Interested Article - Философия любви

Филосо́фия любви — раздел философии , изучающий природу любви .

Античная философия

Первые философские концепции любви носили космологический характер. Нагляднее всего это проявилось в философии Эмпедокла , который в своей натурфилософской поэме «О природе» выдвинул, по мнению проф. В. П. Шестакова , первую философскую теорию любви . Гораздо более сложную трактовку любовь получила у Платона , чья философия любви послужила центром и отправной точкой любых попыток теоретического истолкования любви во всей последующей истории европейской культуры . Главное сочинение Платона, специально посвящённое вопросу о сущности любви, — это диалог « Пир ».

Средневековая философия

В средневековой философии концепция античного эроса уступила место новому пониманию любви, которое было обозначено понятием «каритас» или « агапе » .

Философия Возрождения

В развитии теории любви в эпоху Возрождения, согласно проф. В.П. Шестакову , можно выделить три периода, которые отличаются друг от друга по предмету, характеру и даже стилю рассуждений о любви:

  1. поэтический;
  2. философский;
  3. эротико-дидактический.

В третьем периоде образ мыслителя, стремящегося разгадать тайны мироздания, сменяется образом придворного, рассуждающего о любви по требованию придворной этики .

Философия любви в России

В России одним из первых, кто привлёк внимание к традиционно замалчиваемым вопросам пола, был Василий Розанов .

Он первый с невиданной смелостью нарушил условное, лживое молчание... Розанов с гениальной откровенностью и искренностью заявил во всеуслышание, что половой вопрос – самый важный в жизни, основной жизненный вопрос, не менее важный, чем так называемый вопрос социальный, правовой, образовательный и другие общепризнанные, получившие санкцию вопросы. Н. Бердяев ,

Развитие теории любви в России шло по двум главным направлениям. Одно из них было начато В. С. Соловьёвым (см. « Смысл любви ») и было связано с переосмыслением идей платоновского Эроса. Другое направление было связано с богословием и возрождало средневековое представление о любви, выраженное в понятии каритас . Представителями первого направления были Н. Бердяев, Л. Карсавин , 3. Гиппиус , Б. Вышеславцев и другие. Второе направление было представлено именами П. Флоренского , С. Н. Булгакова , Н. Лосского , И. Ильина .

По поводу концепции любви у Соловьёва князь Трубецкой писал:

У Бёме и Баадера мы находим в общем то же учение о распадении единой целостной человеческой личности вследствие греха на две половины (пола) и о задаче любви — восстановления единой, целостной человеческой личности ( андрогина ). С этой точки зрения Баадер, например, совершенно так же, как Соловьев, объясняет «фантасмагорию половой любви», ту правду любовной экзальтации, в силу которой предмет любви кажется любящему прекраснее и лучше, чем он есть на самом деле. По Баадеру, тут в земном человеческом образе просвечивает «София или небесное человечество»; в подъеме любовного чувства человек слышит призыв осуществить ее в самом себе и в предмете своей любви. Е. Н. Трубецкой , «Миросозерцание В. С. Соловьёва», , с. 581—582.

Примечания

  1. , с. 21.
  2. , с. 22.
  3. , с. 57.
  4. , с. 64.
  5. , с. 75-77.
  6. , с. 5-6.
  7. .
  8. , с. 157.

Литература

Первоисточники по философии любви

Ссылки

Источник —

Same as Философия любви