Важность статьи для проекта «
Мифология
»:
средняя
Эта страница была
предложена к объединению
со страницей
. В результате обсуждения было решено страницы не объединять.
Аргументы и итог обсуждения доступен на странице
Википедия:К объединению/16 марта 2015
. Для повторного выставления статьи к объединению нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать
правила
.
Эта страница была
предложена к объединению
со страницей
. В результате обсуждения было решено страницы не объединять.
Аргументы и итог обсуждения доступен на странице
Википедия:К объединению/22 марта 2015
. Для повторного выставления статьи к объединению нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать
правила
.
Насколько мне известно, Чёрт - одно из названий Чернобога. 07:08, 4 сентября 2010 (UTC)
Карикатура
Почему Наполеон?
1. Это указано в названии файла
2. "Младенец" имеет внешность Наполеона, а никак не Вильгельма.
3. Младенец обёрнут лентой цветов французского флага.
00:49, 9 октября 2010 (UTC)
[
]
"См. также" - Гномы и др.
Предлагаю добавить в раздел "См.также"
гномов
. Гномы тоже в основном подземные как и черти (черти изображены подземными духами на картине 1916 г. в самой статье), или иногда домашние (см. мотив
Садовые гномики
или черти из овина/бани, вот
по мотиву). Черти как и гномы - малого роста, бородатые, косматые, рогатые (гномы в мифологии 20-21 века - носят рогатые шлемы, а про облик чертей в самой статье нет данных старее начала 20 века). Как и гномы черти магически озорные, их шутки часто жестоки. Они волшебные существа/духи. Гномы по скандинавским мифам - "тёмные нижние эльфы, рожденные от могильных червей", "проклятые богами так что на солнечном свету превращаются в камень". И те и другие, как и фавны с сатирами, - любители алкоголя с "блэкджеком и шлюхами". По-моему, схожестей достаточно чтобы поместить ссылку в раздел "См.также". --
21:13, 13 марта 2015 (UTC)
[
]
Этнографические источники никак не связывают гномов и чертей. Это
орис
. И перестаньте устраивать
войну правок
. --
Лобачев Владимир
08:13, 14 марта 2015 (UTC)
[
]
1. Ознакомьтесь сначала с правилами перед тем как заявлять о их нарушении, см. личные СО. 2. Раздел "См.также" не предназначен для приведения в нём этнограф.связей и АИ. --
16:16, 14 марта 2015 (UTC)
[
]
Хорошо, смотрим на статью, сплошные орисы. Поставил запросы АИ. Следует ли также удалить из "См.также" ссылки на др.статьи без явных этнограф.связей - Дивы, Фавн, Аид и т.п.? --
16:42, 14 марта 2015 (UTC)
[
]
В статье было аж 2 ссылки на
. Цитата:
"Только в народных массах продолжает жить вера в козни Ч. и всяких его разновидностей — водяных, леших, эльфов, гномов"
. --
21:50, 14 марта 2015 (UTC)
[
]
Прибалтийская мифология?
А какое отношение к персонажу славянской мифологии
? Или
вяльняс
это — синоним слова
чёрт
? --
Лобачев Владимир
22:41, 14 марта 2015 (UTC)
[
]
Это называется балто-славянская мифология. Да, ссылка в статье + ещё добавил. Ну и описание идентично. Можете сами почитать. На rutracker.org есть укр.переиздание Осиповой, без указания составителя Н.Велюся, его предисловия и послесловия(50 стр.комментариев с инфой когда и где записан каждый вариант сказки). скана оригинала в сети нет. Про вяльняса там 2 раздела, урезаные по числу сказок в 3 раза, содержание в конце. --
05:40, 16 марта 2015 (UTC)
[
]
Преамбула не соответствует содержанию ('
Чёрт
— злой, озорной, игривый и похотливый дух в
славяно-христианской
мифологии
). Надо изменить или преамбулу или содержание. --
Лобачев Владимир
07:27, 16 марта 2015 (UTC)
[
]
Как? Если не ошибаюсь, нет источников о дохристианском чёрте. Ранее бы Велес, прибалт.Вяльн(яс), и в районе Византии до крещения понятно кто с таким же обликом. --
19:01, 16 марта 2015 (UTC)
[
]
Разговор о Прибалтийской мифологии, которая, согласно преамбуле, к теме статьи не относится. --
Лобачев Владимир
02:13, 17 марта 2015 (UTC)
[
]
поменял так. «Чёрт» исключительно слав.имя, но и в слав. сказках он зачастую зовётся «нечистый дух» и т. п., а «чёрт» не употребляется. --
15:03, 18 марта 2015 (UTC)
[
]
Отменил
ибо 2 разных предложения: «
чёрт
в слав.-христ. мифологии», «под другими синонимами (
дьявл, вяль.
) в мифологии Вост. Европы». --
03:11, 19 марта 2015 (UTC)
[
]
Данная статья о персонаже славянской мифологии. О персонаже балтийской мифологии см.
Вяльнас
. На данный момент — это отдельные статьи и без
решения администраторов
их объединять нельзя. --
Лобачев Владимир
04:38, 19 марта 2015 (UTC)
[
]
Данная статья о «чёрте». Поясните
, это к последнему источнику или вообще? в последнем дан перевод на русский. Итоги подводят не администраторы. --
05:36, 19 марта 2015 (UTC)
[
]
Из преамбулы вытекало, что это было русское слово.
понятно. --
Лобачев Владимир
08:20, 19 марта 2015 (UTC)
[
]
Порядок разделов
Смущает порядок разделов. «Образ в мифологии» должен стоять выше или нет? «Использование в рус.языке» — синонимы и этимологию обычно пишут выше основного текста. Но тут выглядит как менее значный комментарий, или нет? А «использование в тюремно-просторечном жаргоне»? — вроде относится к использ.в рус. языке. --
17:45, 18 марта 2015 (UTC)
[
]
Славяно-христианская мифология
Такого понятия (статьи) (см.
), как «Славяно-христианская мифология» в Википедии нет, хотя, предполагается, что это довольно своеобразная мифология, созданная из смеси языческих представлений славян и христианства. Что будем делать?
Переписал преамбулу — вопрос вроде снялся. --
Лобачев Владимир
08:34, 19 марта 2015 (UTC)
[
]
Это цитата из «Березович, Виноградова»? По-моему очень сомнительный стиль, впечатление что авторы — обычные
рерайтеры
, которыми завален интернет, расценки — 30руб/1000 символов, 2 рубля/150 симв.
«центральный персонаж европейской мифологии»
— не центральный персонаж, и только Восточно-европейской мифологии, и только в славянском фольклоре и то частично (зачастую под синонимами, и на границах восточно-веропйской равнины под иноязычными именами).
«церковно-книжных представлений»
— в Евангелии и Торе(Ветхом завете) чёрт не упомянут.
«носителе абсолютного зла»
— это про дьявола, и то коряво, например «сатана» в Библии и еврейской мифологии — слуга бога, типа палача или прокурора/судьи (собственно сатана и переводится как
«обвинитель в суде»
), «чёрт» вообще комичный персонаж, зачастую как и вяльняс вольно или невольно помогает людям, а с ведьмами вообще дружит.
«о вредоносных духах»
— в сказках это существо а не дух, его обычно во всех балто-слав.сказках за хвост ловят и полбу стучат.
«присутствующих в земном пространстве»
— Ы?
«В народной демонологии славян»
— хм…
«трактуется неоднозначно»
— это как?
«как особый мифологический персонаж с индивидуальным набором признаков»
— эту строку явное выдал
.
По-моему, лучше вернуть прежнюю преамбулу и улучшить, чем эту переписывать. --
01:59, 20 марта 2015 (UTC)
[
]
Коллега, основополагающие правила проекта —
ВП:АИ
,
ВП:ПРОВ
. Ваше мнение, как и моё, здесь мало кому интересно. --
Лобачев Владимир
04:17, 20 марта 2015 (UTC)
[
]
из приамбулы упоминание «христианства», как было изначально. В рус. и балто-слав. сказках персонаж зачатую упомянут вне его — с Бабой Ягой и народными верованиями. Мнения? --
06:12, 20 марта 2015 (UTC)
[
]
К чему относится запрос АИ — выделено цветом, т.е. ко всей преамбуле. «Вики-ссылка» — в данном случае имеется ввиду гипер-ссылка (переход) на иную статью, а не ссылку (сноску) на авторитетный источник. --
Лобачев Владимир
10:43, 20 марта 2015 (UTC)
[
]
ВП:Не доводите до абсурда
, там разные утверждения, уточните запрос. В приведённых выше правилах речь о "ссылках на источники" (сносках), см.внимательней. В преамбуле краткое содерж.статьи ниже, следовательно ссылки см.ниже.--
12:33, 20 марта 2015 (UTC)
[
]
Запрос
абсурден
, убираю. Если хотите обращайтесь к администраторам.--
19:42, 21 марта 2015 (UTC)
[
]
Вы должны знать, что запрос АИ нельзя убирать. Его можно заменить на сноску с указанием источника. --
Лобачев Владимир
21:06, 21 марта 2015 (UTC)
[
]
Тогда бы любой
вредина
ставил такой запрос на всю статью и на каждое междометие. --
22:42, 21 марта 2015 (UTC)
[
]
Ссылки на художественную литературу
На художественную литературу недопустимо ссылаться. Если считаете, что сюжет Пушкина аутентичен ищите АИ, в котором это указано и ставьте ссылку на него.
Cathry
13:25, 22 марта 2015 (UTC)
[
]
Что значит аутичен? Вы утверждаете что Пушкин не имеет отношения к фольклору? Пробовали как я предлагал ввести в гугл "Пушкин фольклор"?
(Я просто в шоке от такого утверждения... Ладно Вы взялись редактировать статью вяльняс, при этом как признались не читали сказок о вяльнясе, и удаляете АИ на словари и энциклопедии о нём. Но тут...)
Где сказано, что нельзя ссылаться и цитировать Гоголя и Пушкина?
Я читала сказки и русские, и литовские, впрочем нечего переходить на личности. Да, Пушкин и Гоголь - это не
фольклор
и мифология. И не ведите войну правок, иначе придётся обратиться к администраторам.
Cathry
02:45, 23 марта 2015 (UTC)
[
]
Пугать не надо. Войны правок нет, всё в рамках
ВП:КОНС
, хотя это утверждение на уровне
ВП:НДА
. Что Пушкин не фольклор - ерунда, гугл в помощь. И при чём тут фольклор, если персонаж далеко выходит за его рамки?.. Ещё раз прошу указать правило запрещающее в статье о худож.персонаже цитировать Пушкина и Гоголя. --
04:20, 23 марта 2015 (UTC)
[
]
Война правок есть, вы настойчиво добавляете неуместную по мнению других участников информацию. Это статья о мифологическом персонаже. Пушкина можно упоминать в разделе "В художественной литературе".
Cathry
04:37, 23 марта 2015 (UTC)
[
]
Не соглашусь, что Пушкину и Гоголю место в "Худож.литературе", именно на основе их сказок за 200 лет фольклор существенно развился, и наверняка собранные после написания их произведений известные нам Русские сказки Афанасьева уже были созданы народом на их основе (это написано например в моей книге в Предисловии к сборнику Афанасьева). Добавление неуместной по мнению др.уч. инфы регламентируется ВП:КОНС,
ВП:ВОЙ
другое. Тут я вижу
ВП:НДА
. Смотрите, Вы запрашиваете АИ идентичности чёрта и вяльняса - я привожу ссылки на словари и энциклопедии, - Вы их грубо удаляете, запрашиваете АИ что "чёрт - грязнуля", я привожу, опять грубо удаляете - вот это нарушение ВП:КОНС, Я прошу привести правила где запрещено ссылаться на Пушкина в статье о персонаже худож.вымысла - молчите и опять же откатываете, опять нарушение ВП:КОНС... Это бодание как на картинке в ВП:ВОЙ. Если собираетесь удалять подобные ссылки и цитаты - предлагаю Вам начать Великую чистку например со статьи
Сатана
- удалить цитаты и ссылки на Библию, Мастера и Маргариты, Мильтона и т.д. Ну и так дальше во всей википедии. :) --
05:11, 23 марта 2015 (UTC)
[
]
Не соглашайтесь. Можно ещё не соглашаться с тем, что статьи по биологии нужно писать не на основе современных научных изданий, а на основе греческих мифов. А в статье Сатана Булгаков и Мильтов в разделе "Сатана в искусстве". Если есть ещё где-то, укажите, я уберу.
Cathry
15:39, 23 марта 2015 (UTC)
[
]
Произведения А. С. Пушкина не являются частью
мифологии
и не могут служить подтверждением представления народа о том или ином мифологическом персонаже. Пушкин и Гоголь не являются специалистами в области мифологии и фольклора. См.
ВП:ЭКСПЕРТ
. --
Лобачев Владимир
05:29, 23 марта 2015 (UTC)
[
]
:D
ВП:ЭКСПЕРТ: "Публиковались ли работы автора по данной теме в авторитетных научных журналах?"
А все то думали что наоборот - именно на исследованиях вклада в фольклор этих авторов написаны научные работы, и созданы научные журналы и институты... А оно во как, это новое слово в гуманитарной науке... :) --
06:01, 23 марта 2015 (UTC)
[
]
Вы и впрямь считаете, что Пушкин и Гоголь чем-то дополнили
фольклор
? --
Лобачев Владимир
06:35, 23 марта 2015 (UTC)
[
]
Мне кажется тут не ВП:КОИ а ВП:ЗКА всё-таки.
Cathry
15:39, 23 марта 2015 (UTC)
[
]
В таком случае, такие произведения, как "
Слово о полку Игореве
" неизвестного автора и "
Повесть временных лет
" Нестора - неавторитетные источники, т.к. являются памятниками древнерусской художественной литературы, при этом тот же Нестор еще и явно ангажированный Церковью автор.
При этом, соглашусь, что если считать АИ любой художественный вымысел, а особенно конца ХХ-го и начала XXI-го веков, когда жанр "популярная фантастика" оформился в коммерческое и популярное направление в литературе, то тема рискует скатиться в форменный абсурд.
Вопрос весьма тонкий! Как быть?
Здесь важно понимать, что Гоголь и Пушкин - люди XIX века, эпохи
классицизма
и
романтизма
, а не
модернизма
XX-го и
постмодернизма
XXI-го. И писали свои произведения в контексте той культуры, которой были окружены, из которой происходили (бытие определяет сознание), т.е. - окружены-то они были все таки в значительной мере русской аутентичной культурой, которая у них была под рукой, а не комиксами, телевидением и интернетом (глобализм). Степень фантастичного для русского романтизма XIX века была сильно привязана к рамками национальной культуры и национального мифологического сознания - Гоголь, например, выходец из народной, провинциальной среды, причем - народной среды XIX века, когда мистическая, религиозная архаика и суеверия в народе были в десятки раз мощнее, чем скажем, в промышленный, модернистский, социалистический и идейно материалистический ХХ век, или и того чище - коммерческий, цифровой и глобалистский XXI. Т.е. - фантастичное в романтизме XIX века едва ли могло выйти за рамки национальной русской культуры. Это случилось лишь в эпоху
русского авангарда
, в эпоху модерна. И достигло своего расцвета в эпоху коммерциализации, постмодернизма, когда фантастика определилась в жанр и "пошла на конвеер", когда писателю стало совсем не обязательно отражать и цитировать мифологические и традиционные образы - фантастика стала самостоятельным и зачастую довольно коммерческим явлением, оторванным от аутентичности.
