Interested Article - Гомбоев, Галсан
- 2021-09-22
- 1
Галсан Гомбо́ев ( 1822 — 1863 ) — российский учёный, востоковед (монголист), этнограф, собиратель фольклора.
Биография
По происхождению бурят , родился в Забайкальской области в Селенгинской степи предположительно в 1822 году (в современной литературе указывается 1818 год). Отец — старейшина 5-й сотни казачьего Атаганова полка. С 1829 года учился в дацане у буддийских монахов, в 1834 году получил религиозный сан гецул-лама. В 1834 году назначен писарем Хамбо-ламы . В дацане изучал тибетский и монгольский языки, основы тибетской медицины.
В 1841 году отправлен в I Казанскую гимназию вместо Галсана Никитуева. 5 июня 1842 года утвержден комплектным надзирателем при воспитанниках I Казанской гимназии.
Гомбоев быстро выучился русскому языку и с 1842 года по приглашению университета служил в качестве преподавателя (носителя) монгольского языка на Кафедре монгольского языка Восточного факультета Казанского университета под началом О. М. Ковалевского .
31 октября 1844 года награждён Золотой медалью на Анненской ленте, за добросовестную работу и усердие в Казанской гимназии.
В 1847 году совершает путешествие по Калмыкии.
В 1850 году приглашен в Казанскую духовную академию для занятий со студентами по разговорному монгольскому языку.
В 1850—1851 годах вместе с заведующим противобуддийским отделением Казанской духовной академии Бобровниковым А. А. собирал материалы для монголо-калмыцкой хрестоматии.
В 1854 или 1856 году вместе с Восточным факультетом переехал в Санкт-Петербург .
Своими трудами по монгольской литературе Гомбоев снискал уважение у ориенталистов . Труды его печатались в изданиях Императорского Археологического общества , членом которого он был. Так, в 1857 году в «Записках» этого общества (том XIII) напечатаны были «Примечания о древних монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано-Карпини »; труд был переведён на немецкий: «Aus den Melanges Asiatiques», том II, 18 июня 1856 года .
Важной работой Галсана Гомбоева был перевод монгольской летописи « Алтан-Тобчи » (опубликован в 1858 году) с его примечаниями («Записки», том XIV, и «Труды» Восточного отделения, часть IV). Эти рукописные монгольские летописи, известные ещё Я. И. Шмидту , были привезены членами Российской духовной миссии из Пекина .
В «Трудах Восточного отделения Археологического общества» был также помещён перевод Гомбоева «Далуну-Чуга — древнее монгольское гадание по кости-лопатке, изложенное Манджуширием».
Несколько статей Гомбоева напечатано в «Известиях» того же общества. В 1858 году в «Общезанимательном вестнике», № 1 появился перевод Гомбоева монгольской повести «Арджи-Бурджи» (не имеется полного текста). Галсан Гомбоев переводил также с калмыцкого , среди переводов повесть «Шиддиту-кур», а также биография знаменитого джунгарского ламы , жившего в начале XVII века , «Зая-Пандита». За этот труд Гомбоев был принят в число членов-сотрудников Императорского Археологического общества .
С 1859 года Гомбоев работал лектором Петербургского университета, был избран членом-корреспондентом восточного отделения Императорского археологического общества.
Ещё один его интересный труд: «Sechzig buriatische Rätzel. Aus den Melanges russes», том III, 3 сентября 1856 года, помещённый в «Melanges Asiatiques» Императорской Академии Наук за 1856 год.
Другие труды:
- «Объяснение Семипалатинских древностей»
- «Сказания бурят, записанные разными собирателями», 56 сказаний.
- «Buddhism in Tibet, illustrated by literary documents and objects of worship», статья о обрядах новейшего буддизма.
- «Сидди-Кур» — собрание монгольских сказок (издано посмертно).
Гомбоев занимался также переводом различных просветительских текстов на монгольский и калмыцкий языки .
Умер 11 ( 23 ) июня 1863 года в деревне Лахте (близ Петербурга ) и погребён на кладбище финского прихода Св. Марии.
Факты
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- Галсан Гомбоев, вместе с Доржи Банзаровым , является первым бурятским учёным в европейской науке, с разницей в том, что вместо систематического европейского высшего образования имел буддийское и считался «учёным бурятом», из-за чего Доржи Банзаров часто именуется «первым бурятским учёным» в смысле ученого европейской образованности.
- Возможно, именно Галсан Гомбоев своим личным примером непротивления в Казани около 1847 года обратил внимание юного Льва Толстого на востоковедение, буддизм и непротивление злу насилием. Толстой рассказывал о встрече с «бурятским ламой» в госпитале Казанского университета П. И. Бирюкову .
Примечания
- Ныне — в составе Приморского района Санкт-Петербурга .
Источники
- Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Улымжиев Д. Б. Бурятский учёный-востоковед Галсан Гомбоев (1818—1863). (К 175-летию со дня рождения). — Улан-Удэ, 1993.
- Чимитдоржиев Ш. Б. Российские монголоведы (XVIII — начало XX вв.). — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997.
- Шаракшинова Н. О. Бурятский учёный Галсан Гомбоев // Байкал. — 1982. — № 1.
- Кудрявцева Е., Сидорчук И., Жуковская Т. // Биографика СПбГУ.
- 2021-09-22
- 1