Родился в Золотоноше, но позже семья переехала в Черкассы. По собственному признанию: «семья была атеистической: дедушка, бабушка и отец — коммунисты»
.
В 1991 году окончил среднюю школу города
Черкассы
и поступил на физический факультет
Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко
. По собственному признанию: «с детства хотелось быть физиком. Готовил себя к этому. После школы поступил на физфак Киевского университета… Но душа уже к другому стремилась»
. Отучившись год, оставил светскую карьеру и поступил в
Киевскую духовную семинарию
, которую окончил в 1994 году
.
В 2001—2003 годах писал докторскую диссертацию в колледже святого Иоанна
Даремского университета
(
Великобритания
) по теме «Богословские споры в VII веке о действиях и волях в Христе». В 2004 году ему была присвоена степень
доктора философии
.
16—20 февраля 2008 года сопровождал предстоятеля Украинской православной церкви во время его визита в Польшу по случаю присуждения звания почётного доктора Христианской богословской академии
.
С 22 по 28 февраля 2008 года принял участие во встрече на тему «Свобода и ответственность с христианской точки зрения», проводимой в рамках богословского диалога с
Евангелической церковью Германии
.
27—31 марта 2008 года участвовал в заседании рабочей группы Комиссии «Вера и церковное устройство» в
Нью-Йорке
.
18 апреля 2008 года решением Священного синода УПЦ назначен председателем отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви
.
11 июня 2008 года вместе с архиепископом Белоцерковским и Богуславским Митрофаном (Юрчуком) посетил
Стамбул
, где в патриаршей резиденции на
Фанаре
состоялась встреча с патриархом Варфоломеем для согласования вопросов, связанных с
празднованием 1020-летия крещения Руси
.
10—12 октября 2008 года был в составе делегации, представлявшей УПЦ на Совещании предстоятелей Поместных православных церквей в
Георгиевском соборе на Фанаре
.
20 декабря 2008 года решением Священного синода УПЦ включён в состав созданной тогда же комиссии по подготовке участия епархий Украинской православной церкви в
Поместном соборе Русской православной церкви
.
31 января 2012 года на сайте «
Левый берег
» под псевдонимом «Глеб Коваленко» была опубликована его статья «Патриарх Кирилл и его церковное ГКЧП». Псевдоним был вскоре раскрыт, что привело к скандалу
. 15 марта 2012 года освобождён от должности первого заместителя председателя Учебного комитета
. 6 июня 2012 года освобождён от обязанностей секретаря комиссии
Межсоборного присутствия
по вопросам духовного образования и религиозного воспитания
. Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного синода РПЦ
.
После начала осенью 2018 года Вселенским патриархатом процедуры
дарования автокефалии церкви на Украине
назывался в СМИ, а также в интервью митрополита
Софрония (Дмитрука)
в октябре 2018 года, одним из кандидатов на пост
предстоятеля
автокефальной церкви Украины
. Согласно данным российского информационного агентства
Regnum
, получил личное приглашение патриарха Константинопольского Варфоломея на
Объединительный собор 15 декабря 2018 года
и прибыл в Киев из Лос-Анджелеса для участия в нём, но не был допущен администрацией президента Украины
.
Осудил
вторжение России на Украину
, выступал с критикой российских властей, отметил что «Путин классический еретик, который искажает учение, христианство»
.
12 марта 2022 года архимандрит Кирилл по результатам своей встречи с патриархом Варфоломеем в Стамбуле сообщил, что патриарх Варфоломей не отрицает возможности поминовения его имени на Украине без каких-либо дополнительных канонических процедур для тех, кто не видит для себя других вариантов
.
25 сентября 2023 года указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла запрещен в священнослужении без права ношения рясы и священнического креста и преподания священнического благословения на время рассмотрения дела в епархиальном суде Московской епархии. В Указе говорится, что «письменное обязательство верности Русской Православной Церкви было Вами неоднократно нарушено, что выразилось, в том числе, в Вашем сослужении с архиереями и священнослужителями Константинопольской Церкви, с которой решением Священного Синода прервано евхаристическое общение по причине грубого вторжения на каноническую территорию Украинской Православной Церкви»
.
