Interested Article - Похождения императора

«Похождения императора» ( англ. The Emperor’s New Groove , дословно — « Новый ритм императора »)(Император-Лама) — 40-й по счёту полнометражный анимационный фильм студий Disney 2000 года, рассказывающий о приключениях и злоключениях эгоцентричного императора Империи инков Кузко, которого бывшая советница императора Изма превратила в ламу . Премьера фильма состоялась в США 10 декабря 2000 года, а 15 декабря 2000 года фильм вышел в широкий прокат.

По кассовым сборам фильм оказался неутешительным по сравнению с другими фильмами Диснея, выпущенными в 1990-х годах , собрав 169 млн долларов при производственном бюджете в 100 млн долларов . Тем не менее фильм имел больший успех, когда был выпущен на VHS и DVD , и стал самым продаваемым мультфильмом 2001 года. Он получил в целом положительные отзывы критиков, которые оценили его как один из лучших фильмов, выпущенных после « Ренессанса Диснея ». Он был номинирован на премию Оскар за « Лучшую песню » « My Funny Friend And Me » в исполнении Стинга .

Сюжет

Кузко — молодой император инков , но эгоистичный и самовлюблённый (возможно, данное обстоятельство основывается на представлениях самих инков относительно значения столицы империи Куско как центра обозримой ими вселенной, поскольку само наименование города в переводе с языка кечуа означает «Пуп вселенной»). Он вызывает сельского старосту Пачу, чтобы сообщить ему, что на месте его деревни собирается построить себе особнячок с бассейном — «Кузкотопию», и это будет подарок к его 18-летию. Пача пытается протестовать, но его выгоняют из дворца . В это время бывшая советница императора, Изма, хочет отомстить Кузко за увольнение и мечтает сама стать императрицей. Она собирается отравить императора на ужине, но её телохранитель Кронк путает яды, и в итоге Кузко превращается в ламу.

Изма приказывает Кронку избавиться от него, однако в последний момент Кронк передумывает и впопыхах роняет мешок с императором в тележку Пачи, который в расстроенных чувствах уезжает домой. Когда Кузко приходит в себя, он обвиняет Пачу в том, что это он из-за злости превратил его в ламу. Он приказывает отвести его во дворец, вспоминая, что у Измы есть тайный подвал с эликсирами, и она сможет спасти его. Но Пача ставит условие, что поможет в том случае, если император построит свой дом в другом месте. Кузко не соглашается. В джунглях он попадает к голодным ягуарам, но на помощь ему приходит Пача. Кузко врёт последнему, что согласен на его условие, и они вместе отправляются ко дворцу.

Между тем Изма пустила ложный слух о том, что император скончался, и провозгласила себя императрицей. Тут Кронк признаётся ей, что не убил Кузко, и Изме приходится отправляться на поиски бывшего императора, чтобы самой уничтожить его. По стечению обстоятельств все четверо оказываются в таверне. Пача подслушивает разговор Измы с Кронком, в котором она обсуждает план мести, и пытается предупредить Кузко. Но тот убеждён, что Изма добра к нему, и ссорится с Пачей. Вскоре он слышит тот же самый разговор и понимает, что Изма собирается убить его.

Кузко понимает, что Пача был прав, и хочет помириться с ним. Примирение состоялось, но в это время Изма приходит домой к Паче в надежде, что Кузко прячется там. Семья Пачи (Чича, Тибо, Чака) отвлекает Изму и Кронка, в то время как император с Пачей отправляются в лабораторию Измы. Но их догоняют, и Изма приказывает страже поймать их. Пача хватает несколько зелий, но ни одно из тех, что Кузко успевает выпить, не превращают его в человека. В конечном итоге остаётся два зелья, одно из которых разбивается, и Изма превращается в котёнка.