Тут я могу посоветовать автору разобраться с историей искусства, его функциями в эпоху классицизма/романтизма, модерна/модернизма и постмодернизма.
В целом, я полагаю, что Гоголь и Пушкин достаточно хорошо отражают народную мифологическую культуру XIX века, т.к. романтизм в отличии от модерна и пост-модерна, базируется на традиционалистском подходе, на цитировании, стилизации, обработке традиционных форм. Более того, Гоголь и Пушкин в эпохи модерна/модернизма/постмодернизма оказали огромное влияние на сохранение национального русского сознания - без их сказок и повестей в 20 веке от русского культуры не осталось бы и камня на камне - голый модерн принципиально настроен на синтез нового, и если и цитирует какие то традиционные сюжеты и образы, то весьма широко и вольно. Постмодернизм еще более радикален.
Поэтому, нельзя так яро сбрасывать со счетов Гоголя и Пушкина, как и других писателей начала-середины XIX века. Эти люди - свидетели эпохи.
Но тут важно добавить: Гоголь и Пушкин - это взгляды именно XIX века, а так же восприятие русской мифологии конкретно Гоголем ("в творчестве Гоголя черт такой-то"), восприятие конкретно Пушкиным ("в творчестве Пушкина черт такой-то"). Как и в научной практике, тут следует учитывать особенность этнографии, истории и фолклористики - единого мнения нет даже у маститых ученых, взгляд на проблему всегда лежит на пересечении мнений.
Roman2299
19:54, 19 сентября 2015 (UTC)
[
]
Чёрт — тоже что бес?
После
в в определении появилось
«Чёрт — тоже что бес»
со ссылкой на статью Беловой О. В. «Бес» (Славянские древности: Этнолингвистический словарь, 1995).
Открываем эту статью и смотрим:
БЕС — злой дух, демон. В народной демонологии представления о бесе развивались под влиянием книжной (церковной) традиции,
сближались
с поверьями о черте, дьяволе.
—
Стр. 164
В древнерусских памятниках и светских повестях бесы вызывают болезни («недуги лечат чарами и наузы, немощнаго беса, глаголемаго трясцю, мняться прогоняюще некими ложными письмены...»); кликушество, любовные недуги (блудный бес), пьянство (пьяный бес). Эти функции беса сходны с функциями черта, лихорадки. В позднейших христианских легендах бес наносит нравственный вред (отвлечение от молитв, лесть, козни, внушение ложных помыслов.) В устных пересказах заклинательных легенд беса
заменяет
черт. Книжные и народные легенды о бесе и о черте имеют
сходные мотивы
: сотворение мира, свержение падших ангелов с неба н др. Взаимозаменяемы бес и черт в молитвах и заговорах. В фольклоре бес 'нечистый дух* употребляется под влиянием книжной традиции («бес вселился», «бес попутал»).
—
Стр. 165
Можно ли из этих фраз фраз сделать вывод, что «чёрт — тоже что бес»? Лично я сомневаюсь, учитывая в указанном уважаемом издании отдельных статей: «Бес» и «Чёрт». --
Лобачев Владимир
11:09, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
«У вост. славян черт и бес — синонимы»
. Разве сейчас статья только о восточнославянском мифологическом существе? Вы сами интернационализировали статью, добавив описание и балтийского мифологического персонажа! Эта правка неконсенсусна. Предлагаю пока не вносить правок, существенно меняющие смысл статьи, пока не будет подведён итог Вашего же предложения по объединению данной статьи со статьёй
Бес
. --
Лобачев Владимир
12:48, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Про велняса раздел ниже, +уже обсуждали раз 200 на разных СО. --
21:24, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Иерархия чертей
Про иерархию зла в русском народном творчестве нужен отдельный раздел (и, может быть статья). Материалов вполне достаточно. Думаю, что во введении, кратко, сложные отношения между дъяволом, бесом, и чёртом не опишешь (во избежание непонимания, это не противоречит объединиению соответствующих статей; у меня пока позиции по такому объединению нет).