31 октября 2023 гола епархиальный суд Московской епархии Русской Православной Церкви решил: «Признать, что на основании правила 25-го Святых Апостолов архимандрит Кирилл (Говорун) подлежит наложению на него канонического прещения в виде извержения из священного сана». Решение вступит в силу после утверждения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
.
↑
. Деятели Русской Православной Церкви
(неопр.)
.
Патриархия.ru
. Дата обращения: 13 декабря 2018.
17 апреля 2013 года.
(укр.)
.
(укр.)
(
(26 февраля 2009). Дата обращения: 13 декабря 2018.
21 июля 2012 года.
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(5 апреля 2005). Дата обращения: 13 декабря 2018.
17 апреля 2013 года.
(неопр.)
.
Православие.ru
(22 ноября 2005). Дата обращения: 13 декабря 2018.
9 мая 2015 года.
(неопр.)
.
Смоленская и Вяземская епархия
(22 апреля 2006). Дата обращения: 13 декабря 2018.
7 ноября 2016 года.
(неопр.)
.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве
(28 августа 2007). Дата обращения: 13 декабря 2018.
29 июня 2015 года.
(неопр.)
.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве
(3 декабря 2006). Дата обращения: 13 декабря 2018.
29 июня 2015 года.
Сидоренко М.
(неопр.)
.
Украинская православная церковь (Московского патриархата)
(26 декабря 2007). Дата обращения: 13 декабря 2018.
13 декабря 2018 года.
↑
(укр.)
.
orthodox.org.ua
(29 декабря 2008). Дата обращения: 13 декабря 2018.
13 декабря 2018 года.
(укр.)
.
orthodox.org.ua
. Дата обращения: 13 декабря 2018.
8 августа 2013 года.
(неопр.)
.
orthodox.org.ua
(20 апреля 2008). Дата обращения: 13 декабря 2018.
13 декабря 2018 года.
(неопр.)
.
orthodox.org.ua]
(22 мая 2008). Дата обращения: 13 декабря 2018.
13 декабря 2018 года.
(укр.)
.
orthodox.org.ua
(20 декабря 2008). Дата обращения: 13 декабря 2018.
23 августа 2013 года.
(укр.)
.
orthodox.org.ua]
. Дата обращения: 13 декабря 2018.
13 декабря 2018 года.
. Журналы заседания Священного Синода от 10 октября 2009 года
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(10 октября 2009). Дата обращения: 13 декабря 2018.
8 сентября 2012 года.
(неопр.)
.
Антимодернизм.ру
(16 февраля 2012). Дата обращения: 12 мая 2021.
12 мая 2021 года.
Марина ДОВЖЕНКО.
(укр.)
.
Релігійно-інформаційна служба України
(27 февраля 2012). Дата обращения: 12 мая 2021.
12 мая 2021 года.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(15 марта 2012). Дата обращения: 13 декабря 2018.
15 сентября 2012 года.
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(7 июня 2012). Дата обращения: 13 декабря 2018.
5 декабря 2012 года.
(неопр.)
Православие и мир
(27 октября 2014). Дата обращения: 13 декабря 2018.
10 января 2015 года.
(укр.)
.
YouTube
. Дата обращения: 13 декабря 2018.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 июня 2019.
29 июля 2020 года.
(рус.)
.
Страна.ua
(13 декабря 2018). Дата обращения: 2 июня 2019.
13 декабря 2018 года.
Яковлев Ф.
(неопр.)
ИА Regnum (4 января 2019). — «Говорун, несмотря на свою принадлежность к РПЦ, полностью поддерживает все решения КП о предоставлении «томоса» и действия украинской власти в отношении УПЦ». Дата обращения: 4 января 2019.
