Горько! (фильм, 1998)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Го́рько!» — российский комедийный фильм, дебютная полнометражная кинокартина режиссёра Жоры Крыжовникова , снятая в стиле «видео со свадьбы» . Сценарий к фильму был написан Алексеем Казаковым, Николаем Куликовым, Жорой Крыжовниковым по оригинальной идее продюсеров Ильи Бурца и Дмитрия Нелидова. Премьерный показ ленты состоялся 10 октября 2013 года в Нью-Йорке в рамках «Недели российского кино» .
Фильм вышел в российский кинопрокат 24 октября 2013 года. Картина получила положительные отзывы от большинства российских кинокритиков . В своих отзывах они отмечали, что режиссёр снял смешной, остроумный и по-настоящему народный фильм . «Горько!» является самым прибыльным отечественным фильмом в истории российского кинопроката, сумевшим собрать более 27,3 миллионов долларов при бюджете в 1,5 миллиона .
Фильм удостоен премии « Ника » в категории « Открытие года » (Жора Крыжовников) и номинации на «Нику» за « Лучший фильм », а также девяти номинаций на премию « Золотой орёл ». Через год, 23 октября 2014, в прокат вышло продолжение фильма — « Горько! 2 ».
В марте 2016 года мексиканская студия приобрела права на съёмки ремейка фильма , который вышел в 2018 году под названием «Горько в Мексике».
Молодожёны Наташа и Рома из Геленджика не могут договориться с родителями и решают провести сразу две свадьбы: одну — для родителей и родственников, в ресторане, с традиционными конкурсами, а вторую — для себя, как театрализованную вечеринку на берегу Чёрного моря. Но по иронии судьбы оба торжества в один прекрасный момент соединятся.
Актёр | Роль |
---|---|
Егор Корешков | Рома жених, журналист в местной газете |
Юлия Александрова | Наташа невеста, сотрудница газовой компании |
Ян Цапник | Борис Иванович Наташин отчим, бывший десантник, ныне работающий в городской администрации |
Елена Валюшкина | Татьяна мама Наташи, домохозяйка |
Юлия Сулес | Люба мама Ромы, Лёши и Димы, парикмахер |
Василий Кортуков | блёсен | Евгений Геннадьевич отец Ромы, Лёши и Димы, занимается изготовлением
Александр Паль | Лёша брат Ромы и Димы по прозвищу Хипарь, недавно вышел из тюрьмы |
Сергей Светлаков | камео приглашённый «звёздный» ведущий на свадьбу |
Валентина Мазунина | Ксюха девушка Лёши |
Данила Якушев | Семён начальник Наташи, организовавший молодожёнам «вторую свадьбу» |
Сергей Лавыгин | Туапсе со стороны жениха | дядя Толя родственник из
Сергей Габриэлян мл. | Дима младший брат Ромы и Лёши, оператор |
Анна Матвеева | Маша подруга невесты |
Анастасия Мельникова | Алинеша подруга невесты |
Анастасия Добахова | Люда подруга невесты |
Михаил Грубов | Саня друг жениха |
Александр Крюков | Пылик друг жениха |
Максим Казаков | Макс друг жениха |
Никита Пикалов | Рустам друг жениха |
Сергей Лобанов | Сергеевич друг Бориса Ивановича, бывший десантник |
Евгения Агенорова | бабушка со стороны жениха |
Наталья Арсентьева | Настасья Филипповна грустная тамада |
Владислав Ушаков | Григорий толстяк-оператор |
Александр Верхоляк | диджей |
Юлия Тигеева | певица |
На роль отчима главной героини режиссёр сначала выбрал Владимира Машкова , но у них не совпали рабочие графики , в итоге роль получил актёр Ян Цапник . Актёр приехал на пробы из Санкт-Петербурга и сходу наимпровизировал, по словам режиссёра, множество странных смешных текстов, которые сразу же были вписаны в сценарий . Ян Цапник, как и его герой в фильме, служил в десантных войсках, поэтому ему не составило большого труда влиться в коллектив десантников, с которыми он по сюжету исполняет песню « Синева ». В отличие от своего героя, в жизни актёр не носит усов, поэтому ему наклеивали искусственные .
По первоначальному сценарию, главной героине Наталье должно было быть 18 лет, и когда подходящая молодая актриса была найдена, продюсеры попросили проверить, как будет выглядеть использованная в фильме съёмка в стиле мокьюментари . На гонорары актёрам денег не было, поэтому режиссёр попросил поучаствовать в пробных съёмках всех своих знакомых и свою жену — актрису Юлию Александрову . Во время съёмок на неё обратил внимание один из продюсеров фильма — Илья Бурец, предложивший актрисе самой попробоваться на роль Наташи. Когда материалы с её видеопробами были отосланы ещё одному продюсеру фильма — Тимуру Бекмамбетову , тот сказал, что на роль невесты больше никого искать не нужно .
Съёмки проходили в мае 2013 года в Геленджике , Новороссийске и селе Дивноморском . Материал был отснят в короткие сроки — за 23 съёмочных дня .
Режиссёр фильма хотел показать реальных людей и реальную свадьбу : «Меня раздражает, что в наших современных комедиях наша страна выглядит как некая страна Гламурия, которая не имеет никакого отношения к России. Наши люди так себя не ведут, так не одеваются, так не шутят. Готовясь к съёмкам, мы искали вдохновение не в глянцевых журналах, а, скорее, в роликах с YouTube».
