Прибытие (фильм, 2016)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Прибытие поезда» — киноальманах из четырёх короткометражных новелл к 100-летию кинематографа . Парафраз на мотивы знаменитых лент « Прибытие поезда », « Политый поливальщик » братьев Люмьер , « Дорога » Феллини и другие.
Изначально «Прибытие поезда» задумывался как альманах из пяти новелл , связанных между собой темой столетия кино, а точнее, как парафраз на первые люмьеровские фильмы («Кормление ребёнка», « Политый поливальщик », « Прибытие поезда » и др.), снятый пятью режиссёрами — победителями программы «Номинация. Кино. XXI век» Кинофорума в Ялте-1994 ( А. Хван , С. Сельянов , И. Дыховичный , В. Хотиненко , В. Тодоровский ). В результате И. Дыховичный уступил место Д. Месхиеву , летом 1995 г. выбыл В. Тодоровский, С. Сельянова заменил А. Балабанов . Осталось четверо режиссёров, которые сняли четыре новеллы: «Свадебный марш», реж. А.Хван; «Экзерсис № 5», реж. Д. Месхиев; «Трофимъ», реж. А. Балабанов; «Дорога», реж. В. Хотиненко.
Неклассический любовный треугольник: отец-кинорежиссёр (Кайдановский), сын-студент, любовница отца — она же невеста сына. Последняя роль в кино Александра Кайдановского, персонаж которого сравнивает жизнь с эпизодами из « Гражданина Кейна » и « Последнего танго в Париже ».
Обыкновенная российская история. Мужик приревновал жену к брату, зашиб его топором и ударился в бега, в стольный город Санкт-Петербург. Тут его и взяли — тёпленького — в борделе. Новелла, как бы реставрирующая создание документального сюжета «Прибытие российского поезда», который снимал оператор кинохроники, куда и попал прибывший поездом герой.
Снимается кино. Группа ждёт погоды. Кто-то пьёт кофе, кто-то пытается репетировать, кто-то решает личные проблемы или предаётся адюльтеру. И за всем этим бесстрастно наблюдает камера, которую забыли выключить. Новелла использует люмьеровский сюжет « Кормление ребёнка ».
Двое беженцев бродят по вокзалам столицы: она поёт русские песни, он — организатор и аккомпаниатор. Кроме случайных слушателей им внимает некто из «новых русских». Новелла обыгрывает люмьеровский сюжет « Политый поливальщик ». Новелла также является парафразом феллиниевской « Дороги », фрагменты которой смотрят герои.
Литературный критик и публицист Виктор Топоров отмечал сходство двух работ режиссёра Алексея Балабанова — новеллы «Трофимъ» из этого киноальманаха и фильма « Брат » (1997).
Критик отметил, что в балабановском «Трофиме» главный герой короткометражки отправляется сначала в Петербург, а потом — как и герой Брата Данила Багров — в Москву. При этом сцены прибытия в Санкт-Петербург сняты в обоих фильмах на одном и том же вокзале — Витебском .
Кинокритик Сергей Кудрявцев подтверждает это наблюдение и разворачивает дальше мысль о том, что фильм «Брат» и новеллу «Трофимъ» нельзя рассматривать в отрыве: и Данила, и крестьянин-«убивец» Трофим приезжают в им одинаково враждебный, пугающий их город. Единственное, пожалуй, отличие — современный город утратил приметы имперской столицы и превратился в « некое подобие унылого кладбища ».
Фестивали и премии за новеллу «Трофимъ»: