гг.), был земледельцем из Константинополя (ныне Стамбул , Турция ) и был уволен практически сразу после начала Великой депрессии . Мать Жака, Лена (1887—1988 гг.), эмигрировавшая из Иерусалима , была домохозяйкой, которая подрабатывала, занимаясь шитьём. У него также был старший брат Давид, повлиявший впоследствии на обращение Жака к религии через эволюционную теорию , и младшая сестра Фреда .
Фреско был женат дважды. Первый брак пришёлся на период, когда он жил в Лос-Анджелесе , второй — на время первых лет его жизни в Майами . Жак развёлся со второй женой — Патрицией — в 1957 году и впоследствии оставался неженатым. Патриция родила ему сына Ричарда (1953—1976) и дочь Бамби (1956—2010) .
В июле 2016 года Жак Фреско был удостоен награды целей устойчивого развития .
в номинации Городское проектирование/Сообщество, при поддержке департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, за вклад в достижение
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
:
|last=
имеет универсальное имя (
справка
)