Interested Article - Аниконическая декорация
- 2020-07-10
- 1
Аниконическая декорация (от греч. ἀ(ν) — не, без, εἴκων — образ) — система росписи христианского храма без изображения сцен из Священного Писания или церковной истории, а также без каких-либо антропоморфных образов. Особое распространение аниконическая декорация получила в Византийской империи в период иконоборчества .
При аниконической декорации используются различные символические изображения, пейзажные , архитектурные и орнаментальные мотивы, а также растительно-зооморфная тематика. Главным изобразительным мотивом при таком украшении храмов выступает изображение креста .
К наиболее ранним примера аниконоческой декорации относятся:
- римские мозаики в мавзолее Констанции (первая половина — середина IV века ), в капелле Руфины и Секонды Латеранского баптистерия (ок. 315 года ) — украшения в виде изображений птиц, животных, цветов и растений.
- константинопольские постройки V—VI веков, несмотря на распространение иконных изображений , также украшались аниконической декорацией ( купол и апсида собора Святой Софии изначально были украшены сочетаниями латинских крестов и орнаментов; аналогично была изначально украшена церковь Святых апостолов ).
В период иконоборчества данная система росписи становится доминирующей в изобразительном искусстве Византии. Кроме изображений креста и различных орнаментов, основной тематикой изображений этого периода стали пасторали . Император Феофил украшал здания подобными орнаментально-буколическими изображениями в большом количестве. Искусствовед Г. С. Колпакова отмечает, что « Увлечение буколикой приобретало весьма специфические, романтическо-чувственные формы, явно связанные с общей реформационной программой иконоборчества ». При создании таких композиций уничтожались прежние изображения. Так, по приказанию Константина V евангельский цикл во Влахернской церкви был уничтожен. Его заменили « деревьями, цветами, различными птицами и другими животными, окруженными побегами растений, среди которых копошились журавли, вороны и павлины »; по свидетельству современников, храм был « превращён в овощной склад и птичник ».
Из произведений иконоборческого периода, выполненных в данной системе декорации, сохранились :
- изображение креста в конхе апсиды церкви Святой Ирины в Константинополе;
- орнаменты в виде крестиков на алтарном своде храма Святой Софии в Салониках , а на мозаике апсиды с изображением Богородицы видны следы ранее находившегося на её месте креста;
- росписи ряда пещерных церквей Каппадокии (например, Святого Никиты Столпника в Кызылчукуре (VII—IX вв.) и Кокар в долине Ыхлара (1-я пол. IX в.));
- церкви острова Наксос : церковь Святой Кириакии (в алтаре находится фриз из сасанидских птичек с лентами на шее, кресты и чешуйчатый орнамент) и церковь Святого Артемия (орнаменты из ромбов, вписанных в квадраты).
После окончательного восстановления иконопочитания в 843 году использование аниконической декорации в искусстве Византии значительно уменьшилось, и в храмы вернулись прежние традиционные иконные изображения.
Примечания
- Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб. : Азбука-классика, 2010. — С. 261. — 528 с. — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
- Житие св. Стефана Нового // PG . 100. Col. 1120
- Квливидзе Н. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. 8 . — С. 303—359 . — ISBN 5-89572-014-5 . 28 августа 2011 года.
Литература
- Этингоф О. Е. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. 2 . — С. 438—439 . — ISBN 5-89572-008-0 .
- 2020-07-10
- 1