Interested Article - Пацифизм
- 2021-03-04
- 1
Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю), пасифи́зм — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения.
К пацифизму относятся и входят в него ненасилие , антиимпериализм , разоружение , контроль над вооружениями , демилитаризация , антимилитаризм , антивоенное и антиядерное движение , которые часто связываются и смыкаются с ним.
Пацифистское движение , движение за мир — антивоенное общественное движение , противодействующее военным методам решения политических конфликтов , в частности осуждением аморальности таких методов. Последовательные пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными , национально-освободительными, священными и тому подобное.
История
Христианский пацифизм
Пацифисты встречались среди первых христиан . Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение , что видно на примере благочестивого сотника , воинов , приходивших креститься к Иоанну Предтече , сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии , а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь.
При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались миротворческой пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана « О венце воина », написанный им по переходе в секту монтанистов . При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье , наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало военную службу. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона , при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики .
Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Французском королевстве началось движение за утверждение « Божьего мира ». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.
Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары , вальденсы , францисканцы - терциарии , а также гуситы — сторонники Петра Хельчицкого . Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский .
Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов , которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры , возникшие в середине XVII века. Благодаря , организовавшему в 1708 году Братскую церковь , пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма .
Организованный пацифизм XIX века
Первые пацифистские организации на Западе возникли в Англии и США после наполеоновских войн (в 1815—16 годах) в виде «обществ друзей мира». Первоначальными их основателями были квакеры , но потом движение распространилось по всем странам Европы и вне её и стало совершенно внеконфессиональным и внепартийным движением против войны.
В 1867 году была создана международная Лига мира и свободы . К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. В 1889 году на всемирной выставке в Париже собрался 1-й международный конгресс друзей мира, которые после того собирались ежегодно. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение , а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах . Виднейшими деятелями пацифизма к началу XX века были Фредерик Пасси , Берта Зутнер , Уильям Стэд .
Социалисты
Сторонниками пацифизма были многие социалисты и анархисты . Однако по вопросу об отношении к войне среди них не было единства. Так, во время русско–турецкой войны 1877—1878 годов такие русские социалисты как Кропоткин и Степняк–Кравчинский поддержали Россию, в то время как Маркс занял антироссийскую позицию. Лишь очень немногие анархисты выступили и против России, и против Турции, обосновав свою позицию в манифесте, написанном ( Женева ), Джеймсом Гильомом ( Невшатель ), Карло Кафиеро (Италия), Николаем Жуковским (русским эмигрантом в Женеве) и Элизе Реклю .
В 1860-х годах на съездах I Интернационала проводилась мысль, что достаточно рабочим прекратить производство, чтобы парализовать любое воинственное предприятие правительств. Однако когда в 1891—92 годах на съездах II Интернационала нидерландский анархист Д. Ньивенхёйсс дважды вносил аналогичное предложение о том, чтобы в случае возникновения войны ответить на неё всеобщей стачкой в сторонних государствах и специально «военной стачкой» в заинтересованных, — то оба раза, под влиянием таких авторитетов, как Бебель и Либкнехт , предложение это отвергалось. Конгресс II Интернационала 1910 года в Копенгагене также уклонился от принятия предложения Вайяна и Харди о стачке на время войны во всех отраслях производства, относящихся к военному делу, и высказался за парламентскую борьбу с милитаризмом .
Толстовство
«Не давайте денег на военные приготовления, не поступайте в военную службу, уйдите с нее, пока в ней находитесь. Это ведь так просто и легко.»
Распространение пацифизма в Российской империи во многом было связано с учением Льва Толстого . Толстой подчеркивает важность искреннего принятия исходных догматов христианства, не искаженных официальными конфессиями , в частности, православием . В особенности он обращает внимание на важность неукоснительного соблюдения запрета на убийство и насилие, даже в тех случаях, когда таковые диктуются государственными интересами .
Духоборы
В 1890-х годах члены секты духоборов решительно вернулись к принципу строгого пацифизма. Движение охватило все духоборческие общины Закавказья : духоборы склоняли солдат к отказу от службы, возвращали свои ополченские и запасные билеты, собирали имевшееся у них оружие и жгли на площадях . Движение это вызвало суровые репрессии, расселение духоборов по глухим местам Закавказья, и в 1898 году, после долгих поисков и при помощи поддерживавших их толстовцев и американских квакеров, духоборы в числе около 8000 человек выселились в Канаду , придерживаясь и там того взгляда, что «от войны и скотобоя — всё зло на земле; от войны оптом, от скотобойни — по рознице» .