Викидим
17:53, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Про иерархию чертей хорошо написано в
СДЭС
(дьявол = сатана, черти - среднее звено и мэнэджэры, бесы - младшие). Будет время внесу в статью. --
18:16, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Раз уж на то пошло, то я думал, что чёрт представитель ранга искуссителей -
Nik Arhonto
5 января 2021.
Опять про велняса
«У вост. славян черт и бес — синонимы»
. Разве сейчас статья только о восточнославянском мифологическом существе? Вы сами интернационализировали статью, добавив описание и балтийского мифологического персонажа! Эта правка неконсенсусна. Предлагаю пока не вносить правок, существенно меняющие смысл статьи, пока не будет подведён итог Вашего же предложения по объединению данной статьи со статьёй
Бес
. --
Лобачев Владимир
12:48, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Балтийский велняс во всех академичных АИ и рус-балт. словарях переводится как
чёрт
, именно
чёрт
не
дьявол
. Ваш протест против множества академичных АИ к статье не относится. --
14:19, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Опять же это только Ваш орисс. Например
СДЭС
:
«Чёрт — центральный персонаж славянской (и европейской) мифологии».
Почему «только о славянской, даже восточно-славянской мифологии»? — Я например привёл ссылку и картинку на зап.-слав. (чешский) «Гигантский кодекс» и ссылки на польские сказки. В преамбуле прямо написано что мифология Восточной Европы. --
15:46, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Не надо валить с больной головы на здоровую. Статья предполагалась не только о славянском понятии, но тогда, правда, в статье ничего не было про балтийскую или какую-либо иную мифологию. Она могла подойти для обзорной статьи об аналогах чёрта у всех европейских народов, также для этого хорошо бы подошла и статья
Демон
. Но затем европейская мифология из определения была убрана, а в текст наоборот европейская (балтийская) мифология была добавлена. И сейчас данная статья то ли о понимании чёрта славянами, то ли славянами и балтами, а может и теми и другими и всеми остальными европейцами? Для меня загадка. --
Лобачев Владимир
16:28, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Что кто-то планирует - его личное дело, статья о том кем названа. Почему тут велняс см. выше первый мой ответ в этом разделе. --
16:52, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
«Вымышленное» существо
Откуда
мифологическому персонажу? В статье
Березович Е. Л., Виноградова Л. Н.
«Черт» на указанной странице 519 этого нет. Обычно фраза «Вымышленное существо» применяется к авторским сочинениям, но не к народной мифологии. --
Лобачев Владимир
11:25, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Я правильно понимаю, что черти с рожками и копытами реальны? А моё сомнение что они вымышленны - лишь мой
вп:орисс
? --
14:35, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Между словами:
мифологические
и
вымышленные
разницы не видите? Т.е., если будет написано (в соответствии с АИ), что это мифологический персонаж — Вы будете ожидать его увидеть в супермаркете? --
Лобачев Владимир
14:52, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Непонял. Имеете ввиду чёрта-кассира? --
15:32, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
По-моему, «мифический» лучше, чем «вымышленный». «Вымышлены» всякие
Симпсоны
, а здесь есть, что изучать (собственно сказания). Авторы оных научных работ тоже в отношении нечисти обычно употребляют «мифический».
Викидим
17:49, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
убрал. --
18:19, 3 мая 2015 (UTC)
[
]
Опять про синонимы
:
У вост. славян черт и бес — синонимы
(ср. лысый бес — лысый черт; хромой бес — хромой черт, общие эвфемизмы: злой, нечистый, беспятый). Общие у беса и черта внешние черты. Бес — родовое название всех демонологических персонажей
иконографические типы ... зубчатые крылья, хвостик, длинные когти, высунутый язык, остроконечная голова, волосы шишом (ср. рус. диалектное шиш, шишко 'черт')', рожки (не ранее XVII в.), с XVII в. — фантастические костюмы. С начала XVIII в. изображения бес превращаются в живописную характеристику греха, порока (бес пьянства — обрюзглый Силен, бес обжорства — со свиным рылом).
