К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Диа́на Ви́кторовна Вишнёва (род. 13 июля 1976 , Ленинград ) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра (с 1996) и Американского театра балета (2005—2017) .
Победитель конкурса « Приз Лозанны » (1994), лауреат театральных премий « Бенуа танца », « Золотой софит » (оба — 1996), « Золотая маска » (2001, 2009, 2013), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2000), народная артистка Российской Федерации (2007).
Диана родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде в семье инженеров-химиков Виктора Геннадьевича и Гузали Фагимовны Вишнёвых. В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, в 1987 году поступила со второй попытки в Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (с 1991 года — Академия русского балета); из-за этого в 1-м балетном классе по общеобразовательным предметам проходила программу одного и того же класса дважды. На курсах училась в классе педагога Людмилы Ковалёвой , среди других педагогов — Вадим Десницкий (дуэтный танец).
В 1994 году, будучи студенткой II курса, участвовала в международном конкурсе учеников балетных школ « Приз Лозанны » : исполнив в финале вариацию из балета « Коппелия » и номер «Кармен», поставленный специально для конкурса Игорем Бельским , завоевала золотую медаль .
В 1995 году, будучи студенткой выпускного курса, по приглашению Олега Виноградова исполнила в качестве стажёра на сцене Мариинского театра партию Китри в балете « Дон Кихот ». Ещё до выпуска Виноградов включил Вишнёву в состав летних гастролей театра в США, Великобританию и Японию. В 1995 году, после выпускных экзаменов, Вишнёва была официально зачислена в балетную труппу Мариинского театра, с 1996 года — его солистка . Репетировала с Ольгой Ченчиковой .
В 1995 году впервые выступила на сцене Большого театра России, исполнив номер «Кармен» на заключительном концерте «Приза Лозанны» как победительница предыдущего конкурса. Затем вместе с Фарухом Рузиматовым , который стал её постоянным партнёром, была приглашена выступить в спектакле Большого театра «Дон Кихот».
В 1996 году за исполнение партии Китри была награждена призом « Бенуа танца », а за исполнение одной из частей балета « Симфония до мажор » — призом « Золотой софит » . В том же году исполнила партию в спектакле « Ромео и Джульетта », посвящённом Галине Улановой ( Ромео — ).
Вишнёва неоднократно выступала на сценах крупнейших театров мира как с балетом Мариинского театра, так и самостоятельно. В 2001 году исполнила главные партии в спектаклях Баварского балета « Манон » и театра Ла Скала « Спящая красавица » (редакция Рудольфа Нуреева). В следующем году выступила на сцене парижской Оперы , исполнив партию Китри в балете « Дон Кихот » (редакция Рудольфа Нуреева, Базиль — Хосе Мартинес ) . Во время гастролей балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке выступала на сцене Метрополитен-опера , солируя в балетах « Баядерка » (реконструкция Сергея Вихарева), «Дон Кихот» и «Рубины».
С 2002 года — приглашенная солистка : Владимир Малахов пригласил её станцевать с ним спектакль « Жизель » в этом театре. Затем они вместе выступали на сцене театра в Миккели , исполнив партии в балете «Спящая красавица» и (хореографического Джорджа Баланчина).
С 2005 по 2017 год — приглашённая солистка Театра американского балета , где исполнила желанные главные партии в балетах « Лебединое озеро » и « Раймонда », которые не могла исполнить на сцене Мариинского театра в силу своего амплуа .
В 2007 году, в возрасте 30 лет, удостоена звания народной артистки России. В октябре того же года на сцене Мариинского театра состоялась премьера первого личного проекта Дианы — Silenzio (режиссёр Андрей Могучий , хореограф Алексей Кононов) . В том же году стала «лицом» модного дома « Татьяна Парфёнова » . Тогда же Вишнёва начала сотрудничать с американским продюсером Сергеем Даниляном и его агентством Ardani Artists — совместно они подготовили несколько сольных проектов балерины («Красота в движении», «Диалоги», «На грани»). Первая программа, Beauty in motion («Красота в движении»), премьера которой состоялась 13 февраля 2008 года в Калифорнии, была создана в сотрудничестве с Алексеем Ратманским (« »), ( F.L.O.W. — For Love of Women / «Из любви к женщине») и («Повороты любви»).
В 2010 году учредила Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой. В том же году снялась в короткометражном фильме режиссёра Рустама Хамдамова « Бриллианты. Воровство » .
В 2011 году работала с хореографом Эдуаром Локом , выступив с его труппой в балете на музыку Пёрселла и Глюка .
В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера следующего сольного проекта Вишнёвой — «Диалоги». Для этой программы хореограф Джон Ноймайер создал для балерины «Диалог» — дуэт на музыку Фредерика Шопена (партнёр — ). Также в этой программе Диана первой из российских балерин исполнила хореографию Марты Грэм (« ») и станцевала созданную для неё постановку и (партнёр — Андрей Меркурьев ) .
В 2012 году была председателем жюри проекта «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура». В этом же году вошла в рейтинг журнала Forbes «50 русских, завоевавших мир» .
17 февраля 2013 года в Лозанне вместе с Диана выступила в « Болеро », став первой после Майи Плисецкой российской балериной, исполнившей сольную партию в этом балете. В ноябре того же года в Калифорнии, в Сегерстрем-центре, состоялась премьера третьего сольного проекта Вишнёвой — On the Edge («Грани»), в который вошла хореография и Каролин Карлсон .
В 2013 году стала одним из организаторов международного фестиваля современной хореографии Context , в рамках которого впервые исполнила хореографию Иржи Килиана (« » на музыку Клода Дебюсси, партнёр — Марсело Гомес ) . В следующем фестивале, прошедшем в ноябре 2014 года, Вишнёва выступила в трёх постановках: в премьерной для себя работе Ханса ван Манена «Старик и я» (партнёр Эрик Готье) и Марко Геке «Убитый», а также в постановке Пола Лайтфута и Соль Леон .
7 февраля 2014 года участвовала в церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи, где исполнила «танец голубки мира» — парафраз хореографии Мозеса Пендлтона для программы «Красота в движении» ( Waters Flowers — «Водяные цветы», 3-я часть балета F.L.O.W. ). Комментаторами прямой трансляции церемонии Вишнёва была представлена телезрителям, как одна из величайших балерин современности .
7 ноября 2014 года дебютировала в новом балете Джона Ноймайера « », премьера которого состоялась 29 июня в Гамбурге . 1 апреля 2016 года провела в родном театре вечер в честь Людмилы Ковалёвой «Посвящение педагогу», в котором участвовала сама вместе с другими ученицами.
В октябре 2018 года на Новой сцене Александринского театра была представлена первая коллекция одежды бренда «Тело и Душа», основанного дизайнером Татьяной Парфёновой и Дианой Вишнёвой .
25 февраля 2019 года студия Context Pro представила на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова проект «Действующие лица: Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина ». В рамках спектакля-эксперимента режиссёра Алексея Кононова две прима-балерины Мариинского театра расспросили друг друга о судьбоносном выборе профессии, детстве в балетной школе, славе и душевном обновлении после рождения ребёнка .
В 2023 году была вице-председателем жюри балетного конкурса « Приз Лозанны ».
В начале своей карьеры встречалась со своим партнёром по сцене, танцовщиком Фарухом Рузиматовым . 27 августа 2013 года вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича, с которым балерину связывают длительные отношения. Свадебная церемония состоялась на Гавайских островах .
13 мая 2018 года родила сына Рудольфа-Виктора .
Критика
Интервью
Видео