Interested Article - Порта Палио

Порта Палио ( итал. Porta Palio — Врата ристалищ) — городские ворота в Вероне , северная Италия (область Венето), построены в 1547—1557 годах выдающимся веронским архитектором Микеле Санмикели вместе с Порта Нуова в качестве оборонительного укрепления города. Изначально назывались Порта Сан Систо (Врата Святого Сикста). Поводом для нового названия стали проводившиеся поблизости традиционные городские ристалища (конные состязания) — palio, упоминаемые, в частности, Данте Алигьери в XV песне «Ада» .

История

Порта Палио. Фасад с внешней дороги
Фасад со стороны города
Внутренняя галерея

Ворота являются важным памятником истории и архитектуры города Верона, связанным с ренессансной темой военного триумфа у городских ворот, идеей «Укреплять и украшать» ( лат. Мunire et ornare ) . Решение построить в этом месте новые укреплённые ворота было принято в 1530-х годах герцогом Франческо Мария I делла Ровере , так как его беспокоило положение слабых средневековых ворот, расположенных на важном направлении вдоль античной дороги Виа Постумия , ведущей к центру города.

В октябре 1530 года ответственным за укрепления Вероны (inzener sopra le Fabriche) был назначен веронский инженер-фортификатор и архитектор Микеле Санмикели. Его проект включал создание трёх городских ворот: первыми были Порта-Нуова (1532), за которыми последовали (1541) и Порта Палио . Однако проект Порта Палио был отложен и возобновлён только в 1550 году, официальное открытие всё ещё незавершённой постройки состоялось в 1561 году.

Архитектура

Особенностью Порта Палио являются различные фасады : фасад с внешней дороги имеет один арочный проём (и две боковые двери) и облицован рустом , а фасад со стороны города, облицован веронским туфом , имеет сдвоенные рустованные полуколонны дорического ордера и пять арочных проёмов, которые образуют в толще ворот внутреннюю галерею перекрытую крестовыми сводами . Санмикели планировал построить и второй этаж (для размещения оборонительной артиллерии), но это не было осуществлено. Ранее ворота были оборудованы деревянными разводными мостами, пересекавшими крепостной ров .

Суровый стиль внешнего фасада объясняют теорией архитектора Себастьяно Серлио : крепостные ворота призваны обозначать границу между городом и сельской местностью (suburbana), поэтому изнутри постройка должна казаться произведением природы, а со стороны сельской местности — делом рук человека. Для тех, кто прибывает в город, монументальные ворота также являются началом пути, который через длинную прямую ось соединяет их с веронскими древностями: Аркой Гави , воротами Борсари и, наконец, с площадью Пьяцца делле Эрбе , где когда-то был римский форум. Однако эта же перспектива ведёт к постройкам эпохи Возрождения, работой Санмикели: Палаццо Каносса и Палаццо Бевилаква .

Примечания

  1. Atlante castellano d'Italia
  2. Киарелли Р. Верона. История и шедевры. — Verona: Bonechi Edizioni, 1979. — С. 75. — ISBN 88-7204-252-6
  3. Concina Е., Molteni Е. La fabrica della fortezza: l’architettura militare di Venezia. — Verona: Banca Popolare di Verona, 2001. — Р. 136
  4. Calcagni А. С. Le mura di Verona. — Cierre edizioni, 2005. — ISBN 88-8314-008-7 . — Р. 96
  5. Porta Palio, su mapserver5.comune.verona.it. URL consultato il 18 novembre 2020 (archiviato il 18 novembre 2020)
  6. Sandrini А., Brugnoli Р. Architettura a Verona nell’età della Serenissima. — Verona: Banca Popolare di Verona, 1988. — Р. 126

См. также

Источник —

Same as Порта Палио