Техника
- 1 year ago
- 0
- 0
Вайтим ( алб. vajtim ) или гема ( алб. gjëmë , на гегском диалекте gjâmë ) — албанский обряд оплакивания умерших, а также связанный с ним жанр фольклора .
В Южной Албании традиционно в оплакивании участвуют только женщины, одна из которых нараспев произносит стихотворный текст, прося покойного восстать из мёртвых и напоминая обо всём, чем он обладал и что ему было дорого, а хор вслед за этим исполняет рефрен . В прошлом состоятельные семьи нанимали профессиональных плакальщиц . В 1670 году османский путешественник Эвлия Челеби , посещая Гирокастру , был свидетелем этого обряда :
Жители Гирокастры оплакивают своих покойных родственников в течение сорока или пятидесяти, а порой до восьмидесяти лет. Каждое воскресенье родня умершего собирается в построенном на скорую руку домике и платит наёмным плакальщицам, которые рыдают, стенают и голосят, поднимая ужасный крик и шум. По воскресеньям никто не может оставаться в городе из-за воплей и причитаний. Я назвал Гирокастру городом плача. Удивительно, как наёмным плакальщицам удаётся рыдать с таким чувством — больше, чем о своих родственниках — о ком-то, кто умер сто лет назад и с кем они даже не знакомы. И как они их оплакивают! Они отказываются, только если истощены голодом.
Особая разновидность вайтима — E qara me ligje (с алб. — «Плач с причитаниями»), разновидность албанского изополифонического пения , характерная прежде всего для Лаберии .
Gjâma e Burrave (с алб. — «Мужская похоронная песнь»), характерная для Северной Албании (прежде всего для Шкодера ) и некоторых регионов Косово , исполняется только мужчинами и только при оплакивании мужчин . Албанцы Черногории , не участвуя в обряде сами, нанимают плакальщиков ( gjâmatarë ) из Северной Албании . В этом обряде участвует не менее десяти человек. Они бьют себя в грудь и царапают лицо, повторяя: « O i mjeri unë për ty o biri/nipi/miku jem » (с алб. — «Ах, я несчастный, ах, мой сын/племянник/друг»).
Происхождение Gjâma e Burrave связывают со смертью Скандербега в 1468 году. Эта версия основана на высказывании Марина Барлети о том, что Лека Дукаджини вырвал себе волосы и бороду в знак скорби о народном герое .
Традиция Gjâma e Burrave более распространена среди албанских католиков , чем среди мусульман , так как согласно исламу мужчинам запрещено оплакивать умерших.
При коммунистическом режиме этот обычай был запрещён, а после 1990 года началось его возрождение.
Традиция оплакивания умерших фигурирует в албанских песнях передовых воинов .