Готовясь к съёмкам, режиссёр опросил жителей Геленджика о песнях, чаще всего звучащих в ресторанах. Лидером опроса стала песня Михаила Шуфутинского «Левый берег Дона», которая в итоге звучит в фильме в числе первых.
В один из съёмочных дней в селе Дивноморском разразился шторм, сорвавший съёмку эпизодов свадьбы на берегу моря. Съёмочной группе пришлось переносить оборудование и разбирать декорацию ночного клуба, построенную на пирсе. Поднявшиеся волны дважды уносили в море специально сооружённую платформу, на которой Наташа ждёт Рому, плывущего к ней на лодке .
Исполнители главных ролей Юлия Александрова и Егор Корешков вместе уже снимались у Жоры Крыжовникова в короткометражке «Счастливая покупка». « Юля Александрова — драматическая артистка. Пережила все перипетии, как тонкий ручеёк облила сюжетные повороты своей органикой. <…> Егор — талант, обладает невероятной мужской харизмой. Чудесный жених, если нужны кому-то женихи в кино — бросаю клич», — говорит Жора Крыжовников об актёрах . Для Егора Корешкова это уже третий фильм, где ему приходится исполнять роль жениха на свадьбе .
Танец Валентины Мазуниной под « Одиночество — сволочь » отсутствовал в сценарии и был полностью сымпровизирован актрисой. Создателям картины так понравилась эта импровизация , что было принято решение включить её в окончательный вариант .
Начальная сцена «интервью», где Рома и Наташа рассказывают о себе, тоже была во многом сымпровизирована. В сценарии было только несколько фраз: «Я сначала думала, что он гей», «Я работаю в газовой отрасли, но я не газовик», — а остальное актёры придумали сами .
Фильм собрал в целом крайне положительные отзывы кинокритиков .
Кинокритик Андрей Плахов из газеты « Коммерсантъ » : «Фильм показал, что, если у создателей есть талант, попсовый сюжет необязательно должен быть воплощён плоско и пошло. <…> Фильм берёт и практически всюду выдерживает правильную интонацию между сарказмом и снисхождением, иронией и нежностью. В нём нет затянутых сцен, монтаж энергичен, артисты играют самозабвенно, но режиссёр их вовремя ограничивает рамками сюжета и времени».
Главный редактор журнала « Empire » Борис Хохлов назвал фильм «одной из лучших российских комедий последних лет, которая может стать по-настоящему народной. <…> Все силы они бросают на аутентичную, затягивающую картинку (эффект присутствия создаётся потрясающий) и сценарий, в котором буквально что ни реплика, то потенциальная крылатая фраза», — отметил кинокритик. «Это броское, смелое и вызывающее, но ни в коем случае не пошлое кино — и, к слову, после него патриотизм и любовь к своей стране и народу просыпаются не в меньшей степени, чем после той же „ Легенды № 17 “», — утверждает Борис Хохлов.
Антон Долин в журнале « Афиша » назвал фильм «первой по-настоящему талантливой, смешной и радикальной комедией постсоветской эпохи» на данную тему». По словам кинокритика, главная мысль фильма в том, что семья и родина — дар, от которого не отказываются и который не выбирают: «<…> когда все хором, со слезами уже не растерянности, но любви, всё-таки запевают треклятую лепсовскую „Натали“, сам себе не веря, начинаешь подпевать. И все печали утолены» .
По словам обозревателя газеты « Коммерсантъ » Лидии Масловой , свадебный ритуал в фильме представляет собой «модель гражданского общества в миниатюре и вмещает в себя всё и всех: весь спектр эмоций, весь репертуар дичайших выходок, все стилистические варианты безвкусицы и весь паноптикум эксцентричных персонажей в пограничном состоянии».
Обозреватель информационного агентства « Интерфакс » Александр Пасюгин отметил, что в фильме, как и в произведениях Гоголя, Крылова, Салтыкова-Щедрина, есть «гротеск в сочетании с реализмом, обманчивая документальность, эффект узнавания. <…> И ведь „Горько!“, как и произведения Гоголя, не становится чернухой при всей мрачности и безысходности показываемого на экране», — говорит Александр Пасюгин.
Обозреватель журнала « Сноб » Вадим Рутковский назвал ленту лучшей комедией года и «очень изобретательным, виртуозно поставленным и богатым на точные детали» фильмом .
Отрицательный отзыв «Под одеждой все голые» дал обозреватель « Российской газеты » Валерий Кичин : «Полтора часа наблюдать за натурально бухими персонажами — дело малоинтересное» и обозреватель газеты « Аргументы и факты » Елена Меньшенина: «Мысль режиссёра, который хотел показать весёлую русскую свадьбу, можно понять, но надо бы и меру знать» .
В 2014 году фильм стал претендентом на выдвижение от России на премию « Оскар-2015 » в категории « Лучший фильм на иностранном языке » , его основным конкурентом был фильм «Левиафан», набравший 14 голосов жюри российского оскаровского комитета. «Горько!» же получил 8 голосов .
В 2016 году британский актёр Рэйф Файнс выделил фильм из современных российских лент и сказал, что эта комедия ему очень понравилась. По его словам, его друзья из России сочли, что в этом фильме «русские показаны как пьяницы», на что актёр ответил: «Я удивился и засмеялся, потому что точно знаю, что может быть английская, французская, ирландская версия „Горько!“» .