Чайлд, Линкольн
- 1 year ago
- 0
- 0
Вир Гордон Чайлд (Чайльд, англ. Vere Gordon Childe ; 14 апреля 1892 , Сидней — 19 октября 1957 , близ Катумбы , Маунт Виктория, Новый Южный Уэльс , Австралия ) — британско - австралийский историк - марксист , один из ведущих археологов XX века. Член Британской академии с 1940 года. Автор понятий « неолитическая революция » и « урбанистическая революция ». Основоположник антропологического неоэволюционизма .
Уроженец Австралии, Гордон Чайлд в 1914 году поступил в Куинз-колледж Оксфордского университета в Великобритании для изучения классических языков в качестве стипендиата. В числе его преподавателей были знаменитые археологи Артур Эванс и Джон Линтон Майерс . В Оксфорде Чайлд с особым интересом изучал первобытную и древнюю историю, а также гегельянскую и марксистскую философию. В университете его соседом по комнате и близким другом был будущий деятель коммунистической партии Раджани Палм Датт .
Вернувшись в Австралию, с 1919 по 1921 год был личным секретарём лейбориста , члена законодательного совета и премьер-министра штата Новый Южный Уэльс . Кроме того, он вступил в синдикалистский профсоюз « Индустриальные рабочие мира ». После внезапной смерти премьер-министра Чайлд, разочарованный разрывом между реформистским руководством лейбористов и «Индустриальными рабочими мира», оставил политику и отправился в Европу. Свои воспоминания об опыте работы в администрации Нового Южного Уэльса Чайлд отобразил в книге «Как управляют лейбористы» ( «How Labour Governs» , 1923). В дальнейшем историк сохранял левые убеждения и стал одним из самых известных марксистских интеллектуалов в Западной Европе. В 1925 году Чайлд окончательно перебрался в Великобританию, став библиотекарем в Лондоне .
В 1927—1946 годах занимал кафедру доисторической археологии в Эдинбургском университете . В 1946—1957 годах возглавлял Институт археологии при Лондонском университете . Проводил важные раскопки на Оркнейских островах (поселение Скара-Брей , 1928—1930), в Шотландии и Северной Ирландии , принимал участие в археологических экспедициях на Балканы , в Грецию , Венгрию , Ирак , Индию и США .
Чайлд, будучи убеждённым социалистом , четырежды посещал Советский Союз . В результате последней поездки в Москву и Ленинград (1956) он обратился к ведущим советским археологам с письмом, в котором критически оценивал состояние археологических исследований в их стране.
В 1956 году Чайлд покинул Лондон и вернулся в Австралию, однако из-за левых убеждений учёного ему не позволили преподавать в Сиднейском университете . Он вышел на пенсию и спустя год погиб: посещая Большой Водораздельный хребет , он упал с 70-метровой скалы. Полагают, что это было самоубийство: археолог был озабочен ухудшением состояния здоровья и боялся угасания интеллектуальных возможностей. Впрочем, свидетельство о смерти констатирует несчастный случай. Щедрый при жизни, Чайлд умер, не оставив никаких сбережений, и завещал своё скудное имущество .
Чайлд владел большим количеством европейских языков и, по утверждениям студентов, во время лекций мог забыться и перейти на немецкий, португальский или другой язык, непонятный его слушателям.
Работы Чайлда выявляют синтез широты знаний, касающихся древней и доисторической истории, и уникальной манеры изложения. По уровню охвата доисторического материала в географическом отношении они остаются непревзойденными до нашего времени.
В число известнейших трудов Чайлда входят следующие книги: «У истоков европейской цивилизации» (другой вариант перевода названия «Рассвет европейской цивилизации», The Dawn of European Civilization ; 1925, последнее, 6-е, прижизненное издание, 1957), « Дунай в доисторические времена» ( The Danube in Prehistory ; 1929) и опубликованная посмертно «Предыстория европейского общества» ( Prehistory of European Society ; 1957), ставшие классикой европейской археологии и древней истории, а также «Социальная революция» ( The Social Revolution , 1951) и «Восстановление прошлого» (1956). В книге «Арийцы: исследование индоевропейских корней» ( The Aryans: A Study of Indo-European Origins ; 1926) Чайлд определял в качестве прародины индоевропейцев южнорусские степи (в дальнейшем эти взгляды были оформлены литовско-американским археологом Марией Гимбутас в курганную гипотезу ).
Кроме того, перу Чайлда принадлежат научно-популярные книги, предназначенные широкому кругу читателей, например, «Человек создаёт себя» ( Man Makes Himself ; 1936), представляющая комплексную картину параллельной эволюции общества и технологии, и «Что произошло в истории» ( What Happened in History ; 1942), введение в древнюю и доисторическую археологию.
Исследование Чайлдом истории первобытных обществ Европы III—II тысячелетий до н. э. было призвано определить корни европейской цивилизации, оценить степень влияний, дивергентной эволюции и диффузии достижений культуры (в первую очередь, в сфере земледелия и бронзовой металлургии) с Ближнего Востока на доисторическую Европу, а также исследовать структуру и характер археологических культур Европы накануне их включения в ойкумену цивилизованного мира. Источником европейской цивилизации Чайлд считал высокие культуры Древнего Востока . Книга «У истоков европейской цивилизации» снискала ему славу «лидера британского диффузионизма », однако Чайлд избегал преувеличения диффузионистского фактора в мировой истории, что проявилось в поздних переизданиях этого труда, где археолог критически пересмотрел ряд своих выводов.
Исходя из материалистических позиций и марксистской методологии, Чайлд создал универсальную концепцию развития человечества. Заслугой Чайлда в области археологии является перемещение акцента с тривиального изучения и описания артефактов на изучение общества, восстанавливаемого на их основании.
Чайлд рассматривал развитие цивилизации как следствие двух событий, названных им « революциями » (по аналогии с промышленной революцией ). Первая, неолитическая , сделала возможным производящее хозяйство ( одомашнивание и разведение домашних животных , земледелие ) и распространение оседлых сельских общин . Вторая, урбанистическая революция , непосредственно связана с возникновением городов, цивилизации и государственных институтов как таковых. Ключевыми причинами урбанистической революции являются развитие технологий и наличие растущих излишков пищи. Чайлд предлагал 10 критериев, отличающих городскую цивилизацию от предшествовавших обществ: