Interested Article - Романеска
- 2021-12-27
- 1
Романе́ска (Romanesca) — остинатная гармоническая модель, которая широко использовалась в светской музыке преимущественно Италии и Испании, а также в других европейских странах, во второй половине XVI и в XVII веках. Происходит, по-видимому, от названия жанра испанской или итальянской танцевальной музыки в трёхдольном метре .
Краткая характеристика
Термин впервые встречается в 1546 году в виуэльном сборнике испанского композитора Алонсо Мударры (Mudarra), где словом «романеска» названы вариации на чрезвычайно популярное в тогдашней Испании вильянсико Guárdame las vacas (также в сборниках инструментальной музыки Л. Нарваэса , А. де Кабесона и многих других). Словом «Romanescha» названа анонимная пьеса ( табулатура ) в сборнике П. Фалеза «Carminum pro testudine liber IV» («Музыка для струнных инструментов. Книга 4»), опубликованном в том же 1546 году . В Италии аналогичного рода композиции засвидетельствованы в сборниках лютневой и клавирной музыки Антонио ди Бекки (1568), Антонио Валенте (1576) и многих других старопечатных нотных сборниках, в рукописях Винченцо Галилея .
На удобную и простую гармоническую модель романески писали различные мелодии, как, например, Bella citella de la magiorana , которую упоминает испанский теоретик музыки Франсиско Салинас . Кроме того (подобно многим другим гармоническим остинато), романеска использовалась как основа вариаций, где разрабатывалась мелодически и фактурно (как, например, в виольных ричеркарах из «Трактата о глосах» Д. Ортиса , 1553). Знаменитый пример романески — анонимная английская песня (конца XVI? века) « Зелёные рукава » (Greensleeves). В Италии XVII века романески (вокальные и клавирные пьесы в двухдольном метре и гомофонной фактуре) писали Джулио Каччини (и его дочь Франческа ), Сиджизмондо д'Индия , Адриано Банкьери , Клаудио Монтеверди , Джироламо Фрескобальди и другие композиторы.
В эпоху позднего Возрождения и раннего барокко, характеризующуюся быстрым развитием тонального мышления , практиковались также другие остинатные модели на основе кварто-квинтовой логики сопряжения трезвучий, в том числе весьма близкие романеске, но под другими названиями. Современные музыковеды не называют любое кварто-квинтовое остинато в раннебарочной музыке «романеской», а рассматривают романеску лишь как один из гармонических стереотипов раннетональной гармонии.
Примечания
- Вариант написания: Guarda me las vacas.
- См. ноты от 24 октября 2013 на Wayback Machine .
- В неопубликованной работе «Dubbi intorno a quanto io ho detto dell’uso dell’enharmonio» Галилей описывает романеску как вид многоголосной песни, в которой сопрано поёт "арию", в то время как остальные шесть-восемь голосов поют "гармонию" (I-Fn Gal.3).
См. также
Литература
- Apel W. Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700. Kassel, 1967.
- Apfel E. Entwurf eines Verzeichnisses aller Ostinato-Stücke zu Grundlagen einer Geschichte der Satztechnik, III: Untersuchungen zur Entstehung unf Frühgeschichte des Ostinato in der komponierten Mehrstimmigkeit. Saarbrücken, 1977.
- Predota G. Towards a reconsideration of the romanesca: Francesca Caccini’s Primo libro delle musiche and contemporary monodic settings in the first quarter of the 17th century // Recercare, V (1993), pp.87–113.
Ссылки
- 2021-12-27
- 1