Герб Амгинского улуса
- 1 year ago
- 0
- 0
Армия Кирги́зского улу́са — вооруженные силы киргизских родоплеменных Тянь-Шаня , существовавшие с XV по XIX века , в 1842 году были заменены вооруженными силами Кыргызского ханства .
Сведения о военной организации киргизского войска сохранились в китайских источниках XVIII века . Так, в труде «Сиюй чжи» ( Описание западных земель ), содержится информация о системе формирования киргизского войска и о функциональных обязанностях военных чиновников:
…Каждый раз, как неприятель вторгается в (их) границы и готовится сражаться, тотчас собирают соплеменников и назначают предводителей. Он-баши ( десятский ) глава десяти человек, жуз-баши (сотник) — глава сотни человек, минбаши (тысячник) — глава тысячи человек. Один тысячник командует десятью сотниками, один сотник руководит десятью десятниками, один десятник командует десятью подчинёнными… Их метод расстановки войска примерно следующий: ведающий боевым порядком кара-дугуань выстраивает войско и слушает приказы полководца. Что касается заготовки провианта и фуража, то этим делом ведает шанбек . Надзор за беглыми и праздно живущими, распускающими злостные слухи и затевающими беспорядки, осуществляют кара-казы и бача-шабу . В ведении полководца — позиция войска и отдача приказа в важных случаях. Обязанность сопи слушать его распоряжения и передавать приказы. Сопи — это то же, что у уйгуров чин шивея (офицер).
Информация о военной подготовке киргизского воинства конца XVIII века содержится в записях писаря казахского хана Абылая Ягуда Усманова. В своем показании Оренбургской губернской канцелярии от 27 января 1781 года он писал:
Чингис-султан ( сын Абылая ) и старшина Дат-батыр сказывали, что сей народ киргизы одного с ними магометянского закона и гораздо многолюдны ( по сравнению с Старшим жузом ). В воинском действии и во всех поступках против орд киргиз-кайсаков острее и проворнее.
Максимальная численность киргизского войска в 100 тыс. человек приводится в трудах «Си юй вэнь цзяньлу» ( Описание Западного края ) и «Та’рих-и Кипчакхани», написанным узбекским историком Ходжамкули-беком Балхи в 1722—1725 годах. Однако более реальные цифры в 20-30 тыс. человек приводятся в труде «Краткое известие о татарах», написанным П. И. Рычковым в 1745 году. Отдельные киргизские феодалы могли выставить свое личное войско численностью в 7 тыс. человек.
На вооружении киргизских войск в XVIII—XIX веках стояли пики , копья , сабли и боевые топоры ( айбалта ). Согласно наблюдениям В. В. Радлова возле каждой киргизской юрты стояло копье. Широкое распространение среди северных киргизов имели длинные копья, украшенные кистью из конских волос , а также боевые топоры ( айбалта ), производившиеся из прочной стали, которая позже «богато украшалась». Подтверждения этому отслеживаются в киргизском эпосе « Семетей »: «топор, сделанный из белой стали с золотым эфесом» ( кирг. балдагы алтын ак болот ); "топор из белой стали, украшенный серебром с ртутью ( кирг. ак болоттон кураган, күмүш менен актаган, сымап менен кооздогон ).
Оружием дистанционного боя являлся лук со стрелами, к которому в XVIII веке дополнилось и фитильное ружье . О защитном снаряжении киргизских батыров ( кирг. ак олпок ) имеется ряд упоминаний в киргизском эпосе « Манас », одежда имела безрукавки, верх которой был изготовлен из грубой ткани с двумя подкладками — верхней и нижней. Верхняя была изготовлена из шерсти, а нижняя заполнена песком или мелкими стальными стружками, также иногда обрезками твердого войлока. Факты о существовании у киргизов пулезащитного снаряжения ( кирг. торко ), прослеживаются в эпосе «Жаныш-Байыш».
Информация о вооружении киргизов в первой половине XIX века приводится в рассказе казахского простолюдина из племени аргын Среднего Жуза Калтая Бергиева, который с 1822 по 1834 годы находился в плену у киргизов. Он сообщал:
Вооружены они ( киргизы ) луками и саблями, копья редки. У нас, киргиз-кайсаков, напротив, у всякого копье есть, сабля не редкость, а луки и стрелы и того реже.
Согласно сведениям из «Сиюй чжи», военная тактика киргизских войск выглядела следующим образом:
они посадят в засаду людей в удобном месте и посылают понемногу солдат на перехват… или же заманивают в узкую горную долину, а как только враг пройдет, атакует наподобие облавной охоты.
По мнению ряда исследователей, такая тактика заманивания противников в ловушку путем ложного отступления в исторической литературе XVIII — XXI веков часто характеризуется нарицательной дефиницией как « скифский способ» ведения войны. По заключению И. В. Ерофеевой, «под это метафорическое определение обычно подпадает военное искусство всех разновременных номадных обществ внутренней Евразии , начиная от скифских племен дл различных этнокультурных групп номадов начала XX века — ближайших предков современных монголов , волжских калмыков , туркмен , казахов и киргизов ».
В рапорте русского посланника П. А. Бубенова на имя омского областного начальника С. Б. Броневского от 17 марта 1827 года содержатся сведения о ведении боя у киргизов. Рапорт сообщал, что когда цинские войска численностью в 7 тыс. человек вторглись в кочевья «Атынтайлак-бия» ( братьев Атантая и Тайлака ), то:
сей бий со своими подчинёнными киргизами, держа сторону Джангир-ходжи, и условясь с ним до ходжина войска гнали с тылу и заведя в горах ущелье, то есть узкое место, из ходжино войско половина оставлена позади, а другая впереди, и в одно время с обеих сторон напали с помощью киргиз на китайцев, так что сии не в силах были защищаться, истребили все войско и с главнокомандующим, кроме что освободились из сего до 20 человек китайцев, которые доставили о сем сведение в Кашгар.
По заключению А. Н. Бернштама киргизы придавали огромное значение особенностями ландшафтам, используя каждую возможность позиционных удобств с выгодой для себя и невыгодой для противника. Особенно это сказалось в борьбе киргизов за независимость на Тянь-Шане , где горная местность региона, была «верным, надежным союзником». Горы Тянь-Шаня превращались киргизами в «крепость», где каждое ущелье и скала «были их другом и помощником».