4 января 2019 года.
(рус.)
.
Meduza
. Дата обращения: 17 мая 2023.
17 мая 2023 года.
(рус.)
.
Новая газета
(18 декабря 2210). Дата обращения: 17 мая 2023.
18 марта 2022 года.
(неопр.)
. Главком (13 марта 2022). Дата обращения: 15 июня 2022.
13 марта 2022 года.
Роман Лункин.
(неопр.)
.
www.ng.ru
(5 апреля 2022). Дата обращения: 13 июня 2022.
13 июня 2022 года.
(неопр.)
.
moseparh.ru
. Дата обращения: 27 сентября 2023.
(неопр.)
.
moseparh.ru
(12 декабря 2023).
Публикации
научно-богословские и церковно-исторические статьи
// Альфа и Омега. — М., 1997. — № 3 (14). — С. 16—29
Из истории «Добротолюбия» // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2001. — № 1 (14). — С. 262—295
// Сретенский альманах. — История и культура. — М. : Изд. Сретенского м-ря, 2001. — 175 с.
// Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2001. — № 2 (15). — С. 204—230
// Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2001. — № 3 (16). — С. 86-106
Движение колливадов // Сретенский альманах. — История и культура. — М. : Издательство Сретенского монастыря, 2001. — 175 с.
// Сретенский альманах. — История и культура. — М. : Изд. Сретенского м-ря, 2001. — 175 с. — С. 45—48
// Сретенский альманах. — История и культура. — М. : Изд. Сретенского м-ря, 2001. — 175 с.
// Сретенский альманах. — История и культура. — М. : Изд. Сретенского м-ря, 2001. — 175 с.
// Сретенский альманах. — История и культура. — М. : Изд. Сретенского м-ря, 2001. — 175 с.
// Сретенский альманах. — История и культура. — М. : Изд. Сретенского м-ря, 2001. — 175 с.
// Studii Teologice, Bucureşti Seria A III-A, Anul I. 2005. — Nr. 2 (Aprilie — Iunie) — p. 101—121
// Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2004. — № 2 (27). — С. 178—194
К истории термина ἐνυπόστατον // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2004. — № 4 (29). — С. 227—239
// Леонтий Византийский: сборник исследований / ред. А. Р. Фокин. — М. : Центр библейско-патрологических исследований : Империум Пресс, 2006. — 672 с. — С. 655—665
// Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2005. — № 1 (30). — С. 77-85
Многообразие форм монофелитства в византийском богословии // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: Материалы. — Т. 1 : XV / гл. ред. В. Н. Воробьев, прот. — М. : ПСТГУ, 2005. — 389 с. — С. 117—122
// Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2005. — № 3 (32). — С. 188—205
Hristos — unic şi compus // Studii Teologice, Bucureşti Seria A III — A, 2005. Anul I, Nr. 2. — p. 101—121.
// Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2006. — № 2 (35). — С. 183—188
One Europe: two humanisms // Istina. 2007. — № 52. 1-2. — pp. 257—260.
Брестская уния в контексте деятельности римско-католических миссионеров на Востоке // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. 2006. — № 3 (36) — С. 80-90.
// Die Union van Brest (1596) in Geschichte und Geschichtsschreibung: Versuch einer Zwischenbilanz. Materialien des Intemationalen Forschungsgesprachs der Stiftung PRO ORIENTE zur Brester Union (Drittes Treffen: Lviv, 21.- 23. August 2006) und des Intemationalen wissenschaftlichen Symposiums des Institute für Kirchengeschichte der Ukrainischen Katholischen Universität «Die Union von Brest: Per-spektiven des wissenschaftlichen Konsenses im Kontext des nationalen und konfessionellen Diskurses» (Lviv, 24.-27. August 2006). Lviv, 2008. — C. 41—48
Серафим Саровский и Антоний Великий: преображение эпох, культур, душ // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2007. — № 4 (41). — С. 146—156
// Эсхатологическое учение Церкви: Москва, 14-17 ноября 2005 г.: Материалы. — М. : Синодальная Богословская Комиссия, 2007. — 643 с. — C. 186—195
// Православное учение о Церковных Таинствах: V Международная богословская конференция Русской православной церкви (Москва, 13-16 ноября 2007 г.). — Т. 1 : Таинства в целом. Крещение и Миропомазание. Евхаристия: литургические аспекты. — М. : Синодальная библейско-богословская комиссия, 2009. — 478 с. — С. 349—358
Papstamt: Manöver zwischen Extremen // Stiftung Pro Oriente. Jahrbuch 2008, ed. by Stiftung Pro Oriente. Pro Oriente. — Wien: Phoibos Verlag Wien, 2009. — Р. 166—171.
