Interested Article - Пуни, Иван Альбертович

Иван Альбертович Пу́ни , по-французски Жан Пуни́ ( фр. Jean Pougny ; 20 февраля 1892 , Куоккала 28 декабря 1956 , Париж ) — русско-французский художник, на протяжении творческого развития несколько раз кардинально менявший художественную манеру от авангардизма , кубизма , футуризма и супрематизма до лирического примитивизма в русле направления, в котором также работали Пьер Боннар и Эдуар Вюйяр .
В 2019 году в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга была найдена метрика (ЦГИА ф.19 оп.125 ед. хр. 1092), свидетельствующая о том, что в действительности Иван Пуни родился 22 марта 1890 года (по старому стилю) и был крещен 4 апреля 1890 года в Матвеевской церкви – приходской церкви Св. апостола Матфея, угол Матвеевского пер. и Большой Пушкарской ул. в Санкт-Петербурге. До 1920 года местом его рождения считался Санкт-Петербург по месту крещения ; никаких документов, подтверждающих рождение в Куоккале, не обнаружено.

Биография

Отец художника, Альберт (после принятия православия в 1905 году — Андрей) Цезаревич Пуни (28 марта 1848, Лондон – 18 октября 1925, Куоккала) — виолончелист Мариинского театра . Мать художника — Лидия Михайловна Ломакина, по первому мужу Салтыкова, по второму — Пуни (2 мая 1848, с. Воронцово Калязинского уезда Тверской губ. — 15 июня 1905, СПб) — помещица, вдова Сергея Салтыкова (1829 — 1872), родного брата М.Е. Салтыкова-Щедрина . Его дед по отцовской линии Цезарь Пуни — выходец из Италии , в 1851 году обосновавшийся в России известный балетный композитор; бабушка по отцовской линии — англичанка .

В 1902 году после окончания второго класса Введенской гимназии по семейным обстоятельствам был отдан учиться в Николаевский кадетский корпус , откуда был выпущен в 1907 году . Начальное художественное образование получил частным образом. По даче (в посёлке Куоккала на Карельском перешейке , в то время территория Великого княжества Финляндского в составе Российской империи , ныне пос. Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга ). был знаком с И. Е. Репиным , под влиянием которого, возможно, и выбрал путь художника.

В 1910—1911 годах совершил первую поездку в Париж, где занимался в академии Р. Жюлиана , Коларосси и др. В Париже Пуни открыл для себя творчество Сезанна , набидов , кубистов и фовистов .

В 1912 году, вернувшись в Петербург, познакомился с Н. И. Кульбиным , Д. Д. Бурлюком , В. В. Маяковским , В. В. Хлебниковым , К. С. Малевичем , участвовал в двух выставках «Союза молодёжи».

В 1913 году женился на Ксении Богуславской , художнице и дизайнере.

Их квартира в родительском доме 1 на Гатчинской улице в Санкт-Петербурге в 1913 году была местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов .

В феврале 1914 года вместе с женой вновь отправился в Париж, где впервые выставлял свои работы в 30 Салоне Независимых .

Вернувшись в Петроград из-за начавшейся Первой мировой войны , стал организатором и главным спонсором скандальных футуристических выставок 1915 года « Трамвай В » и « 0,10 ». В феврале 1915 года поступил на службу почтовым чиновником, где проработал до мая 1918 .

В 1918 году участвовал в праздничном оформлении Петрограда к революционным праздникам , майским и ноябрьским. В ноябре 1918 получил назначение профессором ПГСХУМ в бывшей Императорской Академии художеств .

В 1919 году временно работал в Художественном училище в Витебске , куда прибыл в январе по приглашению Марка Шагала (вместе с частью студентов своей мастерской). В апреле 1919 года вернулся в Петроград, а в январе 1920 года чета Пуни эмигрировала — через Финляндию в Германию (октябрь 1920), затем во Францию (осень 1923) .

В феврале 1921 года в берлинской галерее Штурм (Galerie Sturm) её владелец Герварт Вальден провел персональную выставку Пуни . В 1923 году в Берлине была опубликована программная книга Пуни «Современная живопись» , в которой подробно изложены его взгляды на искусство вообще и на беспредметное искусство в частности.

