Interested Article - Фолия

Фо́лия ( порт. folia , исп. folía , итал. follia , фр. la folie ) — остинатная модель, основа различных вариационных форм в старинной западноевропейской музыке. Первые образцы нотированной фолии — в трактате испанского теоретика Салинаса (1577), расцвет популярности вариаций на фолию — в музыке барокко (XVII и первая половина XVIII веков). Вариации на фолию встречаются вплоть до XX века (« Вариации на тему Корелли » С. В. Рахманинова).

История

Изначально фолия была карнавальным «потешным» танцем, подобно мореске . Сопровождалась кастаньетами , погремушками и другими инструментами, производящими шум . Его исполнители — мужчины, наряженные женщинами, — вели себя столь дико и шумно, что казались лишенными рассудка (отсюда и название танца, порт. folia страсть , безрассудство, двойная игра ).

Само слово «фолия» впервые встречается у португальского драматурга Жила Винсенте в пьесе на религиозную тему Auto de la Sibilla Cassandra («Акт Сивиллы Кассандры»), написанной на кастильском испанском либо в 1503 году , либо в 1513 году , и в ней фолия упоминается как «танец, исполняемый пастухами».

Датируемая 1490 годом нотная запись вильянсико «Родриго Мартинес» (Rodrigo Martinez) фиксирует раннюю, едва ли не первоначальную мелодико-гармоническую формулу фолии . Данное вильянсико неизвестного автора вошло в так называемый « Дворцовый песенник » (Cancionero de Palacio) — сборник вильянсико, романсов и танцев, составлявшийся на протяжении сорока лет (между 1474 и 1516 гг.) при дворе Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского . Голландская исследовательница-энтузиаст Ванита Резида (Wanita Resida) утверждает, что вильянсико другого автора, Франсиско де ла Торре, соответствующее гармоническому строю фолии, могло попасть в этот сборник на пару лет раньше, чем «Родриго Мартинес» .

Мелодико-гармонические формулы, служившие структурным каркасом фолии, в то время фигурируют также под названиями « паваны », « арии » и т. д. Сходны с фолией романеска (также часто называемая «певческой арией» — aria per cantar ) и «старинное пассамеццо ». Одну из таких моделей вместе с руководством к варьированию и образцами обработок приводит Диего Ортис в «Трактате об орнаментировании на клаузулы » ( Trattado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la musica de violones , 1553 год), также не называя её фолией .

Первые дошедшие до нас образцы мелодии, прямо обозначенной как «фолия», принадлежат выдающемуся испанскому теоретику Франсиско де Салинасу . В трактате «Семь книг о музыке» ( De musica libri septem ), опубликованном в Саламанке в 1577 году, он называет фолию «португальским танцем» и приводит два варианта мелодии.

В рукописи 1593 года « (исп.) » (Мадрид, Национальная библиотека ) наряду с анонимными вариациями на фолию (Cuatro differencias de folias) приводятся и «Десять вариаций на фолию», у которых указан автор — Хуан Андрес де Мендоса, « идальго из Уэски , искусный в пении, игре и танце».

В конце XVI — начале XVII вв. популярна не только в Португалии, Испании, но и в других странах Западной Европы как танец любовного содержания, сопровождавшийся игрой на гитаре. Музыкальный размер 3/4.

Согласно американскому музыковеду Ричарду Хадсону (Richard Hudson) фолии могут быть условно подразделены на ранние (записанные до последней четверти XVII века) и поздние .

Музыка ранних фолий быстрая и темпераментная, с преобладанием мажора. Позднее по своему строю фолия приблизилась к сарабанде, мажор сменился минором, темп замедлился .

Фолия у композиторов XVII—XX веков

Со 2-й половины XVII века сочинительство фолий выходит за пределы Пиренейского полуострова . В последующие три с половиной века к теме фолии обращались свыше 150 европейских композиторов .

В 1685 году в Лондоне в сборнике «Раздел скрипки» ( англ. The Division Violin ) английского издателя Джона Плейфорда впервые в Англии напечатана нотная запись вариаций на фолию, озаглавленная в содержании как « граунд Фаронелля» — по (слегка видоизменённому) имени французского композитора Мишеля Фаринеля , придворного музыканта английского короля Карла II .

