Interested Article - Адописная икона
- 2021-05-05
- 1
Адописная икона — название легендарных икон, под красочным слоем, левкасом или окладом которых были помещены изображения дьявола ( чёрта ). Также, к образу святого могли быть пририсованы рога , скрытые красочным слоем. Адописные иконы считаются легендарными по причине отсутствия сохранившихся примеров. При этом изображения дьявола и чертей присутствуют на канонических православных иконах при изображении сцен ада , Страшного суда и других апокалиптических эпизодов, а также различных чудес .
Впервые термин «адописанный» встречается в « Прологе » за 13 ноября применительно к хоругвям еретиков- савелианитов . «Полный церковнославянский словарь» Григория Дьяченко даёт этому слову следующее объяснение — «написанный во аде, в подземном мучилище» . Однако словосочетание «адописные иконы» известно в основном в старообрядческой среде, но не отражено в каком-либо языковом словаре .
История
Впервые о подобной иконе сообщает житие Василия Блаженного (XVI век): святой на глазах изумлённой толпы богомольцев кинул камень в образ Богородицы на Варварских воротах , который почитался чудотворным, а затем показал всем, что под краской было скрыто изображение чёрта . Успенский Б. А. видит в этом народное «представление о непременной связи записанного изображения и нового, его покрывающего, — то есть о влиянии первого на второе» .
Написание адописных икон на Руси было разновидностью чёрной магии . Этнографические описания сообщают: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника» . В результате этого, молящийся перед такой иконой обращается не к Богу , а к сатане , и молитва приобретает обратный эффект.
Сообщения об адописных иконах появляются в газетных публикациях и литературе второй половины XIX века. В них сообщается только о поздних иконах «дешёвого и неискусного письма» . Увлекшийся иконописью писатель Н. С. Лесков включает упоминание об адописной иконе в свою повесть « Запечатленный ангел » (1872 год), а в 1873 году публикует небольшую статью «Об адописных иконах» . Несмотря на эти исследования XIX века, в XX веке Н. И. Толстым были высказаны сомнения в реальном существовании адописных икон , которое разделяют современные искусствоведы, по причине отсутствия материальных свидетельств.
Причины появления
В качестве причин появления адописных икон называют :
- «игра» в нераспознание «антихристовой прелест и »;
- деятельность староверов , направленная на очернение икон «фряжского» письма с целью отучить от них народ;
- мошенничество иконоторговцев- офеней . Подобная история описана Н. С. Лесковым :
Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит:
« Ты гляди, человече, этой иконе не покланяйся ».
Я говорю:
« Почему? »
А он отвечает:
« Потому что она адописная », — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.
« Господи! — заплакал я, — да что же это такое? »
« А то , — говорит, — что ты не ему, а мне закажи ».
И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…
- провокация « жидовствующих » .
Параллели
Отмечается структурное сходство между слухами об адописных иконах и массовым поиском антисоветской символики на изображениях и предметах быта в 1930-е годы. Оно состоит в «вычитывании несуществующего знака и поиске вредителя , который стоит за его размещением» ( гиперсемиотизации ). В то же время адописная икона «переадресует молитву, направляя её иному, вредоносному субъекту», а контрреволюционный символ на коробке спичек делает его носителем любого, кто сможет его разглядеть .
Примечания
- ↑ Трубачева М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. 1 . — С. 310 . — ISBN 5-89572-006-4 .
- Полный церковнославянский словарь / Сост. свящ. Г. Дьяченко. СПб., 1900. С. 6
- Панченко А. М. от 23 августа 2011 на Wayback Machine // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. — Т. 29: Вопросы истории русской средневековой литературы. Памяти В. П. Адриановой-Перетц. — 384 с.
- ↑ Успенский Б. А. Семиотика иконы // . — М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. — ISBN 5-88766-003-1 .
- Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. LXIX. Труды этнографического отдела. М., 1890. Т. XI. Вып. 1. С. 119
- Лесков Н. С. Об адописных иконах // Русский мир. — 24 июля 1873. — № 192 .
- Толстой Н. И. Из заметок по славянской демонологии. 2. Каков облик дьявольский? // Народная гравюра и фольклор в России XVIII—XIX вв. М., 1976. С. 310—311
- Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. — М. , 1910. — С. 305.
- Архипова А., Михайлик Е. от 17 апреля 2017 на Wayback Machine // Новое литературное обозрение . — 2017. — № 1.
Литература
- Трубачева М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. 1 . — С. 310 . — ISBN 5-89572-006-4 .
- Лесков Н. С. Об адописных иконах // Русский мир. — 24 июля 1873. — № 192 .
- Иванов С. А. «Адописные иконы» в контексте позднесредневековой русской культуры // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. — М. , 1996. — С. 385—391 .
Ссылки
- // Культурология.ру
- // Кириллица.ру
- // РИА Новости , 28.06.2020
- Юлия Щербинина . // Дилетант , 14.05.2022
- // Сноб , 22 марта 2023
- 2021-05-05
- 1