Между Кузко и Измой идёт борьба за противоядие, и оно достаётся императору. Он снова становится человеком и отменяет своё решение о строительстве «Кузкотопии». Император решает ограничиться тем, что строит небольшую дачу на соседнем холме около дома семьи Пачи, а Изма получает несколько лет исправительных работ в скаутском лагере.

Роли озвучивали

Производство

Королевство Солнца

« Королевство Солнца было для меня таким душераздирающим опытом. Я вложил в это четыре года своего сердца и энергии … Я создавал эпическую картину, в которой смешались элементы приключений, комедии, романтики и мистики. Глава Disney Features в то время боялся, что мы, по его мнению, снимаем слишком много фильмов в одном и том же ключе. Ему также не нравились духовные и культурные (инковские) аспекты этого. Поэтому он решил сделать из это простую комедию…. Сработало бы, если бы у нас было больше времени? Я бы на это надеюсь, но никто никогда не узнает этого ».
— Роджер Аллерс, размышляя о тревожной истории «Королевства Солнца»

Идея «Королевства Солнца» была задумана Роджером Аллерсом и Мэттью Джейкобсом, а разработка проекта началась в 1994 году . После представления проекта тогдашнему генеральному директору и председателю Disney Майкл Эйснер , Аллерс вспомнил высказывание Эйснера: «В нём есть все элементы классического диснеевского фильма» и благодаря его режиссёрскому успеху в фильме «Король Лев» в том же году Эйснер позволил Аллерсу иметь полную свободу действий как с подбором актёров, так и с сюжетной линией . В январе 1995 года Variety сообщила, что Аллерс работает над оригинальной историей на тему инков .

В 1996 году съемочная группа отправилась в Мачу-Пикчу в Перу , чтобы изучить артефакты инков, архитектуру и ландшафт, в котором была создана эта империя .

«Королевство Солнца» это должна была быть сказка о жадном, эгоистичном императоре, который находит крестьянина, который выглядит точно так же, как он; император обменивается местами с крестьянином, чтобы избежать его скучной жизни и повеселиться, как в романе Марка Твена « Принц и нищий ». Тем не менее злодейка Изма планирует призвать Супая и уничтожить Солнце, чтобы она могла стать вечно молодой и красивой. Обнаружив подмену между принцем и крестьянином, Изма превращает настоящего императора в ламу и угрожает раскрыть личность нищего, если тот не подчинится ей. В то время как он был императором и выполнял приказы Измы, нищий влюбляется в будущую невесту императора Нину, которая думает, что он император, изменивший свои пути. Тем временем император лама учится смирению в своей новой форме и даже влюбляется в пастушку по имени Мата. Вместе девушка и лама отправились разрушать планы ведьмы. В книге Reel Views 2 говорится, что фильм был бы «романтическим комедийным мюзиклом в традиционном диснеевском стиле» .

После не впечатляющих кассовых сборов « Покахонтас » и « Горбуна из Нотр-Дама » руководители студий сочли, что проект становится слишком амбициозным и серьёзным для зрителей после тестовых просмотров . В начале 1997 года продюсер Рэнди Фуллмер связался с Марком Диндалом, который только что завершил работу над фильмом « Коты не танцуют », и предложил стать продюсером «Королевства Солнца» . Между тем Аллерс лично позвонил Стингу, после успеха Элтона Джона с саундтреком к фильму « Король Лев », чтобы написать несколько песен для фильма. Тот согласился, но при условии, что его жена Труди Стайлер сможет задокументировать процесс производства . Этот документальный фильм получил название « Карцер ». Вместе с Дэвидом Хартли Стинг сочинил восемь песен, неразрывно связанных с оригинальным сюжетом и персонажами .

Летом 1997 года было объявлено, что режиссёрами фильма станут Аллерс и Диндал, а продюсером Рэнди Фуллмер. Стингу и Эрте Китт было поручено озвучить императора Манко и злодейку Изму, в то время как Карла Гуджино вела переговоры о роли Нины . Харви Фиерштейн также бы сыграл Хуака, приятеля Измы.

