Хосров I (царь Великой Армении)
- 1 year ago
- 0
- 0
Наси́р Хосрóв ( перс. ناصر خسرو ; Кубадиян , 1004 — Ямган , 1088 ) — исмаилитский поэт, философ, путешественник, проповедник ( да'и ) и один из величайших писателей в персидской литературе . Первую половину своей жизни провёл при дворе Газневидов , а позже Сельджукидов , занимая должность в финансово-податном ведомстве. В возрасте около 40 лет пережил духовный кризис, оставил двор и принял исмаилизм . Совершил семилетнее путешествие, во время которого посетил Северный Иран , Армению , Азербайджан , Сирию , Иерусалим и Палестину , несколько раз совершил паломничество ( хадж ) в Мекку , а также провёл несколько лет в Каире , столице Фатимидского халифата , где поближе познакомился с доктриной исмаилизма. Умер в 1072 г., по другим данным в 1088 г., в Ямгане (территория современного Афганистана ).
Поэзия Насира Хосрова оказала влияние на развитие жанра касыды ( оды ). Стихи его поэзий — « Диван » появляются в каждой главной антологии персидской поэзии , собранные после его смерти начиная с 1077 г. Сегодня, его проза и его поэзия изучают школьники в Иране и в Таджикистане , и его касыды воспевают сообщества в Центральной Азии .
Его полное имя: Абу́ Муи́н Хами́д ад-Ди́н Наси́р ибн Хосро́в ибн Хари́с аль-Кубадияни́ аль-Марвази́ ( перс. ابو معین حمید الدین ناصر بن خسرو بن هریس الکوبادیانی المروازی ). Родился в 394/1004 году в Кубадияне близ Балха , в то время входившего в состав области Мерв , в провинции Хорасан . Ныне на территории Шахритусского района Таджикистана сохранились развалины этого древнего города, бывшего некогда крупным торгово-ремесленным центром . Насир Хосров происходил из довольно богатой семьи иранского происхождения, члены которой имели земельные угодья и занимали административные посты . Исходя из этого можно предположить, что Насир был образован не только в литературе и в науке своего дня, но также и в изучении арабского языка , и в исследованиях хадисов и Корана . В юности, о которой известно лишь несколько деталей, он вёл жизнь, полную удовольствий, имея доступ ко двору Газневидов в Балхе; всё это продолжалось до тех пор, пока в 431/1040 году Хорасан не стал владением Сельджуков .
В возрасте около 40 лет Насир испытал духовное обновление, что совершенно изменило его жизнь . В результате этого опыта, который он передает символически как сон, а также в исповеди, положенной на стихи в пространной касыде, адресованной да'и ( проповедник ) аль-Муайяд фи-д-Дину аш-Ширази , он отверг плотские удовольствия и отказался от должности в Мерве . В 1045—52 гг. совершил путешествие по Ближнему Востоку , паломничество ( хадж ) в Мекку и Иерусалим . Это семилетнее странствование, живо описанное в его Сафар-наме («Книга о путешествии»), привело Насира в столицу Фатимидов , куда он прибыл в 439/1047 году одновременно с с аль-Муайядом . В Каире, столице Фатимидского халифата , Насир прошёл курс интенсивного обучения и получил высокое звание в да'ва . За это время ему удалось лицезреть халифа аль-Мустансира , и, вероятно, именно в тот период он установил близкие отношения и с да'и аль-Муайядом . Несмотря на ряд противоречивых мнений, как доказывают исламоведы В. А. Иванов и А. Корбен , Насир почти точно уже был исмаилитом , вероятно обратившись из двунадесятничества , ещё до отъезда в Египет .
В 444/1052 г. Насир вернулся в Балх и немедля стал проповедовать исмаилизм, начав карьеру фатимидского да'и или, по его собственным словам, худжжа , т. е. главного да'и Хорасана . Он основал в Балхе свою тайную штаб-квартиру, откуда распространял фатимидский да'ва в Нишапур и другие районы Хорасана: он пропагандировал исмаилизм также в Табаристане и других прикаспийских провинциях Северной Персии , которые посещал лично . Успехи его деятельности привели к усилению враждебности суннитских « улемов » и их сторонников, что поставило под угрозу жизнь проповедника . Эти враждебно настроенные теологи-сунниты обвинили его в отходе от религии (мулхид) и инакомыслии, карматстве и рафидизме . Дом его был разрушен, а сам Насир Хосров был вынужден бежать в долину Ямган в Бадахшане , где нашёл приют и покровительство у своего друга и единоверца Абу аль-Ма'али Али ибн аль-Асада — независимого исмаилитского эмира . Согласно Насиру Хосрову, по какой-то причине Али был вынужден бежать и некоторое время находился в изгнании, однако затем вновь стал верховным правителем Бадахшана . Благодаря поддержке эмира Насиру удалось собрать в Ямгане много своих последователей и превратить город в цитадель исмаилизма .
Вероятно, именно в этот период изгнания Насир Хосров охватил исмаилитской проповедью весь Бадахшан (разделённый ныне Пянджем ( Оксом , или Амударьей ) между Афганистаном и Таджикистаном), поддерживая переписку с да'и ад-ду'ат аль-Муайядом и центральным штабом да'ва в Каире . Исмаилиты Бадахшана и связанные с ними общины Гиндукуша (в Хунзе и других северных районах Пакистана ) считают Насира основателем своих общин и относятся к нему с высочайшим пиететом, именуя его пир , шах или саййид Насир .
Точная дата смерти Насира Хосрова неизвестна, это произошло приблизительно после 465/1072—1073 г. . В ямганской касыде упоминается о том, что ему исполнилось уже 70 лет . В труде «Таквим ат-таварих» («Упорядочение истории»), написанном в 1648 г. османским учёным Хаджи Халифой (1609—1657), более известным как Катиб Челеби , говорится, что Насир Хосров скончался в 1088 г. . Мавзолей Насира Хосрова, известный как «Хазрат Саййид Шах Насир, до настоящего времени находится на холме близ селения Джирм в окрестностях Файзабада , столицы афганской провинции Бадахшан . Эпитафия подтверждает обновление скромного мавзолея в 1109/1697 г. .
Насир Хосров является основоположником жанра философско-дидактической касыды ( оды ) . Насир одним из первых в Хорасане начал создавать религозные и философские произведения на персидском языке , заложив основы новоперсидской словесности . Как лидер исмаилитского призыва в Хорасане, он оставил ряд прозаических трудов, раскрывающих положения исмаилитской доктрины . При этом существенно, что все они написаны на персидском языке . В настоящее время шесть из них изданы по рукописям, некоторые труды или отдельные их части переведены на европейские языки: «Гушайиш ва рахайиш» («Раскрытие и освобождение»), «Джами аль-хикматайн» («Свод двух мудростей»), «Хан аль-ихван» («Трапеза братьев», «Шиш фасл» («Шесть глав»), «Ваджх-и дин» («Лик веры»), «Зад аль-мусафирин» («Припас путешественников») . Помимо вышеперечисленных трактатов, сам Насир Хосров упоминал ещё несколько работ, написанных на арабском языке, которые до сего момента не обнаружены .
Ему принадлежит также «Диван» ( собрание стихотворений , около 12 тысяч бейтов ) . В «Диване» в основном представлен жанр касыды, но также содержатся и более короткие стихотворения, и четверостишия ( кыта и рубаи ) . Из его творчества сохранилось около ста бейтов .