— Бес // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1995. — Т. 1. — С. 165.
Согласно этой цитаты, бес и чёрт синонимы только у восточных славян. У прибалтов и другие европейские народы такого не сказано. Таким образом, если мы вообще говорим, не привязываясь к конкретным народам, то нужен АИ. --
Лобачев Владимир
17:23, 26 мая 2015 (UTC)
[
]
По-моему, спор чисто лингвистический, и различие дьявол-бес-чёрт может рассматриваться только в контексте конкретного языка, в данном случае русского или близких к нему. Попытка уйти от лингвистики к понятиям «европейских народов» приведёт к тому, что многие статьи о нечисти потребуется сливать (
велняс
от чёрта отличается в основном буквами). Словарь отнюдь не говорит «только»; пока не указаны АИ на
различие
, я бы истолковывал приведённый текст в смысле «у восточных славян есть два синонимичных слова для одной и той же нечисти» (а у других народов есть другие слова).
Викидим
17:41, 26 мая 2015 (UTC)
[
]
1. В статье приведена полная цитата. Там видно, что слова «у восточных славя» только в одном предложении. Чуть выше написано «взаимозаменяемы» без национальной атрибуции, то есть на всём языковом пространстве использования этих слов. В
СДЭС
в статье Чёрт тоже используется как синоним, пишется
чёрт
— двоеточие — и цитата со словом
бес
, а не
чёрт
. Там же:
«Во всех слав. языках есть образования от *бес. У всех славян отмечены также заимствования от „дьявол“, „сатана“, которые нередко выступают синонимом „чёрта“, но в их значениях обычно сильнее проявлен компонент „противник Бога“.»
2. Тема тождества с прибалт.велнясом, много-много-многократно обсуждалась. Если опять непонятно, перечитайте СО и множество АИ. А лучше почитайте
ВП:ПОКРУГУ
. --
17:43, 26 мая 2015 (UTC)
[
]
Итог
Коллеги, давайте решим так. Писать
«то же, что бес[1][2] и близок понятию дьявол[3][4][5]»
и тем более первыми же словами в преамбуле не будем, учитывая спорность текста и неполную тождественность понятий. О близких и синонимичных понятиях есть раздел «Использование слова чёрт в русском языке», там все подробности и следует излагать и крайне желательно —
без самостоятельных выводов
. Т.е., если написано о синонимичности у восточных славян, то так и писать; написано, что у беса и чёрта общие внешние черты — так и писать; и т.д. На правах посредника
ВП:НЕАРК
. --
Vajrapáni
(
обс.
) 12:09, 5 января 2017 (UTC)
[
]
Иллюстрация
Основная картинка сейчас ужасна: вместо мифологического персонажа — какой-то
капустник
с костюмом с виду китайского производства и совершенно безвкусной раскраски. Давайте пушкинскую картинку, что-ли, поставим? Или какое-нибудь произведение искусства, желательно, чёрно-белое.
Викидим
17:55, 26 мая 2015 (UTC)
[
]
В принципе для основной картинки лучше исторический оригинал, чем реконструкция с капустника. Любопытно, это
? --
18:08, 26 мая 2015 (UTC)
[
]
Картинок конкретно с чёртом мало:
, есть с дьяволом
. Например:
— подписана в польском оригинале как «чёрт», то есть нет нюансов что это дьявол или бес. --
18:10, 26 мая 2015 (UTC)
[
]
По-моему, пушкинская очень уместна. В энциклопедиях основные картинки должны быть неброские по идее, за исключением ярких по своей природе тематик.
