Данильянц, Иван Альбертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Альбертович Пу́ни
, по-французски
Жан Пуни́
(
фр.
Jean Pougny
;
20 февраля
1892
,
Куоккала
—
28 декабря
1956
,
Париж
) — русско-французский художник, на протяжении творческого развития несколько раз кардинально менявший художественную манеру от
авангардизма
,
кубизма
,
футуризма
и
супрематизма
до лирического
примитивизма
в русле направления, в котором также работали
Пьер Боннар
и
Эдуар Вюйяр
.
В 2019 году в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга была найдена метрика (ЦГИА ф.19 оп.125 ед. хр. 1092), свидетельствующая о том, что в действительности Иван Пуни родился 22 марта 1890 года (по старому стилю)
и был крещен 4 апреля 1890 года в Матвеевской церкви – приходской церкви Св. апостола Матфея, угол Матвеевского пер. и Большой Пушкарской ул. в Санкт-Петербурге. До 1920 года местом его рождения считался
Санкт-Петербург
по месту крещения
; никаких документов, подтверждающих рождение в Куоккале, не обнаружено.
Отец художника, Альберт (после принятия православия в 1905 году — Андрей) Цезаревич Пуни (28 марта 1848, Лондон – 18 октября 1925, Куоккала) — виолончелист Мариинского театра . Мать художника — Лидия Михайловна Ломакина, по первому мужу Салтыкова, по второму — Пуни (2 мая 1848, с. Воронцово Калязинского уезда Тверской губ. — 15 июня 1905, СПб) — помещица, вдова Сергея Салтыкова (1829 — 1872), родного брата М.Е. Салтыкова-Щедрина . Его дед по отцовской линии Цезарь Пуни — выходец из Италии , в 1851 году обосновавшийся в России известный балетный композитор; бабушка по отцовской линии — англичанка .
В 1902 году после окончания второго класса Введенской гимназии по семейным обстоятельствам был отдан учиться в Николаевский кадетский корпус , откуда был выпущен в 1907 году . Начальное художественное образование получил частным образом. По даче (в посёлке Куоккала на Карельском перешейке , в то время территория Великого княжества Финляндского в составе Российской империи , ныне пос. Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга ). был знаком с И. Е. Репиным , под влиянием которого, возможно, и выбрал путь художника.
В 1910—1911 годах совершил первую поездку в Париж, где занимался в академии Р. Жюлиана , Коларосси и др. В Париже Пуни открыл для себя творчество Сезанна , набидов , кубистов и фовистов .
В 1912 году, вернувшись в Петербург, познакомился с Н. И. Кульбиным , Д. Д. Бурлюком , В. В. Маяковским , В. В. Хлебниковым , К. С. Малевичем , участвовал в двух выставках «Союза молодёжи».
В 1913 году женился на Ксении Богуславской , художнице и дизайнере.
Их квартира в родительском доме 1 на Гатчинской улице в Санкт-Петербурге в 1913 году была местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов .
В феврале 1914 года вместе с женой вновь отправился в Париж, где впервые выставлял свои работы в 30 Салоне Независимых .
Вернувшись в Петроград из-за начавшейся Первой мировой войны , стал организатором и главным спонсором скандальных футуристических выставок 1915 года « Трамвай В » и « 0,10 ». В феврале 1915 года поступил на службу почтовым чиновником, где проработал до мая 1918 .
В 1918 году участвовал в праздничном оформлении Петрограда к революционным праздникам , майским и ноябрьским. В ноябре 1918 получил назначение профессором ПГСХУМ в бывшей Императорской Академии художеств .
В 1919 году временно работал в Художественном училище в Витебске , куда прибыл в январе по приглашению Марка Шагала (вместе с частью студентов своей мастерской). В апреле 1919 года вернулся в Петроград, а в январе 1920 года чета Пуни эмигрировала — через Финляндию в Германию (октябрь 1920), затем во Францию (осень 1923) .
В феврале 1921 года в берлинской галерее Штурм (Galerie Sturm) её владелец Герварт Вальден провел персональную выставку Пуни . В 1923 году в Берлине была опубликована программная книга Пуни «Современная живопись» , в которой подробно изложены его взгляды на искусство вообще и на беспредметное искусство в частности.
После окончательного переселения во Францию в 1923 году, стиль Пуни постепенно развивался и к 1942 году приблизился к лирическому примитивизму — близкой по духу манере, в которой также работали Пьер Боннар и Эдуар Вюйяр .
В 1947 году получил французское гражданство.
В период с 1921 по 1956 год провёл 12 персональных выставок в Берлине, Париже, Нью-Йорке и Лондоне и участвовал в около ста групповых выставках .
Награды: Кавалер ордена Почетного легиона — 1952.