Пацифизм в СССР
Официальный курс Союза ССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан Советского Союза к выполнению «долга по защите Родины», в связи с чем граждане, которые выражали негативное отношение к армии, авиации, флоту и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоциальные и антисоветские элементы. С 1960-х годов это были, прежде всего, представители молодёжных субкультур, в частности хиппи . И хотя в уголовных кодексах РСФСР и других союзных республик не было статей о пропаганде пацифизма, пацифисты подвергались уголовному преследованию по другим подходящим статьям: « тунеядство », « уклонение от призыва на срочную службу в вооружённые силы », «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».
См. также Группа за установление доверия между СССР и США , Свободная инициатива .
Современность
Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих государств и стран, где существует воинская обязанность , была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой .
Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как « Die-in » (имитация смерти).
Критика
Пацифизм подвергается критике с разных сторон .
Роберт Ауман , лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: « Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает всё новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведёт к войне, так как страна, где он становится идеологией , начинает играть по правилам агрессора » .
Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал :
- « примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведёт к путанице »;
- « нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными »;
- « зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией »;
- « представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации »;
- « пацифизм не понимает трагизма истории ».
См. также
- Пацифик
- Голубь мира
- Ненасилие
- Антиимпериализм
- Разоружение
- Контроль над вооружениями
- Демилитаризация
- Антимилитаризм
- Антивоенное движение
- Антиядерное движение
- Анархо-пацифизм
- Христианский пацифизм
- Всемирный совет мира
- Интернационал противников войны
- Международное бюро мира
- Пагуошское движение учёных
- Советский комитет защиты мира
- Отказник совести
- Пораженчество
- Братание
- Стокгольмский синдром
Примечания
- // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
- Политология. Словарь. — М. : РГУ . В. Н. Коновалов. 2010.
- ↑ David B. Kopel. от 1 февраля 2014 на Wayback Machine
- ↑ // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
- М. Неттлау от 10 августа 2023 на Wayback Machine
- .
- . Дата обращения: 21 июля 2022. 6 мая 2021 года.
- Г. Гершуни. от 29 октября 2017 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 28 сентября 2016. 8 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 30 мая 2014. 6 октября 2014 года.
- . Дата обращения: 26 октября 2020. 4 марта 2016 года.
Литература
Основные тексты
- Лев Толстой
- Лев Толстой
- Лев Толстой
- Лев Толстой
- Лев Толстой. Не могу молчать: Статьи о войне, насилии, любви, безверии и непротивлении злу. / с предисловием П. В. Басинского . — М. : Альпина Паблишер , 2022. — 332 с. — ISBN 978-5-9614-8099-3 .
- А. Швейцер — из статьи «Христианство и мировые религии»
- Н. Н. Гусев
- П. Брок // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М.: ИВИ РАН, 2000.
- Эразм Роттердамский
- Б. ф. Зуттнер
- М. А. Поповский [www.belousenko.com/wr_Popovsky.htm «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977»]. L., 1983
- П. В. Веригин
- П. И. Бирюков — о духоборах
- Н. Н. Молчанов (недоступная ссылка) — фрагмент из книги « Жан Жорес » (ЖЗЛ), М., 1986
- — о квакерах
- // « Сторожевая Башня », 1 июля 2008.
- Д. Хайнц // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни». — М.: ИВИ РАН, 2000.
- У. Саватский // «Долгий путь российского пацифизма», М.: ИВИ РАН, 1997.
- Архимандрит Спиридон (Кисляков)
- М. и Л. Цвик
- Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам .
- Б. Рассел // « Иностранная литература », 2000, № 12
- Т. И. Телюкова — см. Группа за установление доверия между СССР и США
Исследования
- Ф. Дайсон . — М.: «Прогресс», 1990 — главы из книги.
- . М.: ИВИ РАН, 1997
- . М.: ИВИ РАН, 1997.
- Д. Сдвижков , М.: ИВИ РАН, 1999
- Г. Пейдж , СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
- «Трактаты о вечном мире». М.: Соцэкгиз , 1963.
- Н. Карапетян
- И. Гордеева
- К. В. Стволыгин «Отказы от военной службы вследствие убеждений в Российской империи». Минск, РИВШ, 2010
- А. Д. Эпштейн
- (англ.)
Критика
- Даниленко И., Гусева О.
- А. Альмог
Ссылки
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-03-04
- 1