Летом 1998 года стало известно, что «Королевство Солнца» недостаточно продвинулось в производстве, чтобы он вышел летом 2000 года, как планировалось ранее. Фуллмер обратился к Аллерсу и сообщил ему о необходимости закончить фильм вовремя к его летнему выпуску 2000 года в качестве важных рекламных сделок с McDonald’s и Coca-Cola а другие компании зависели от соблюдения этой даты выпуска. Аллерс признал, что производство отстает, но был уверен, что с продлением от шести месяцев до года он сможет закончить фильм. Когда Фуллмер отклонил просьбу Аллерса о продлении контракта, директор решил покинуть проект . В результате 23 сентября 1998 года проект стал бездействовать с производственными затратами в размере 25—30 миллионов долларов .

Быстрое производство и изменения

Расстроенный тем, что Аллерс покинул проект, Эйснер дал Фуллмеру две недели, чтобы спасти проект, иначе производство будет полностью закрыто . Фуллмер и Диндал приостановили производство на полгода, чтобы переосмыслить проект, переименовав его «Королевство под Солнцем», что делает его первым диснеевским анимационным фильмом, получившим обширное производство . В промежутке, Крис Уильямс, который был художником раскадровки во время «Королевства Солнца», пришла в голову идея сделать Пачу более старым персонажем в отличие от подростка, которым он был в оригинальной версии. Продолжая новую идею, бывший ночной комедийный писатель Дэвид Рейнольдс заявил: Я поставил простую комедию, которая в основном представляет собой картину бадди-роуд с двумя парнями, преследуемыми в стиле Чака Джонса , но в более быстром темпе Disney сказал: Попробуй. Одним из новых дополнений к пересмотренной истории был персонаж закадычного друга Измы Кронка . Из-за частичного закрытия производства у Стинга начались конфликты с расписанием, а его обязанности по написанию песен мешали работе над следующим альбомом, который он планировал записать в Италии. — Я пишу музыку, а потом они должны оживить её, но постоянно происходят изменения. Это постоянно меняется, — признался певец, — но мне это нравится .

Андреас Дежа отказался вернуться к фильму после того, как заметил, что его более серьёзная версия Измы несовместима с более комедийным тоном фильма, к которому он перешел. Аниматор Дейл Бэр заменил Дежу в качестве ведущего аниматора для Измы. Фуллмер сообщил Стингу по телефону, что его песни, связанные с конкретными сценами и персонажами, которые теперь исчезли, должны быть убраны . Горько переживая по поводу удаления своих песен, поп-музыкант прокомментировал это так: « Сначала я был зол и возмущен. А потом мне захотелось отомстить » Disney в конце концов согласился разрешить три из шести удаленных песен в качестве бонус треков на саундтрек например, злодейская песня Измы « Snuff Out The Light », любовная песня « One Day She’ll Love Me » и танцевальный номер « Walk The Llama Llama ». Элементы сюжета, такие как роман между пастушкой и ламой, Пача с невестой императора Манко Ниной, схема захвата солнца злодеем, сходство с « Принцем и нищим » история и мифология инков были удалены . Персонаж Хуака также был удален, хотя он сделал камео внешний вид как подсвечник во время сцены ужина в готовом фильме. Куско, который был второстепенным персонажем в оригинальной истории, в конце концов стал главным героем .

Летом 1999 года актёры Оуэн Уилсон, Харви Фирстайн и Труди Стайлер были исключены из фильма. Китт и Спейд остались в актёрском составе, сказал Диндал, а затем Джон Гудмен и Патрик Уорбертон . После того, как песни Стинга для «Королевства Солнца» были исключены из новой сюжетной линии, Стинг остался в проекте, хотя и студия сказала, что « все, что мы хотим, это начало и конец песни » . Песня « Perfect World » была предложена « открыть фильм большим, веселым номером, который доказывал власть Куско и показал, как он управляет миром », — сказал тогдашний президент Feature Animation Томас Шумахер. Создатели фильма попросили Стинга исполнить песню для фильма, но Стинг отказался, сказав им, что он слишком стар, чтобы спеть её, и что им следует найти кого-нибудь моложе и моднее. Вместо этого они выбрали Тома Джонса, который на одиннадцать лет старше Стинга .