В 1700 году в Риме выходит Опус № 5 Корелли , где последняя 12 соната представляет собой 23 скрипичные вариации на фолию, которые впоследствии обрабатывалась многими композиторами, в том числе Листом и Рахманиновым .

В 1705 году в Венеции опубликован скрипичный Опус № 1 Вивальди , где последняя 12-я соната «Фолия» завоёвывает соответствующей гармонической формуле достойное место в музыке эпохи барокко .

В 1706 году нотная запись «фаронеллева граунда» была опубликована без указания авторства в Лондоне в первой части сборника «Раздел флейты» ( англ. The Division Flute ) ещё одним крупным музыкальным издателем Англии (англ.) .

В 1815 году выходит одно из лучших оркестровых произведений Сальери — «26 вариаций на тему Испанской фолии» ( итал. Variazioni sull’aria La Follia di Spagna ) — которое связывает эту вариационную форму с музыкой эпохи классицизма .

Отдельные примеры вариации на фолию отмечаются в музыке XIX—XX вв., такие как, например, первая фраза рефрена 3-й части 6-го концерта Паганини , « » С. В. Рахманинова , а также современные аранжировки Карла Дженкинса (Karl Jenkins — ).

Примеры фолий

Музыковедческие атрибуции

Аутентичные фолии

См. также

Примечания

  1. . www.balletmusic.ru. Дата обращения: 2 сентября 2017. 26 марта 2018 года.
  2. Braga, Teófilo. Manual da Historia da Litteratura Portugueza.. — Porto: Magalhães e Moniz, 1875. — С. 234.
  3. (порт.) . www.uc.pt. Дата обращения: 21 января 2018. 22 января 2018 года.
  4. W.Resida. . Origins of the Early Folia . wresida.home.xs4all.nl. Дата обращения: 10 января 2018. 26 июня 2020 года.
  5. Кюрегян Т. С. Фолия (рус.) // Музыкальная энциклопедия : Советская энциклопедия, Советский композитор / Под ред. Ю. В. Келдыша. — М. , 1973—1982.
  6. (англ.) . Scribd. Дата обращения: 11 января 2018. (недоступная ссылка)
  7. . www.music-dic.ru. Дата обращения: 3 сентября 2017. 29 апреля 2017 года.
  8. Sarah Kirton. (англ.) // Northern California Spelmanslag News. — 2005. — Январь ( т. 15 , № 1 ). — С. 4—8 . 8 августа 2017 года.
  9. . www.folias.nl. Дата обращения: 6 сентября 2017. 12 сентября 2017 года.
  10. Музыковед Р. Хадсон отрицает привязку этого сочинения к истории фолии. Он указывает на то, что в Италии обозначение «Folia» использовалось для другой вариационной формы — вариаций на тему песни «Fedele» (см. статью: Hudson R. The Folia, Fedele, and Falsobordone // Musical Quarterly 58 (1972), p. 398—411).

Литература

  • Кюрегян Т. С. Фолия // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982 [ уточнить ] .
  • Richard Hudson ,The Folia, the saraband, the passacaglia, and the chaconne : the historical evolution of four forms that originated in music for the five-course Spanish guitar (compiled by Richard Hudson).Neuhausen-Stuttgart : American Institute of Musicology : Hanssler-Verlag, 1982. Description: 1 score (4 v.) : facsims. ; 30 cm. Series: Musicological studies & documents ; 35 Publisher No.: 68.735/10 Hanssler-Verlag 68.735/20 Hanssler-Verlag 68.735/30 Hanssler-Verlag 68.735/40 Hanssler-Verlag Contents: v. 1. The folia—v. 2. The saraband—v. 3. The passacaglia—v. 4. The chaconne. Subjects: Music—16th century. Music—17th century. Music—18th century. Folias (Music) Sarabands. Passacaglias. Chaconnes.
  • Фолия // Большая российская энциклопедия . Том 33. Москва, 2017, с. 454.

Ссылки

  • (порт.) в Бразилии
Источник —

Same as Фолия