L’orthodoxie aujourd’hui: un espace pour la grâce // Irénikon. — 2009. — № 2. — Р. 193—211.
Controversy on Energies and Wills in Christ: Between Politics and Theology // Studia Patristica. — 2010. — № 48. — Р. 217—220.
Christ’s Will and Freedom according to the Sixth Ecumenical Council // Lutheran Forum. — 2010. — 44.2. — Р. 40-47.
Apostolicity and Right to Appeal // Heiligkeit und Apostolizität der Kirche, edited by Theresia Hainthaler, Franz Mali, and Gregor Emmenegger. — Innsbruck: Tyrolia, 2010. — P. 241—245.
Несколько замечаний по поводу структуры Поместных Православных Церквей // Труди Київської Духовної Академії. — 2010. — № 10. — P. 275—283.
Дальнейшие пути реформирования духовного образования // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. 2010. — № 2 (51) — С. 57-62
Recapitulatio (Ἀνακεφαλαίωσις) as an Aspect of the Christian Ecotheology // International Journal of Orthodox Theology. — 2012. — no. 3. — P. 61-68.
Convergence between Theology and Science: Patterns from the Early Christian Era // The Spirit in Creation and New Creation. Edited by Michael Welker. — William B. Eerdmans Publishing Company, 2012. — Р. 111—119.
// Філософська думка. 2013. — Sententiae IV. — C. 194—201.
De regionale en universele Kerk in de huidige orthodox-katholieke dialoog // Digitaal Oecumenisch Theologisch Tijdschrift. 2013. — № 20. — pp. 28-33.
Factors of the Church Unity From the Orthodox Prospective // Orientalia et Occidentalia. — 2013. — № 13. — Р. 95-102.
Kyrkan och samhällets födelse // Nod, Örebro. — 2013. — № 4. — Р. 36-41.
Church and Nation: Looking through the Glasses of PostSecularism // St Vladimir’s Theological Quarterly. — 2013. — № 57 (3-4). — Р. 423—430
Церковь и идеология: разделения и редукции // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2014. — № 3 (32). — С. 225—246
Evolution of Church Governance: From the Diaspora Model to Pentarchy // Iura Orientalia. — 2013. — № XI. — Р. 91-99.
De regionale en universele kerk in de huidige orthodox — katholieke dialog // Digitaal oecumenisch theologisch tijdschrift. — 2013. — № 20. — Р. 28-33
Influence of Neoplatonism on Formation of Theological Language // Studia Patristiса. — 2013. — № 58. — P. 13-18.
// Труди Київської духовної академії. — № 19. К., 2013 — С. 342—346
Borders of Salvation: Reading Fathers with Russian Theologians // Für uns und für unser Heil. Soteriologie in Ost und West; Forscher aus dem Osten und Westen Europas an den Quellen des gemeinsamen Glaubens, edited by Theresia Hainthaler, Franz Mali, Gregor Emmenegger, and Mante Lenkaityte Ostermann. — Innsbruck: Tyrolia, 2014. — P. 313—322.
Patristics after Neo-Patristics // A Celebration of Living Theology. Edited by Justin Mihoch and Leonard Aldea. Bloomsbury, 2014. — Р. 205—213.