В феврале 2000 года новый фильм был анонсирован как «Похождения императора» с его новой историей, сосредоточенной на эгоистичном императоре инков озвученным Дэвидом Спейдом который через различные повороты и падения в конечном итоге узнает истинное значение дружбы и счастья от бедного крестьянина. Дата выхода была перенесена на декабрь 2000 года. Несмотря на формулировку названия, фильм не был связан с классической детской сказкой Ханса Кристиана Андерсена « Новое платье короля » . Однако, по словам Марка Мурхеда из Houston Press , сюжет фильма действительно имеет некоторое сходство с сюжетом « Золотого осла » Луция Апулея, в котором человек превращается в осла .

Эйснер беспокоился, что новая история была слишком близка по тону «Геркулеса», который показал приличные результаты, но все же ниже ожиданий в американском прокате. Диндал и Фуллмер заверили его, что «Похождения императора» фильм, как его теперь называли, будет иметь гораздо меньший актёрский состав, что облегчит привлечение зрителей. Ближе к концу производства концовка фильма первоначально состояла в том, что Куско построил свой парк развлечений «Кускотопия» на другом холме, уничтожив тропический лес рядом с домом Пачи и пригласив его и его семью посетить его. Ужаснувшись финалу, Стинг прокомментировал: Я написал им письмо и сказал: « Вы делаете это, я ухожу в отставку, потому что это прямо противоположно тому, что я отстаиваю. Я потратил 20 лет, пытаясь защитить права коренных народов, а вы просто маршируете над ними, чтобы построить тематический парк. Я не буду в этом участвовать » В результате концовка была переписана заново, в которой Куско вместо этого строит лачугу, похожую на лачугу Пачи и проводит свой отпуск среди деревенских жителей.

Дизайн и анимация

Во время съемок «Королевства Солнца» Дежа был первым руководителем аниматором Измы и использовал позы супермоделей , опубликованные в журналах, чтобы запечатлеть знойную, соблазнительную личность Измы . Ник Раньери изначально был назначен в качестве ведущего аниматора для скалистого друга Измы, Хуака. Во время исследовательской поездки в Перу в 1996 году Раньери признался, что « я искал персонажа, который выглядел как камень, поэтому я застрял в рисовании камней на всю поездку. Затем, когда мы вернулись, они сложили это в историю о древних инках » . Марк Пудлейнер должен был быть ведущим аниматором персонажа Нины, девушки Куско . В начале 1997 года Дэвид Пруиксма присоединился к производству, чтобы оживить ламу Снежка. По словам Пруиксмы, « Снежок была глупым, эгоистичным персонажем. Мне очень понравилось развить персонажа и сделать несколько первых тестовых анимации над ней. В конце концов, я создал манекены не только для Снежка, но и для остальной части стада из семи других лам, а также для Куско в виде ламы » . Когда фильм был поставлен на остановку производства, Пруиксма перешел к работе над « Атлантидой: Затерянный мир » который разрабатывается одновременно, и в конечном итоге персонажи ламы были исключены из сюжетной линии .

