Концепция эпидемиологического перехода
- 1 year ago
- 0
- 0
Концепция привратника (англ. Gatekeeping , «эффект привратника», модель «привратника») — это концепция, которая описывает процесс отсеивания информации для распространения в средствах массовой информации . Теория была выдвинута социальным психологом Куртом Левиным в 1943 году. Академическая теория привратника встречается в нескольких областях исследований, в том числе исследований в области коммуникации, журналистики , политологии и социологии .
Модель «привратника» — это процесс, с помощью которого информация фильтруется для СМИ . По словам Памелы Шумейкер и Тима Воса, фильтрование — это процесс «выборки и производства бесчисленного количества информации в ограниченное количество сообщений, которые получают люди каждый день, и это является главной ролью СМИ в современной общественной жизни. […] Этот процесс определяет не только, какая информация выбрана для новостей, но и то, каков характер и содержание сообщений для будущих новостей»
«Привратником» признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию, по-своему расставлять акценты"
В роли привратника могут выступать
редакторы
,
журналисты
, которые в силу своего профессионального уровня решают, какую информацию стоит обнародовать, а какую запретить.
Как отмечала Г. Ибраева в статье «Исследование коммуникатора на современном этапе», функции редактора — «привратника» таковы:
Модель привратника как новостной процесс был идентифицирован в литературе еще в 1922 году, хотя и не получил формального теоретического названия. В своей книге «The Immigrant Press», Парк объясняет процесс так: «из всех событий, которые происходят и регистрируются каждый день корреспондентами, журналистами и информационными агентствами, редактор выбирает определенные пункты для публикации, то, что он считает более важным или более интересным, чем другие. Остальную часть он обрекает на забвение и мусорное ведро. Существует огромное количество новостей „убитые“ каждый день»
Курт Левин открыл «эффект привратника» во время
Второй мировой войны
, проведя эксперимент с американскими домохозяйками среднего Запада. Автор обнаружил существование особых зон — «ворот» («gate area»), в которых происходит выбраковывание возможных версий выбора и выбираются для последующего анализа другие. Эксперимент заключался в том, чтобы заменить в их рационе дефицитные мясные продукты на потроха и говяжьи продукты, к которым у домохозяек была неприязнь из-за внешнего вида и запаха. Участницы эксперимента были разделены на группы в составе от 13 до 17 человек. С каждой из групп проводились занятия — одним читали лекции, а с другими велись дискуссии, продолжительностью в 45 минут. В одной группе проводились дискуссии, где специалисты отвечали на интересующие вопросы, связанные с полезностью и выгодой
субпродуктов
и другие, а в других группах читали лекции. В результате эксперимента, в группах, где проводились дискуссии-30 % участников стали использовать
субпродукты
, а в группах, где читали лекции-только 3 %. И тогда эти домохозяйки, которые отбирали «новый продукт» вместо обычного мяса, стали «привратниками», принимающими решение, что именно попадет в дом.
Исследование автора, опубликованное в 1943 году, стало толчком для другой статьи в 1947 году, в которой он вводит идею обратной связи в процессе принятия групповых решений, что усложняет роль привратника.
Обратная связь признает, что соображения привратника при принятии решений могут варьироваться в зависимости от соображений группы.
Со временем этот «эффект привратника» распространился на отбор новостей редакторами.
Курт Левин выделил несколько частей процесса «gatekeeping» в своей статье:
Например, Международный новостной канал получает множество новостей в течение дня: вопросы международного террора, обсуждения в ООН , религиозные злоупотребления в международном сообществе. Новостной канал не может показать аудитории все эти новости, так как это может повлиять на репутацию канала в политике организации и общественности. Здесь редактор выбирает новости, которые соответствуют критериям, но в то же время новостной канал не может показать религиозные злоупотребления потому, что это может повредить аудитории непосредственно и повлиять на политику организаций тоже. Но вопросы международного террора и обсуждения в ООН -это универсальные общие новости, которые не повлияют на репутацию канала в политике общественности и организаций.
1. Человек склонен пренебрегать той информацией, которая расходится с его принципами. и поэтому из многочисленных вариантов информации выбирает ту, которая сходится с его взглядами, установками. Модель «привратника» делает проблематичной пропаганду взглядов, отличных от взглядов индивида.
2. «Эффект привратника», в большинстве случаев, рассматривался на материале прессы. Электронные СМИ — радио и телевидение — с этой стороны практически не изучались.
3. А. Квят в своей работе подчеркивает, что социальные медиа разрушают «модель привратника»
4. Karine Barzilai-Nahon в 2008 году предложила новый взгляд на процесс «gatekeeping», добавив новые условия и пересматривая старые термины, давая им новые определения:
Также Barzilai-Nahon вводит типологию для закрытого типа. Согласно ее подходу, существует четыре ключевых атрибута на разных уровнях, которые определяют, как они могут взаимодействовать с воротами:
Затем типология комбинаций этих характеристик позволяет понять возможные взаимодействия между привратником и закрытым на основе числа и типа атрибутом, который есть у человека.
5. Пользователи стали играть большую роль в производстве и распространении онлайн-новостей через социальные сети, такие как Twitter и Facebook. Памела Шумейкер и Тима Вос, предположили такую практику как «аудитория gatekeeping». По их словам (2011), «аудитория gatekeeping» — это процесс, в котором пользователи "передают уже доступные новости и комментируют их «на основе собственного набора критериев о новостной пригодности пользователя»
6. М. Вард развивает эту идею дальше, делая вывод, что новые медиа не просто лишили журналистов статуса единственных в своем роде привратников — они сами замещают СМИ в этом качестве.
7. А. Чарли, автор статьи «Has the Rise of Social Meant the Death of Journalism?» («Означает ли подъем социальных медиа смерть журналистики?»), задается вопросом: «Где вы ищите информацию, когда случается что-то громкое? В Twitter? Какой новостной сайт вы предпочитаете? Google? Или, может быть, вы все же подождете и узнаете все завтра из газетных передовиц?». Продолжая свою мысль, он замечает, что в современном мире люди начинают свое утро с чтения сообщений в Twitter точно так же, как когда-то начинали его с чтения утренней газеты.
8. Появление и распространение новых медиа привели к тому, что СМИ начали терять свою значимость как источники информации для PR-служб, что стало «обратной стороной» разрушения «концепции привратника».
|
На эту статью
не ссылаются другие статьи Википедии
.
|