// Труди Київської Духовної Академії. — 2014. — № 20. — C. 349-58.
// Предание и перевод, Київ: Дух і літера, 2014. — C. 83-91
Was Eastern Christianity Always Orthodox? // The Wheel. — 2015. — № 1. — P. 2-8.
Autocephaly as a Diachronic Phenomenon and Its Ukrainian Case // A Jubilee Collection: Essays in Honor of Professor Paul Robert Magocsi, edited by Valerii Padiak and Patricia Krafcik. — Prešov: Padiak, 2015. — P. 273—280.
Songs of Unity — Early Syriac Reflections on the Church // Begegnungen in Vergangenheit und Gegenwart, edited by Claudia Rammelt, Cornelia Schlarb, and Egbert Schlarb. — Berlin: Lit, 2015. — Р. 83-93.
Two Meanings of Freedom in the Eastern Patristic Tradition // Quests for Freedom: Biblical — Historical — Contemporary, edited by Michael Welker, Neukirchener: Neukirchen-Vluyn, 2015. — Р. 133—144.
Category of Values in Taxonomy of Secularly // International Philosophical Forum on Values. — Beijing, 2015. — Р.280-297
// Toward a History of the Desire for Christian Unity. Preliminary Research Papers. Proceedings of the International Conference at the Monastery of Bose (November 2014), edited by Luca Ferracci. — Zürich: LIT, 2015. — P. 45-55.
Maximus, a Cautious Neo-Chalcedonian // Oxford Handbook of Maximus the Confessor. Edited by Pauline Allen and Bronwen Neil. — Oxford; New York: Oxford University Press, 2015. — Р. 106—126.
Churches in the Ukrainian Public Square // Toronto Journal of Theology. — 2015. — № 1 (31). — P. 3-14.
Экклезиология общения как общий язык церковных традиций // Общение-Communio-Koinonia: истоки, пути осмысления и воплощения. Успенские чтения, edited by Константин Сигов. — K. : Дух і Літера, 2015. — C. 49-58
Humanitarianism and the Churches in Ukraine // The Review of Faith & International Affairs. — 2016. — № 1 (14). — Р. 43-50.
Critique of the Church Through the Prism of the Panorthodox Council // Θεολογία. — 2016. — № 1 (87). — Р. 63-71.
// Primacy in the Church: the Office of Primate and the Authority of Councils. Ed. John Chryssavgis. — Yonkers, NY: St Vladimir’s Seminary Press. — 2016. — Р. 511-30
Is the Byzantine ‘Symphony’ Possible in Our Days? // Journal of Church and State. — January 2016. — P. 280—296.
// Вестник русского христианского движения. — 2016. — № 1 (205). — С. 45-64.
Pan-Orthodox Council and Its Ecumenical Implications // MD. Materialdienst des konfessionskundlichen Instituts Bensheim. — 2016. — № 4 (67). — Р. 69-70.
The Theological Hermeneutics of The Russian Orthodox Church’s Basic Teaching on Human Dignity, Freedom and Rights // Christentum und Menschenrechte in Europa: Perspektiven und Debatten in Ost und West, edited by Vasilios N Makrides, Jennifer Wasmuth, and Stefan Kube. — Frankfurt am Main: Peter Lang, 2016. — Р. 45-48.
Humanitarianism and the Churches in Ukraine // The Review of Faith & International Affairs. — 2016. — 14, no. 1 (March 24). — Р. 43-50.
The Issue of Wills and Energies in the Perspective of the Dialogue Between the Eastern Orthodox and Oriental Orthodox // The Dialogue Between the Eastern Orthodox and Oriental Orthodox Churches, edited by Christine Chaillot. — Volos: Volos Academy, 2016. — P. 134—146.
Ideology and Religion // Kyiv-Mohyla Humanities Journal. — 2016. — № 3. — P. 23-35.