После длительного производства и попыток студии создать более рентабельные анимационные функции, Диндал призвал к « более простому подходу, который подчеркивал бы персонажей, а не ошеломляющие спецэффекты или кинематографические приемы ». Из-за последующего ухода Дежи аниматор Дейл Баер унаследовал персонажа Измы. Используя жесты Китт во время сеансов записи, Баер прокомментировал: « У неё естественный голос для анимации, и она действительно вошла в роль. Она дико жестикулировала, и было весело просто наблюдать за ней. Она приходила на каждую сессию почти серьёзно и очень профессионально и внезапно она сходила с ума и рассмеялась » . Позже Раньери попросили стать ведущим аниматором Куско в качестве человека и ламы, хотя он сначала признавал, что сопротивлялся, пока не обнаружил, что Куско « с другой стороны, у него был большой комедийный потенциал, и как персонаж он прошел через арку» . Пудлейнер был также переведен на работу в качестве аниматора человеческой версии Куско. Вдохновляясь от Спейда во время сеансов записи, команда аниматоров Куско изучала лам в зоопарке, посещала лам-ферму, смотрела документальные фильмы о природе и даже наблюдала за животными вблизи, когда они приходили в студию. В переписанной версии Пачи аниматор Брюс Смит заметил, что « Пача, вероятно, самый человечный из всех персонажей » , и добавил, что у него больше человеческих манер и реалистичные черты характера, которые служат контрастом с мультяшной ламой. Будучи крупным парнем, нам пришлось много работать, чтобы дать ему ощущение веса и правдоподобия в его движениях.

Фактически анимация началась в 1999 году, в ней участвовали 400 художников, 300 технических специалистов и производственный персонал . За пределами здания студии Walt Disney Feature Animation в Бербанке , Калифорния , аниматоры из Walt Disney Feature Animation во Флориде и Disney Animation France помогали в создании фильма «Похождения императора» . В течение последних восемнадцати месяцев производства группа из 120 художников по уборке брала рисунки аниматоров персонажей и накладывала новый лист бумаги на существующее изображение, чтобы нарисовать более чистое и изысканное изображение. «По сути, мы являемся последними дизайнерами», — сказала супервайзер по уборке Вера Пачеко, команда которой работала более чем над 200 тысяч рисунков для «Похождений императора».

Кассовые сборы

В первые выходные фильм собрал около 10 млн долларов, заняв четвёртое место после фильмов « Чего хотят женщины », « Где моя тачка, чувак? », и « Гринч — похититель Рождества » . Он также конкурировал с собственным фильмом от Диснея « 102 далматинца », которые были выпущены всего за три недели до этого. Фильм в конечном итоге заработал 89,3 млн долларов в США и ещё 80 млн долларов по всему миру, в общей сложности 169,6 млн долларов самые низкие кассовые сборы анимационного фильма Диснея с 1980-х годов .

Критика и отзывы

На сайте Rotten Tomatoes , фильм получил рейтинг одобрения 85 %, основываясь на 131 отзывах, и в среднем 7,08/10. На сайте консенсус критиков гласит: «„Похождения императора“ — не самый амбициозный анимационный фильм, но его динамичный темп, свежие персонажи и весёлый смех позволяют отлично провести время для всей семьи» . На Metacritic фильм получил 70 баллов из 100 на основе обзоров 28 критиков .

Джордж Перри их BBC дал мультфильму 3 звезды из 5 и похвалил музыку . Дэвид Ансен из Newsweek посчитал, что Дэвид Спейд хорошо озвучивает капризного Кузко . Джин Сеймур из Newsday сравнил картину с мультфильмами от Warner Bros. Марк Савлов из The Austin Chronicle поставил «Похождениям императора» 2 звезды из 5 .

Документальный фильм

Карцер — документальный фильм, в котором рассказывается о сотрудничестве Стинга и Дэвида Хартли со студиями Диснея при написании шести песен для «Королевства Солнца» (рабочее название фильма) . В документальном фильме были представлены интервью с режиссёрами Роджером Аллерсом и Марком Диндалом, продюсером Рэнди Фуллмером и Стингом, художниками раскадровщиками Диснея и актёрами озвучки. Считалось, что Дисней не будет возражать против документального фильма, в котором исполнительный директор Disney по анимации Томас Шумахер, который видел отснятый материал и сказал: «Я думаю, это будет здорово!» .

Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2002 году, но с тех пор он практически не был замечен публикой. Дисней владеет правами, но никогда официально его не выпускал . В марте 2012 года рабочие отрывки документального фильма просочились в сеть и были загружены на видеохостинг YouTube художником мультипликатором из Великобритании . По состоянию на апрель 2015 года, некоторые сцены из документального фильма можно было увидеть в выпуске на DVD, в том числе закулисные съёмки и написание песни «My Funny Friend And Me».

Наследие

«Похождения императора» был не так хорошо принят в свое время, поскольку он не соответствовал другим анимационным фильмам Диснея того времени, которые были больше ориентированы как мюзиклы, такие как « Красавица и Чудовище », или героические персонажи с комедийными ситуациями, такими как «Геркулес», появились как раз перед такими фильмами, как « Шрек » и « Ледниковый период » . Фильм, как и « Дорога на Эльдорадо » с тех пор получил высокую оценку как самостоятельные произведения того времени, а также как хорошо написанные комедии, отчасти благодаря к приходу интернет-культуры . В «Похождениях императора», есть комедийный тайминг и комедия, которую сравнивают с классической « Looney Tunes ». В результате многочисленные интернет-мемы , основанные на кадрах из фильма, появились через группы в социальных сетях .

Продолжения

В апреле 2005 года было объявлено, что DisneyToon Studios выпускает продолжение фильма под названием « Похождения императора 2: Приключения Кронка », который был выпущен 13 декабря 2005 года, за которым последовал анимационный сериал на канале Disney под названием « Новая школа императора » . Патрик Уорбертон, Эрта Китт и Венди Малик исполнили свои роли в сиквеле и сериале, в то время как Жан-Поль Кристоф Ману заменил Дэвида Спейда в сериале и Фреда Татаскиоре озвучил Пачу в первом сезоне. Джон Гудмен впоследствии решает повторить роль Пачи во втором и последнем сезоне сериала.