Викидим
18:28, 26 мая 2015 (UTC)
[
]
У Пушкина есть рисунок чёрта? Беса знаю. А на чёрта ссылочку не дадите? --
Лобачев Владимир
20:07, 26 мая 2015 (UTC)
[
]
Опять сознательное
ВП:ПОКРУГУ
.... Давалась
цитата Пушкина
, бес и чёрт взаимозаменяемы. Поясните, почему именно Вы, добавив эти картинки в википедию, поместили их в категорию Chort, если по Вашему это не чёрт?
,
. --
21:20, 26 мая 2015 (UTC)
[
]
Поменял в карточке на чешский рисунок 19 века. --
noname
13:59, 5 июня 2015 (UTC)
[
]
Родственные проекты
По поводу
.
ВП:ССЫЛКИ
разъясняет, что раздел «Ссылки» предназначен исключительно для внешних ссылок за пределами Википедии и родственных проектов:
Статьи Википедии могут содержать ссылки на внешние источники
ССЫЛКИ не исключают нахождение там шаблона, документация шаблона носят рекомендательный характер. А вот консенсус большинства статей вики располагает шаблон в сслках, а не в см. также. --
La loi et la justice
(
обс.
) 05:59, 23 июля 2020 (UTC)
[
]
Насколько я знаю, в большинстве случаев это связано с отсутстствие раздела
См. также
. А консенсус зафиксирован в правилах и шаблонах. Или есть какие-то иные зафиксированные консенсусы? —
Лобачев Владимир
(
обс.
) 06:13, 23 июля 2020 (UTC)
[
]
Вот как раз из-за необязательности раздела "см. также" шаблон "родственные проекты" должен располагаться всегда внизу статьи, тем более, что "см. также" предназначен для внутренних, а не внешних ссылок. —
176.97.110.40
08:18, 23 июля 2020 (UTC)
[
]
Ссылки на родственные проекты не считаются внешними. Поэтому они и располагаются отдельно, если есть раздел «См. также». —
Лобачев Владимир
(
обс.
) 13:07, 23 июля 2020 (UTC)
[
]
Ссылки на родственные проекты ведут не на страницы Википедии. Так какие это ссылки? —
176.97.110.40
13:12, 23 июля 2020 (UTC)
[
]
Раздел "внешние ссылки", на правила которых вы, Лобачев Владимир, ссылаетесь, не имеет отношения к шаблону "родственные проекты", просто он также, как и этот шаблон располагается внизу статьи. —
176.97.110.40
13:46, 23 июля 2020 (UTC)
[
]
Правило
Википедия:Внешние ссылки
говорит, что туда помещаются именно внешние ссылки, и особо подчёркивается:
В настоящем руководстве не рассматриваются вопросы, связанные со ссылками на другие проекты Фонда Викимедиа и на статьи в иноязычных разделах Википедии — такие ссылки не считаются «внешними».
В разделе "см. также" находятся внутренние ссылки, это статьи Википедии. "Родственные проекты" это ссылки на статьи вне Википедии, их нельзя уравнивать. Утверждение "такие ссылки не считаются «внешними»" нужно рассматривать в контексте всех остальных ссылок вне фонда Викимедиа. —
176.97.110.40
14:49, 23 июля 2020 (UTC)
[
]
В первую очередь
«нужно рассматривать в контексте»
правил руВики. А там (см. цитату выше) однозначно указано, что ссылки на родственные проекты не являются
внешними
. —
Лобачев Владимир
(
обс.
) 16:08, 23 июля 2020 (UTC)
[
]
А там (см. цитату выше) однозначно указано, что в настоящем руководстве не рассматриваются вопросы, связанные со ссылками на другие проекты Фонда Викимедиа. —
176.97.110.40
18:53, 23 июля 2020 (UTC)
[
]
Гераклиты
Дорогой
Nikolay Omonov
, там же прямо рядом ссылка, по которой если пойти, видно, что это не тот Гераклит. Проверьте.
Demetrius Talpa
(
обс.
) 12:05, 17 января 2022 (UTC)
[
]