Civil Religion in the Orthodox Milieu // Political Theologies in Orthodox Christianity: Common Challenges and Divergent Positions Ed. Kristina Stoeckl, Ingeborg Gabriel, and Aristotle Papanikolaou. — London: Continuum. — 2017. — 253-62.
Conciliarity and the Holy and Great Council // Synodality: a Forgotten and Misapprehended Vision. Reflections on the Holy and Great Council 2016 Ed. Maksim Vasiljević, Andrej Jeftic, Alhambra, CA: Sebastian Press. — 2017. — Р. 81-98.
Ecumenism: Rapprochement Through Co-Working to Reconciliation // Religions. — April 27, 2017. — № 5 (8). — Р. 70-77.
Ethnophyletism, Phyletism, and the Pan-Orthodox Council // The Wheel. — Winter 12, 2018. — Р. 62-67.
Автокефалія та її український варіант // Матеріали міжнародної науково-практичної конференції Волинської православної богословської академії Української Православної Церкви Київського Патріархату «Людина між Церквою і світом: від антагонізму до синергії» // Eikon. — 2018. — С. 37-44.
// Политическое богословие / ред. Алексей Бодров и Михаил Толстолуженко. —
М.
: Издательство ББИ, 2019. —
С. 92—113
.
Fundamentalism in Eastern Christianity // Theology and the Political, edited by Alexei Bodrov and Stephen M. Garrett, Leiden: Brill, 2020. — p. 128—144
// История колливадского движения: Святогорские колливады — движение истинного духовного возрождения. — Пенза: Пензенская духовная семинария, 2019. — С. 215—234
«Philokalia: From a Manuscript to a Movement» // Actas II Congreso Internacional de Estudios Patrísticos, edited by Patricia Andrea Cinger and José Antonio Carrascosa Fuentes, 64-67, San Juan, Argentina: Editorial Universitaria UCCuyo, 2020. — pp. 64—67
// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. — № 1 (39). — С. 58-75
L’iniziazione alla communione ecclesiale oggi: dall’isolamento all’apertura transfigurante // Comunione e solitudine. — Edizioni Qiqajon Comunità di Bose, 2010. — P. 291—301.
// Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал : Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — 2011. — № 1 (54). — С. 202—211
// pravoslavie.ru, 13 марта 2011
// «Киевская Русь» 12.12.2013
// First Things. — 2014. — P. 41-44.
Die Kirche auf dem Maidan: die Macht des gesellschaftlichen Wandels // Ökumenische Rundschau. — 2014. — № 3. — Р. 383—404.
Die Kirche auf dem Maidan // Transit. Europäische Revue. — August 2014. — № 45. — Р. 153—163
«Politische Orthodoxie» als kirchliche Herausforderung // Religion und Gesellschaft in Ost und West. — 2015. — № 12. — Р. 22-25.
Waarheid en verzoening voor Oekraïne // Pokrof. — 2015. — № 3 (62). — P. 6-9.
Church-State Relations: Dilemmas of Human Freedom and Coercion // The Expository Times. — 2015. — № 10 (126). — Р. 469—474.
Le relazioni stato-chiesa. Dilemmi della libertà umana e dellecoerzione. // Luigi d’Ayala Valva, Lisa Cremaschi та Adalberto Mainardi, 299—309, Magnano, 2015.
Interpreting the Russian World // Churches in the Ukrainian Crisis, edited by Andrii Krawchuk and Thomas Bremer. — New York: Palgrave Macmillan, 2016. — P. 163—171.
Utilitarian Symphony: the Church-State Relationship in Russia // East-West Church Report. — 2018. — № 3 (26). — P. 14.
Foreword //
— p. IX—XI
Pastoral Care for the Ukrainian Orthodox //
— p. 41-46
// Religion During the Russian-Ukrainian Conflict, edited by Elizabeth A. Clark and Dmytro Vovk. — London; New York: Routledge, 2020. — p. 180—191
// The Church in a Period of Pandemic, edited by Petros Vassiliadis and George Demacopoulos. 2020. — p. 159—164.