Княжество Албания
- 1 year ago
- 0
- 0
Беса ( алб. besa ) — одно из основополагающих понятий национального самосознания и национального характера албанцев .
Албанец, сказавший однажды «беса», ни при каких обстоятельствах не может нарушить обещание или не быть ему верным. Мехмед Ферид-паша
Слово besa дословно переводится на русский язык как «вера», «обещание» или «честное слово» . Это понятие близко к лат. fides и, вероятно, является его когнатом (при этом то же самое латинское слово fides в значении религиозного чувства приобрело в албанском языке иную форму — feja ). От besa производно прилагательное besnik , означающее «верный» или «честный». Среди албанцев распространены женское имя Besa и мужское Besnik .
Концепция «беса» основана на верности своему слову и долгу по отношению к члену семьи или другу . Также это основное понятие в ситуации, связанной с волей умерших предков или данным им обещанием.
В Шкодерских статутах, написанных в XV веке на италовенетском диалекте , употребляется глагол bessare (клясться), что, согласно Ардиану Клёси и Ардиану Вехбиу, является первым задокументированным упоминанием этой практики . В XVI веке слово besa в значении религиозной веры было использовано в миссале , переведённом Гёном Бузуку: лат. o mulier, magna est fides tua → алб. o gruo, e madhe äshte besa jote (ср. рус. о, женщина! велика вера твоя ; Мф. ) . В начале XIX века при составлении албано-греческого словаря Маркос Боцарис перевёл албанское слово besa (записанное буквами греческого алфавита как μπέσα ) словом θρησκεία , обозначающим религиозную веру . В 1896 году была опубликована статья о понятии «беса» в сопоставлении с фр. parole d'honneur .
Понятие «беса» включено в канун — свод албанских правовых обычаев . Беса была инструментом регулирования отношения как внутри общин, так и между ними . Представители традиционного общества Северной Албании давали клятву такого рода, обещая совместно бороться против правительства . В то же время османское правительство также использовало этот способ договора при попытках объединения албанских общин или в целях заключения с ними соглашений .
В период османского правления беса упоминалась в государственных документах, когда речь шла о сопротивлении со стороны албанцев . Во время восстаний против османских правителей беса была связующим звеном между различными общинами .
Многие албанские пословицы связаны с концепцией «беса»:
В результате сосуществования греков и албанцев в пределах Османской империи слово и концепция «беса» (μπέσα) перешли в греческий язык. Кроме того, от слова «беса» произошли производные: «бабесис» (μπαμπέσης) то есть человек, нарушающий клятву, и др.
В XX веке слово постепенно стало выходить из употребления, сохраняя при этом свои позиции вне литературного греческого языка и в жаргоне. Однако в XVII-XIX веках даже устная «беса» гарантировала соблюдения договоров между воюющими православными греками и албанцами-мусульманами, состоявшими на службе или в вассалитете Османской империи.
Так в ходе 3-го похода турко-албанцев Али-паши против сулиотов в 1800 году :A-332 , через три года осады Сули Али-паша заключил соглашение с голодающими сулиотами, лишь бы ушли. Заручившись священным для албанца и грека словом «беса», Фотос Дзавелас повёл колонну сулиотов из Сули в Паргу , откуда они переправились на остров Керкира , находившийся, под российским контролем. Часть сулиотов направилась к мοнастырю Залонго, но были обложены тысячами солдат албанца Бекира. Сулиоты «осознали, что стали жертвами самого бесчестного из людей». Им не оставалось ничего другого, как сразиться и умереть :A-337 .
С другой стороны, в начале Освободительной войны Греции (1821-1829) когда восставшие греки ворвались в осаждённую ими Триполицу и приступили к массовой резне вооружённых и не только мусульман, албанцы, заручившись «бесой» Теодороса Колокотрониса , выстроились на площади, спокойно ожидая что их выведут за стены города. В сопровождении Димитриса Плапутаса 2 тысячи албанцев были проведены до Коринфского залива и отправлены на родину, дав свою «бесу», что не будут более воевать против греков :В-59-60 .