Особняк Э. Э. Брёмме
- 1 year ago
- 0
- 0
Усадьба фон Рекк (также известна как Особняк Рекк , «Дом со львами» ) — здание на Пятницкой улице в Москве , памятник культуры федерального уровня . Был построен в 1897 году по проекту архитектора Сергея Шервуда . С 2012 года здание передано Министерству энергетики России . Здесь находится один из офисов спецслужбы ФСИН России под названием ГУОДОП.
К началу XIX века на участке нынешнего дома № 64 по Пятницкой улице находился деревянный дом. Он сгорел при пожаре 1812 года и долгое время земля пустовала. В 1836 году её выкупила титулярная советница Ирина Маркова. Ей принадлежала идея строительства каменной усадьбы на месте сгоревшего дома .
Эта идея была реализована только спустя полвека, когда в 1896 году участок приобрела Ирина Галактионовна (фамилия не сохранилась). При ней началось строительство каменного особняка . Через год недостроенное здание выкупил московский купец Яков Рекк , дальнейшая история дома № 64 на Пятницкой улице тесно связана с его деятельностью .
Рекк основал Московское торгово-строительное акционерное общество — организацию, которая занималась возведением и перепродажей «всякого рода построек, [в том числе] … доходных домов, особняков». Основная идея заключалась в том, чтобы «Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы» . Архитектурное бюро общества возглавлял Сергей Шервуд, позднее — Лев Кекушев . Компания выкупала землю и приглашала для строительства ведущих зодчих своего времени. Создание готовых домов на продажу давало им свободу от требований заказчиков и возможность реализовывать свои творческие замыслы .
Особняк Рекк стал одним из первых коммерческих проектов общества. Полученный при покупке земли план здания доработал сам Сергей Шервуд. В нём архитектор впервые перенёс акцент композиции с протяжённого уличного фасада на меньший боковой. Он также добавил богатый декор: многочисленные классические элементы, лепнину , фигуры львов . Согласно купеческой традиции, особняк был записан на супругу Рекка Вильгельмину . Практически сразу после окончания строительства дом был продан, новым владельцем стал Пётр Васильевич Стахеев . Несколько лет спустя дом перешёл к коммерсанту Николаю Суханову и оставался его собственностью до 1917 года .
После революции особняк был национализирован и почти на 80 лет в нём расположились различные муниципальные организации . В 1917-м здание отдали Замоскворецкому райкому партии . Мемориальная табличка на здании сообщает, что 19 июня 1918 года в нём на собраний партийных ячеек заводов замоскворецкого района присутствовал Владимир Ленин . Секретарём местного райкома в 1921—1924 годах была революционерка Розалия Землячка .
С 1990-х годов особняк был передан Фонду поддержки зимних видов спорта. Некоторые помещения сдавались частным арендаторам .
В апреле 2012 года особняк был передан Российскому энергетическому агентству, подразделению Министерства энергетики . Организация получила субсидии из госбюджета на проведение комплексной реставрации . С 2012 по 2017 год здание было закрыто на капитальный ремонт, в ходе которого были восстановлены фасады и внутренние помещения. Реставраторы также обновили лепнину и роспись потолков, витражные окна и паркетный пол . Проект и его реализация получили первое место на конкурсе «Московская реставрация — 2017» .
Здание характеризуется как образец эклектики . Композицию отличает новаторский приём: основными выступают не протяжённые боковые фасады, а меньший по размеру угловой .
При оформлении особняка Сергей Шервуд использовал значительное количество элементов классического стиля и барокко . От классицизма здание получило антаблемент , который поддерживают колонны смешанного ионического и коринфского ордера . Его капители обильно украшены лепниной, кариатидами и маскаронами . Левый объём здания выполнен в виде врезанной в угол восьмиугольной барочной башенки. Эркер венчается куполом с чешуйчатым покрытием, чёрный цвет которого гармонирует с фигурами львов у подножия здания .
Две фигуры львов центрального фасада стали основным стилевым элементом всей композиции. Левый относительно входа лев — спящий, правый — бодрствует. Благодаря этим фигурам здание получило неофициальное название «дом со львами» .
Архитектор детально проработал интерьеры внутренних помещений. По проекту Шервуда были созданы несколько парадных залов — зеркальный, мавританский , барочный, музыкальный. В отделке широко использовалась гипсовая лепнина с позолотой и серебрением, в верхней части стен располагались живописные картуши .