См. также

Примечания

  1. . Yahoo! Movies . Yahoo!. Дата обращения: 28 февраля 2013. 7 июля 2013 года.
  2. (англ.) . Box Office Mojo . IMDb . Дата обращения: 5 января 2012. 2 февраля 2013 года.
  3. (англ.) — 2000.
  4. Scott Mendelson. (англ.) . Forbes . Дата обращения: 27 июля 2021. 29 января 2019 года.
  5. Andrea Fiamma. (итал.) . Fumettologica (12 декабря 2014). Дата обращения: 19 октября 2020. 26 ноября 2020 года.
  6. VALERIE KUKLENSKI Los Angeles Daily News. (амер. англ.) . Sun-Sentinel.com . Дата обращения: 19 октября 2020. 20 апреля 2020 года.
  7. . web.archive.org (15 сентября 2016). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 15 сентября 2016 года.
  8. Variety Staff, Variety Staff. (англ.) . Variety (9 января 1995). Дата обращения: 19 октября 2020. 8 февраля 2015 года.
  9. (англ.) (15 декабря 2000). Дата обращения: 19 октября 2020. 16 мая 2021 года.
  10. James Berardinelli. . — Justin, Charles & Co., 2005. — 627 с. — ISBN 978-1-932112-40-5 .
  11. (амер. англ.) . LaughingPlace.com . Дата обращения: 19 октября 2020. 3 февраля 2020 года.
  12. . web.archive.org (8 февраля 2015). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 8 февраля 2015 года.
  13. Dennis Harvey, Dennis Harvey. (англ.) . Variety (25 сентября 2002). Дата обращения: 19 октября 2020. 8 февраля 2015 года.
  14. . web.archive.org (2 декабря 2013). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано из 2 декабря 2013 года.
  15. Variety Staff, Variety Staff. (англ.) . Variety (24 июля 1997). Дата обращения: 19 октября 2020. 8 февраля 2015 года.
  16. Facebook, Twitter, Show more sharing options, Facebook, Twitter, LinkedIn. (амер. англ.) . Los Angeles Times (26 февраля 1999). Дата обращения: 19 октября 2020. 26 марта 2019 года.
  17. Jerry Beck. . — Chicago : Chicago Review Press, 2005. — 388 с. — ISBN 978-1-55652-591-9 .
  18. . web.archive.org (29 марта 2015). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано из 29 марта 2015 года.
  19. . web.archive.org (8 февраля 2015). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано из 8 февраля 2015 года.
  20. . web.archive.org (29 марта 2015). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано из 29 марта 2015 года.
  21. . web.archive.org (29 марта 2015). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано из 29 марта 2015 года.
  22. . web.archive.org (3 января 2020). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано из 3 января 2020 года.
  23. . web.archive.org (8 февраля 2015). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 8 февраля 2015 года.
  24. . web.archive.org (19 июля 2018). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 19 июля 2018 года.
  25. Jay Boyar, Sentinel Movie Critic. (амер. англ.) . OrlandoSentinel.com . Дата обращения: 19 октября 2020. 3 января 2020 года.
  26. Mark V. Moorhead. . Houston Press (14 декабря 2000). Дата обращения: 19 октября 2020. 14 мая 2021 года.
  27. Andreas Deja. . Deja View (25 сентября 2011). Дата обращения: 19 октября 2020. 15 февраля 2015 года.
  28. . www.thefreelibrary.com . Дата обращения: 19 октября 2020. 19 июля 2018 года.
  29. Mark Pudleiner. . PUDLEINER (25 ноября 2014). Дата обращения: 19 октября 2020. 24 сентября 2020 года.
  30. . www.pruiksma.com . Дата обращения: 19 октября 2020. 6 марта 2015 года.
  31. . web.archive.org (29 марта 2015). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано из 29 марта 2015 года.
  32. (англ.) . BFI . Дата обращения: 19 октября 2020. 20 января 2021 года.
  33. . web.archive.org (8 февраля 2015). Дата обращения: 27 июля 2021. Архивировано 8 февраля 2015 года.
  34. . Box Office Mojo . Дата обращения: 27 июля 2021. 26 июля 2019 года.
  35. Petrana Radulovic. (англ.) . Polygon . Дата обращения: 27 июля 2021. 20 июля 2021 года.
  36. (англ.) . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 28 июля 2021. 10 июля 2021 года.
  37. . Metacritic . Дата обращения: 28 июля 2021. 15 сентября 2021 года.
  38. (англ.) . www.bbc.co.uk . BBC . — Review. Дата обращения: 17 мая 2022. 17 мая 2022 года.
  39. David Ansen. (англ.) . Newsweek (17 декабря 2000). Дата обращения: 17 мая 2022. 17 мая 2022 года.
  40. Gene Seymour. (англ.) . Newsday (15 декабря 2000). Дата обращения: 17 мая 2022. 8 февраля 2001 года.
  41. (амер. англ.) . www.austinchronicle.com . Дата обращения: 17 мая 2022. 17 мая 2022 года.
  42. Jaan Uhelszki, Jaan Uhelszki. (амер. англ.) . Rolling Stone (14 декабря 2000). Дата обращения: 27 июля 2021. 28 июля 2021 года.
  43. Guardian Staff. (англ.) . the Guardian (15 декабря 2000). Дата обращения: 27 июля 2021. 19 июля 2018 года.
  44. . web.archive.org (15 февраля 2015). Дата обращения: 27 июля 2021. Архивировано 15 февраля 2015 года.
  45. (амер. англ.) . Cartoon Brew (22 марта 2012). Дата обращения: 27 июля 2021. 8 февраля 2015 года.
  46. Petrana Radulovic. (англ.) . Polygon (24 июня 2020). Дата обращения: 27 июля 2021. 20 июля 2021 года.
  47. . web.archive.org . Дата обращения: 28 июля 2021. Архивировано из 29 марта 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Похождения императора