После окончательного переселения во Францию в 1923 году, стиль Пуни постепенно развивался и к 1942 году приблизился к лирическому примитивизму — близкой по духу манере, в которой также работали Пьер Боннар и Эдуар Вюйяр .

В 1947 году получил французское гражданство.

В период с 1921 по 1956 год провёл 12 персональных выставок в Берлине, Париже, Нью-Йорке и Лондоне и участвовал в около ста групповых выставках .

Награды: Кавалер ордена Почетного легиона — 1952.

Персональный сайт

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Jean Pougny // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Lodder C. Jean Pougny // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118741667 // (нем.) — 2012—2016.
  5. Berninger, Herman & Cartier, Jean-Albert . Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892—1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 1: Les Années d`avant-garde, Russie — Berlin, 1910—1923. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1972.
  6. Berninger, Herman. Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892—1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 2: Paris-Cote d’Azur, 1924—1956, Peintures. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1992.
  7. Iwan Puni. 1892—1956. Katalog zur Ausstellung des Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris und der Berlinischen Galerie. Bearb. v. Jean-Louis Andral, Jean-Claude Marcadé und Marie-Anne Chambost. Stuttgart, Hatje, 1993.
  8. Сарабьянов, Д.В. Иван Пуни, 1892—1956 (серия «Художники русской эмиграции»). М.: Искусство-XXI век, 2007.
  9. Родионов, Алексей. Расшифровывая Пуни. Часть 1. Ранние годы // Вестник истории, литературы, искусства, т. XV, 2022, с. 144-162.
  10. С сентября 1914 по 1 августа 1915 чета Пуни жила на Лахтинской ул. д. 30, а затем на Петрозаводской ул. д. 3: «мы сейчас переезжаем на новую квартиру и потому у меня хлопот полон рот. Новый адрес с 1-го августа — Петроградская сторона, Петрозаводская улица д. № 3, кв. 11.» (из письма Пуни Малевичу , июль 1915 от 22 декабря 2007 на Wayback Machine .
  11. Родионов, Алексей. Новое о выставке «0,10» и о ее организаторе Иване Пуни // Искусствознание, №1-2, 2020, с. 232-271.
  12. Пуни, Иван . Современная живопись. Берлин, Изд. Л. Д. Френкель. 1923.

Библиография, источники

  • Berninger, Herman & Cartier, Jean-Albert . Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892—1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 1: Les Années d`avant-garde, Russie — Berlin, 1910—1923. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1972.
  • Berninger, Herman. Pougny. Jean Pougny (Iwan Puni) 1892—1956. Catalogue de l` oeuvre. Tome 2: Paris-Cote d’Azur, 1924—1956, Peintures. Tübingen, Éditions Ernst Wasmuth, 1992.
  • Iwan Puni. 1892—1956. Katalog zur Ausstellung des Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris und der Berlinischen Galerie. Bearb. v. Jean-Louis Andral, Jean-Claude Marcadé und Marie-Anne Chambost. Stuttgart, Hatje, 1993.
  • Сарабьянов, Д. В. Иван Пуни, 1892—1956 (серия «Художники русской эмиграции»). М.: Искусство-XXI век, 2007.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства : история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Вера Лурье . // «Студия» 2006, № 10
  • Лившиц Б. — Л.: Сов. писатель, 1989. — с. 309—546
  • Лихачёв Д. С. Воспоминания. — Изд. 2-е — СПб.: «LOGOS», 1999.
  • — Минск, 2016. С.135-138.
  • Муромцева О. В. Поиски художественного синтеза и новой выразительности в творчестве Ивана Пуни и Джино Северини начала 1920-х годов // : сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 497—507.
  • Муромцева О. В. Архив Ивана Пуни и Ксаны Богуславской: неизученные источники русской художественной эмиграции // Эмиграция как текст культуры: историческое наследие и современность. Сборник статей. Будапешт, Киров, 2020, c. 330-343.
  • Родионов, А. Н. Расшифровывая Пуни. Часть 1. Ранние годы // Вестник истории, литературы, искусства, т. XV, 2022, с. 144-162.
  • Родионов, А. Н. Новое о выставке «0,10» и о ее организаторе Иване Пуни // Искусствознание, №1-2, 2020, с. 232-271.
Источник —

Same as Пуни, Иван Альбертович